Файл: Теоретические аспекты изучения использования подвижных игр для воспитания быстроты у младших школьников 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Скорость одиночных движений – это простые движения требуют максимального проявления быстроты.
Быстрое начало движения зависит от проявления взрывной силы и имеет значение для эффективности скоростно-силовых упражнений, увеличение скорости начала движения.
Быстрота, как характеристика темпа движения, по мнению Н. В. Андрощенко представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц, т. е осуществлять «включение – выключение».
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую ученик может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.
Методы развития быстроты (по Б. М. Шияну)[3]:
-
упражнения не должны быть сложными по технике выполнения; -
упражнения должны быть хорошо усвоенными, чтобы во время их выполнения внимание было направленно на скорость, а не на способ выполнения; -
продолжительность упражнения на быстроту не должна превышать 5-6 секунд; -
каждое следующее упражнение выполняется в фазе полного обновления сил; -
между выполнением упражнений используется активный отдых; -
упражнения на быстроту выполняются на уроке одними из первых.
Разминка перед выполнением упражнений проходит за 15-20 минут (особенное внимание следует уделить мышцам ног). Упражнения на воспитание быстроты выполняются в начале урока.
Для развития быстроты используют следующие средства:
-
упражнения со сменой темпа, длины шага и направления передвижения; -
упражнения с предметами; -
скоростно-силовые упражнения; -
упражнения на растягивание с целью увеличения амплитуды движений; -
подвижные и спортивные игры и эстафеты.
Применяя игры на начальном этапе необходимо придерживаться таких правил:
-
продолжительность игры не должна вызывать усталость; -
создать условия дефицита пространства (разметка площадки); -
комбинировать игру с перерывами на отдых.
Развитие быстроты ученика тесно связано с развитием способности мышц к расслаблению (от степени их эластичности). Поэтому большой резерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения.
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы. Ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивностью. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты.
Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения чётко и точно.
Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела. Минимальная скорость движений зависит от скоростных нервных процессов и быстроты двигательной реакции и от других- способностей учащихся (динамической силы, гибкости, координат др.) Поэтому скоростные способности - это сложное комплексное двигательное качество.
При развитии быстроты движений у детей, по мнению Э.Я. Степаненковой предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту [3].
В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т.п.
Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).
Наряду с повторным методом большую ценность для развития быстроты представляет игровой метод, т.к. даёт возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением.
Быстрота – это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью. Можно различать быстроту движений и быстроту двигательной реакции. В физическом воспитании для развития качества быстроты применяются: различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускорением, эстафетный бег и д.р.
1.3 Характеристика подвижных игр и их влияние на развитие быстроты
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения.
Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых.
Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил [13].
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которой ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Также подвижные игры различаются:
-
по сложности движений; -
по содержанию сюжета; -
по количеству правил и ролей; -
по характеру взаимоотношений между играющими; -
по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их.
Игры, подводящие к спортивной деятельности, – это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность:
-
соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); -
проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка) [10].
Подвижные игры детей младшего школьного возраста часто сопровождаются словами – стихами, песнями, речитативом, которые
раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др. [20]).
В играх, сопровождающихся текстом, слова нередко произносятся. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что не маловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.
Занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.
Рассмотрим более подробно классификацию подвижных игр.
Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр.
Игры распределяют:
-
По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным). -
По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7-9, 10- 12, 13-15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ. -
С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры). -
По содержанию
-
творческие; -
имитационные; -
игры с музыкальным сопровождением; -
сюжетные; -
игры-забавы; -
игры-состязания.
-
По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках). -
По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании. -
Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта. -
В зависимости от взаимоотношений играющих:
-
игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; -
игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников» [9].
-
По форме организации занятий:
-
игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; -
во внеурочное время; -
на спортивном празднике и т.д.
-
По характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью). -
С учетом места и времени года: