Файл: Методики, авторы, на какие психические процессы направлена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. «ПРИДУМАЙ ИГРУ»

Цель: определить уровень воображения младшего школьника

Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1) Как называется игра? 2) В чем она заключается? 3) Сколько человек необходимо для игры? 4) Какие роли получают участники в игре? 5) Как будет проходить игра? 6) Каковы правила игры? 7) Чем должна будет закончиться игра? 8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

Критерии оценки 1) оригинальность и новизна, 2) продуманность условий, 3) наличие различных ролей, 4) наличие правил, 5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов О баллов — полное отсутствие определенного признака, 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака 2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Выводы об уровне развития 10 баалов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий.

5. «НАРИСУЙ ЧТО-НИБУДЬ» Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ

Цель: определить уровень развития воображения младшего школьника

Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям: 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо. 5-7баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление. 3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинально. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего нарисовать или нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.


Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 5- 7 баллов — средний; 3-4 балла — низкий; 0-2 балла — очень низкий.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ»

Цель: определить уровень сформированности саморегуляции младшего школльника

Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек: |--||--|||--| и т. д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:

- пиши палочки и черточки в такой же последовательности;

- правильно переноси их с одной строчки на другую;

- не пиши на полях;

- пиши не в каждой строчке, а через одну».

Время выполнения задания 5 минут.

Анализ проводится по следующим критериям:

5 баллов -- ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.

4 балла -- по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.

3 балла -- ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2--3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.

2 балла -- ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.

1 балл -- ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.

2. «ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ» Е. АМЕН

Цель: определить наличие школьной тревожности у младшего школьника



«Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинкиу меня не совсем обычные. Посмотри, на них нет лиц. Все -- и взрослые, и дети нарисованы без лиц (предъявляется картинка № 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен будешь придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лица у нас веселые, радостные, счастливые, а когда плохое -- грустные, печальные. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо -- веселое, грустное, или какое-нибудь еще и объяснишь, почему у него такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2--12. [Перед предъявлением каждой повторяется вопрос: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Все ответы детей фиксируются.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Оцениваются ответы на 10 рисунков (2--11). Рисунок 1 -- тренировочный. Рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок закончил выполнение 1задания позитивным ответом. Вместе с тем, следует обратить внимание на редкие случаи (по нашим данным, не более 5--7%), когда ребенок на 12 карточку дает отрицательный ответ, Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

3. «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МОБИЛИЗАЦИИ ВОЛИ»

Цель: определить уровень мобилизации воли младшего щкольника

Ученику дается инструкция: «Вот альбом. В нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок: сначала на нижние, потом на верхние. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя» (последнее слово интонационно выделяется). Правильность выполнения задания фиксируется учителем по направлению взгляда испытуемого.


Анализ выполнения проводится по следующим критериям:

10 баллов -- высшая оценка. Ставится в том случае, если ученик при выполнении всех заданий не отвлекался на картинки. Невыполнение условий для каждого задания снижает оценку на 1 балл.

Высокий уровень -- 9--10 баллов.

Средний уровень -- 6--8 баллов.

Очень низкий уровень -- 1--2 балла.

4. «ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ» М. ЛЮШЕРА

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2–3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

  1. синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;

  2. сине-зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

  3. оранжево-красный – символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;

  4. светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

  1. фиолетовый;

  2. коричневый;

  3. черный;

  4. серый.

Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй – действительное. Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:

1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.


0,5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

5. «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

Метод проведения теста: детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.

Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).

Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.

1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.