Файл: Теоретические аспекты изучения использования подвижных игр для воспитания быстроты у младших школьников 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1 Понятие «быстрота» в педагогической литературе 4
1.2 Развитие быстроты у младших школьников 8
1.3 Характеристика подвижных игр и их влияние на развитие быстроты 13
Выводы по главе 1 17
ВВЕДЕНИЕ
Активность младшего школьника – ежедневная деятельность. Огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода – гиподинамии, так как дети основную часть дня – около 70% времени поводят в статичном сидячем положении.
Для решения этой проблемы более эффективно можно использовать в подвижные игры.
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию младших школьников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Большее предпочтение в выборе подвижной игре отдается подвижным играм, имеющим сюжетный характер. Игры этого вида строятся на основе опыта детей. Выполняемые движения носят в основном имитационный характер (прыгать как зайчики). Но известно, что существуют также бессюжетные игры с элементами соревнований, с предметами; игры – забавы, аттракционы, спортивные игры. С их помощью мы можем решать проблему гиподинамии; мы можем в полной мере развивать у младших школьников быстроту, ловкость, силу, выносливость.
Объект исследования: процесс развития быстроты у младших школьников.
Предмет исследования: воспитание быстроты у младших школьников на уроках физической культуры с использованием подвижных игр
Цель: совершенствовать развитие быстроты у школьников младших классов с применением подвижных игр.
Задачи:
-
Рассмотреть понятие «быстрота» в педагогической литературе. -
Дать характеристику подвижных игр и рассмотреть их влияние на развитие быстроты. -
Провести диагностику уровня сформированности быстроты у младших школьников. -
Составить комплекс подвижных игр, направленный на воспитание быстроты у младших школьников на уроках физической культуры. -
Проверить эффективность комплекса подвижных игр.
Для решения поставленных задач и достижения сформулированной в работе цели применены методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические – тестирование; математическая обработка данных.
База исследования: МОУ СОШ г. Челябинск. В исследовании приняли участие 20 обучающихся, 2 класса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ БЫСТРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «быстрота» в педагогической литературе
Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин заменили на понятие «скоростные способности».
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [13].
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.
Ю. Ф. Курамшин определяет скоростные способности как комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Автор различает элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относит четыре вида скоростных способностей:
-
способность к быстрому реагированию на сигнал; -
способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью; -
способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью); -
способность к выполнению движений в максимальном темпе [13].
К комплексным формам проявления скоростных способностей относит:
-
способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе; -
способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) – в беге, плавании и других циклических локомоциях; -
способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.
Ю.Ф. Курамшин определил, что проявление факторов быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нервно-мышечного аппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце;
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности суставов;
7) способности к координации движений;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9° [9].
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.
Как отмечает Н. В. Королева, целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).
Задачи развития скоростных способностей состоят в следующем:
1. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
2. Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
3. Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.) [9].
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо около-предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения) [7].
В. И. Лях разделяет средства развития скоростных способностей на три основные группы [17].
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
a) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия:
a) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты [27].
Таким образом, скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Под «быстротой» понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших затрат.
1.2 Развитие быстроты у младших школьников
В литературе встречаются различные определения понятия быстроты, из которых можно выделить три группы определений, наиболее полно отражающие её сущность. Под быстротой понимают:
-
способность человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени; -
комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений; -
проявление способностей человека срочно реагировать на внешние раздражители и выполнять быстрые движения.
Физиологический механизм проявления быстроты, по мнению Б. М. Шияна представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы и её двигательной сферы периферического нервно-мышечного аппарата.
Многими исследованиями Б. М. Шияна, Л. В. Волкова, Н. В. Андрощенко и другими учёными установлено, что быстрота является комплексным качеством, который проявляется через [2]:
-
скорость двигательных реакций; -
скорость выполнения одиночных движений; -
быстрое начало движений (резкость).
Показатели скорости в естественных условиях зависят от развиваемого ускорения, а оно определяется силой мышц, и через неё массой тела, или его звеньев, длиной рычага, общей длиной тела и т.д.
Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется:
-
быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры; -
быстротой переработки сигнала в ЦНС; -
быстротой принятия решения о реагировании на сигнал; -
быстротой посылки сигнала к началу действия; -
быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы).
Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение практически для любой профессиональной деятельности, связанной с выполнением каких-либо двигательных действий. В ходе решения таких профессиональных задач встречаются случаи, когда требуется отвечать на какой-либо сигнал с минимальной задержкой времени. Современные технические системы, операторская деятельность, например, нередко предъявляют высокие требования к быстроте реагирования. Быстрота реакции имеет большое значение и для различных единоборств, используемых в прикладной подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны. Исследования показывают, что и в спринтерском беге, то есть, в беге с максимальной скоростью, преимущество имеют те спортсмены, у кого выше быстрота реакции и подвижность нервных процессов [4].