Файл: Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный технический университет (ФГБОУ ВО
«ВГТУ», ВГТУ) Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Кафедра экономической безопасности
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономический анализ на тему Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия
Выполнила) студент 4 курса группы зЭБР-191
( Аксенова АД. )
( курс, группа, подпись) (инициалы, фамилия Руководитель доцент кафедры ЭБ, доцент ( Лавренова ГА (должность, звание, подпись) (инициалы, фамилия) Оценка Дата сдачи
____________________
« » 2023 г. Воронеж 2023
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Воронежский государственный технический университет (ФГБОУ ВО
«ВГТУ», ВГТУ) Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Кафедра экономической безопасности
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономический анализ на тему Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия
Выполнила) студент 4 курса группы зЭБР-191
( Аксенова АД. )
( курс, группа, подпись) (инициалы, фамилия Руководитель доцент кафедры ЭБ, доцент ( Лавренова ГА (должность, звание, подпись) (инициалы, фамилия) Оценка Дата сдачи
____________________
« » 2023 г. Воронеж 2023
2 СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическая часть
3 1.1 Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия
3 2 Практическая часть
10 2.1 Анализ структуры имущества
10 2.2 Анализ структуры пассивов
15 2.3 Анализ рентабельности
20 2.4 Анализ финансовой устойчивости
21 3
Анализ банкротства
26 3.1 Оценка вероятности банкротства
30 Список используемых источников
32
3 1 Теоретическая часть
1.1 Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия Концепция оценки финансового состояния Финансовое состояние предприятия — это поток денежных потоков, которые обслуживают продажу и производство его продукции. Дело в том, что между развивающимися темпами производства и экономическим состоянием организации существует система взаимозависимостей. Рост объёмов производства улучшит состояние компании, но её падение, наоборот, ухудшится. Но финансовое благополучие, в свою очередь, повлияет на производство оно замедлит или ускорит производство. Финансовое состояние предприятия будет зависеть отряда показателей оборотного капитала, имущества, расчетов и платежей. Трудности в организации возникают из-за недостатка средств, недоступности кредитов, сокращения сроков их предоставления, неправильного инвестирования, их необоснованного использования и т. д. Существует специальная методика анализа финансового состояния предприятия. Ее содержание заключается в прогнозировании и оценке деятельности организации поданному вопросу в соответствии сданными бухгалтерского учета и отчетности. Финансовое состояние предприятия в этом случае следует рассматривать со следующих позиций
⎯ необходимо оценивать организацию сточки зрения ее экономического содержания
⎯ рекомендуется определить, как система факторов (внешних и внутренних) влияет на основные и основные показатели, а также выявить имеющиеся отклонения от них
⎯ должен быть регулярный прогноз состояния компании
4
⎯ рекомендуется регулярно обосновывать, разрабатывать и готовить к принятию систему решений по улучшению ситуации в компании
⎯ внутренний анализ обязательно будет проведен сотрудниками этой организации в соответствии с утвержденным планом
⎯ аудит (внешний анализ) должен определяться интересами других пользователей и проводиться согласно официальным данным бухгалтерского учета. Финансовое состояние предприятия будет успешным, если оно сможет существовать, развиваться, а также поддерживать баланс своих активов и пассивов в ситуации изменения внешней и внутренней реальности. Финансовый анализ, таким образом, является попыткой разбить финансовую отчетность на компоненты на основе поставленной цели и установить отношения как между этими компонентами, с одной стороны, таки между отдельными компонентами и итогами этих статей, с другой. Введение в анализ финансового рейтинга Понятие рейтинг означает комплексную оценку объектов одного типа по единой и сопоставимой шкале значений, проводимую по единому алгоритму с использованием прозрачной и доступной методологии. Рейтинг позволяет объективно оценивать преимущества и недостатки определенного субъекта в конкурентной среде схожих субъектов либо на равных начальных условиях, либо на определенный период времени с использованием единой методики оценки. Очень часто разные пользователи финансового анализа компании, такие как кредиторы, инвесторы, менеджеры фирмы нуждаются в получении краткой и четкой сводной информации о ее финансовом состоянии. С помощью расчета многочисленных соотношений можно получить представление только о некоторых конкретных сферах деятельности компании. Учитывая это, была разработана специальная рейтинговая система для оценки финансового состояния компании.
5 Рейтинговая методика основана на теории финансового анализа с использованием различных рейтингов. Цель применения распределение фирм по уровню риска на рынке. При этом надежность состояния компании характеризуется ее способностями удовлетворять требования кредиторов, гасить свои долги, возвращать взятые кредиты, платить налоги и зарплату. Ее методология включает расчет наиболее важных показателей фирмы ив зависимости от их значений, определение итогового финансового рейтинга компании. Преимущества применения рейтинговой методики Основная цель оценки — сориентировать всех потенциальных пользователей в ситуации, сложившейся в системе субъектов предпринимательства, определить местоположение или их положение в совокупности объектов. Расположение бизнес-объекта в списке рейтинга не определяет абсолютную надежность конкретного участника, а только степень, уровень надежности по сравнению с другими. Одним из результатов оценки является формирование рейтинга хозяйствующих субъектов в соответствии с системой показателей их финансового состояния. Получение информации позволяет анализировать возможность принятия управленческих решений. При разработке методологии оценки следует учитывать, что пользователи информации по-разному заинтересованы в оценке производительности бизнес-систем в зависимости от их отношений сними. Для владельцев рейтинги дают возможность получить информацию о внешних условиях компании по отношению к существующим конкурентам, а оценка потенциальных инвесторов помогает в выборе объекта инвестирования. Субъекты бизнеса должны регулярно отслеживать собственные рейтинги, чтобы определять свою позицию, сохранить свой имидж, оценивать эффективность и определять стратегию дальнейшего
6 развития. Формирование рейтинга является необходимым инструментом для надежного определения своей позиции и степени устойчивости по сравнению с другими конкурентами. Рейтинги могут использоваться внутренними и внешними субъектами управления. Используя внутренние рейтинги, можно определять место экономического субъекта в данной системе и оценивать его конкурентов. Внешними пользователями могут быть инвесторы, поставщики, сотрудники и другие партнеры бизнес-субъекта. Среди достоинств данного метода можно выделить
⎯ в основе лежит общая оценка показателей состояния
⎯ проводится на базе данных отчетности фирмы
⎯ относится к сравнительным методикам среди конкурентов
⎯ применяется гибкий вычислительный механизм. Оценка финансового рейтинга Итоговая оценка рейтинга учитывает важные параметры деятельности компании в целом. Ее построение основано на информации о мощностях фирмы, состоянии средств и т.д. После всех вычислений показатели сравниваются с нормативными значениями. В зависимости от результатов этого сравнения каждое из соотношений получает оценку 1, 0 или -1. Они взвешиваются по коэффициентам, тщательно отбираются для каждого соотношения в соответствии сего важностью и влиянием, далее суммируются. Конечным результатом расчета является финансовый рейтинг компании. Окончательное заключение о финансовом состоянии компании делается в зависимости от значения этого финансового рейтинга. В цивилизованных странах с развитой экономической системой законодательство о несостоятельности (банкротстве) является необходимым
7 элементом механизма правового регулирования рыночных отношений. Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансового состояния, различия в уровне критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающих в связи с этим сложностей в общей оценке финансового положения предприятия, рекомендуется проводить рейтинговую оценку его финансового состояния. При анализе финансовой отчетности, для определения уровня финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе ириска банкротства, проводят анализ платежеспособности предприятия по методике Д. Дюрана. Методика Д. Дюрана представляет собой интегральную оценку финансовой устойчивости на основе скорингового анализа. Таблица 1 - Группировка предприятий на классы по уровню платежеспособности Показатель Границы классов согласно критериям
I класс
II класс
III класс
IV класс
V класс Рентабельность активов, %
30% и выше баллов
29,9-
20%(49,9-35 баллов)
19,9-
10%(34,9-20 баллов)
9,9-1%(19,9-
5 баллов) Менее 1%-0 баллов Коэффициент текущей ликвидности
2,0 и выше баллов
1,99-1,7(29,9-
20 баллов)
1,69-1,4(19,9-
10 баллов)
1,39-1,1-
(9,9-1 балла)
1 и ниже 0 баллов Коэффициент автономии
0,7 и выше-
20 баллов
0,69-
0,45(19,9-10 баллов)
0,44-0,3(9,9-5 баллов)
0,29-0,2-(5-1 баллов) Менее 0,2-0 баллов Границы классов
100 баллов
99-65 баллов
64-35 баллов
34-6 баллов
0 баллов В соответствии с этой моделью предприятия имеют следующее распределение по классам
I
— предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств
II
— предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматриваются как рискованные
8
III
— проблемные предприятия
IV
— предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению
V
— предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные. Следующим способом определения уровня финансовой устойчивости предприятия является модель ОП. Зайцевой для оценки риска банкротства предприятия имеет вид К = Х + Х + Х + Х+ Х + Х где, Х = Куп – коэффициент убыточности предприятия, характеризующийся отношением чистого убытка к собственному капиталу Х = Кз – коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности Х = Кс – показатель соотношения краткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этот коэффициент является обратной величиной показателя абсолютной ликвидности Х = Кур – убыточность реализации продукции, характеризующийся отношением чистого убытка к объёму реализации этой продукции Х = Кфл – коэффициент финансового левериджа (финансового риска) – отношение заемного капитала (долгосрочные и краткосрочные обязательства) к собственным источникам финансирования Х = Кзаг – коэффициент загрузки активов как величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов – отношение общей величины активов предприятия (валюты баланса) к выручке. Для определения вероятности банкротства необходимо сравнить фактическое значение Кфакт с нормативным значением (К, которое рассчитывается по формуле К = 0,25 * 0 + 0,1 * 1 + 0,2 * 7 + 0,25 * 0 + 0,1 * 0,7 + 0,1 * Х6прошлого года
9 Если фактический коэффициент больше нормативного Кфакт > Кто крайне высока вероятность наступления банкротства предприятия, а если меньше - то вероятность банкротства незначительна.
10 2 Практическая часть Краткая характеристика предприятия Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл". Сокращенное наименование - ОАО "Лукойл". ОАО "Лукойл" осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью, Уставом общества. Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. ОАО "Лукойл" для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности
⎯ посредническая деятельность
⎯ торгово-закупочная деятельность, оптовая и розничная торговля
⎯ комиссионная и коммерческая деятельность
⎯ производство и реализация товаров народного потребления, оказание платных услуг населению
⎯ иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации. Предмет деятельности ОАО "Лукойл" в 2021-2023 гг.:
⎯ выполнение работ по ремонту, наладке, техническому обслуживанию, монтажу газоперекачивающего, энергомеханического оборудования
⎯ хранение и распределение по объектам переработки и транспорта газа и нефти, их производных.
2.1 Анализ структуры имущества Анализ структуры имущества ПАО Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»» представлен в таблице 4. В 2022 году произошло снижение общей стоимости имущества на 76 402 444 тыс. рубили на 0,04% в сравнении с 2021 годом.
11 Наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на внеоборотные активы. Наибольший удельный вес в структуре внеоборотных активов приходится на финансовые вложения и составляет 58,33% в 2022 году. Доля основных средств в общей структуре активов за 2022 год составила
0,79% ив структуре внеоборотных активов. В 2022 году происходит рост основных средств на 645 489 тыс. руб. Рост доли стоимости основных средств на +0,06% в структуре имущество организации в 2022 году следует отметить как положительно влияющую тенденцию, так как она направлена на увеличение производственного потенциала предприятия. Увеличение доли отложенных налоговых активов не может быть оценено положительно, поскольку они характеризуются нулевой доходностью. Величина результатов исследований и разработок, нематериальных активов и отложенных налоговых обязательств в структуре активов ПАО Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»» является незначительной. При анализе активов виден спад стоимости внеоборотных средств на 7 588 261 тыс. рубили на 0,01% от их величины предыдущего периода. Произошло это главным образом за счет уменьшения стоимости финансовых вложений и прочих внеоборотных активов на 8291430 тыс. руб. Таблица 2 - Анализ структуры имущества ПАО Нефтяная компания
«ЛУКОЙЛ»»
12 Показатель Значение показателя Изменение за анализируемый период тыс. руб. в % к валюте баланса в % к разделу баланса Абсолютное, тыс. руб. относительное,
% относительное, раз
2021 год
2022 год
2021 год
2022 год
2021 год
2022 год
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 1)
ВА:
1 159 502 563 1 151 914 302 57,31 59,17 100,00 100,00
-7 588 261
-0,01 0,99
НМА
347 421 367 697 0,02 0,02 0,03 0,03 20 276 0,06 1,06
РИР
33 719 31 867 0,00 0,00 0,00 0,00
-1 852
-0,05 0,95 ОС
14 781 123 15 426 612 0,73 0,79 1,27 1,34 645 489 0,04 1,04
ФВ
1 143 632 674 1 135 472 697 56,53 58,33 98,63 98,57
-8 159 977
-0,01 0,99 ОНА
493 340 532 596 0,02 0,03 0,04 0,05 39 256 0,08 1,08 Прочие ВА
214 286 82 833 0,01 0,00 0,02 0,01
-131 453
-0,61 0,39 2) ОА:
863 678 809 794 864 626 42,69 40,83 100,00 100,00
-68 814 183
-0,08 0,92 З
19 191 34 825 0,00 0,00 0,00 0,00 15 634 0,81 1,81 НДС
28 699 238 739 0,00 0,01 0,00 0,03 210 040 7,32 8,32
ДЗ
140 709 715 189 065 953 6,95 9,71 16,29 23,79 48 356 238 0,34 1,34
ФВ
595 695 298 473 098 710 29,44 24,30 68,97 59,52
-122 596 588
-0,21 0,79
ДС
127 225 906 132 426 399 6,29 6,80 14,73 16,66 5 200 493 0,04 1,04 ВАЛЮТА
2 023 181 372 1 946 778 928 100,00 100,00
-
-
-76 402 444
-0,04 0,96
13 Обращая внимание на совокупное изменение резервов предприятия и нераспределенной прибыли можно отметить, что за анализируемый период их совокупная величина возросла на 23 593 247 тыс. руби составила 1 312 192 722 тыс. руб, что в целом можно назвать положительной тенденцией. Также можно отметить снижение долгосрочных пассивов на 150 125 700 тыс. руб. при одновременном увеличении краткосрочных пассивов на 50 031 372 тыс. руб. Анализ динамики результатов деятельности ПАО Нефтяная компания
«ЛУКОЙЛ»» представлен в таблице 2. Таблица 3 - Анализ динамики результатов деятельности ПАО Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»» Показатель, тыс. руб.
2021 год год Изменение абсолютное, тыс. руб. относительное,
% относительное, раз
1 2
3 4
5 6 Выручка
259 197 748 316 540 706 57 342 958 22,12 1,22 Себестоимость продаж 21 896 068 18 041 817
-3 854 251
-17,60 0,82 Валовая прибыль
237 301 680 298 498 889 61 197 209 25,79 1,26 Коммерческие расходы 1 607 869 3 478 855 1 870 986 116,36 2,16 Управленческие расходы
22 723 125 24 161 685 1 438 560 6,33 1,06 Прибыль (убыток) от продаж
212 970 686 270 858 349 57 887 663 27,18 1,27 Проценты к получению
66 565 274 67 435 282 870 008 1,31 1,01 Проценты к уплате
42 937 268 51 353 028 8 415 760 19,60 1,20 Прочие доходы
99 026 992 4 370 750
-94 656 242
-95,59 0,04 Прочие расходы
10 527 867 108 511 599 97 983 732 930,71 10,31 Прибыль убыток) ДНО
325 097 817 182 799 754
-142 298 063
-43,77 0,56 Текущий налог на прибыль
24 620 694
-16 099 523
-40 720 217
-165,39
-0,65 Справочно
ПНО
(ПНА)
2 093 418 2 014 629
-78 789
-3,76 0,96