Файл: Социальная активность как инструмент поддержания психологического здоровья в пожилом возрасте.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ряд программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, путем повышения их социальной активности, а также организации эффективной досуговой деятельности. в нашей области, как и в России, проблема демографического старения населения является актуальной. Однако, не смотря на всю остроту данной проблемы, должных мер по ее решению не принимается, политика, проводимая в отношении пожилых людей, не захватывает все аспекты и особенности их проблем. Поэтому необходимо создавать дополнительные условия, организации и объединения для решения проблем именно этой слабозащищенной категории населения. Основным показателем адаптированности человека к среде является уровень вовлеченности его в общественную ситуацию, то есть социальной активности. Составляющей социальной активности является эффективная организация досуговой деятельности. Большое внимание нужно уделить содействию организации активного досуга среди пожилых людей. Приоритетными программами, направленными на содействие адаптации пожилых людей являются «Активное долголетие» и «Школа общественной активности», а также обучение компьютерной грамотности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире проблема низкой социальной активности людей в посттрудовой период, становится одной из проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимание общественности и государства. Социальная активность – способ жизнедеятельности социального субъекта, то есть индивида, заключающийся в преднамеренной направленности его деятельности на изменение и улучшение социального мира, в соответствии с назревшими проблемами, потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении важных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Причинами снижения социальной активности среди пожилых людей
являются изменение социального статуса, ухудшение материального положения, потеря прежних социальных контактов, проблемы со здоровьем, а также недостаточная разработка новых социально-психологических мер, направленных на формирование социальной активности пожилых людей.
Посттрудовой период – это период, в который происходят кардинальные изменения в жизни и от того, как проходит данный период зависит уровень социальной активности и как следствие, процесс социальной адаптации. Большинство людей при выходе на пенсию, становятся дисфункциональными и социально пассивными. Потеря прежнего социального статуса, сужение круга общения, материальная зависимость от других из-за потери постоянного дохода способствуют процессу дезадаптации. В результате люди оказываются в социальной изоляции. Одной из главных проблем пожилых людей является чувство одиночества, причиной которого является дегуманизация общества в тех или иных сферах. Необходимо изменить отношение общества к старости, превратить пожилого человека из объекта (клиента) социокультурного воздействия в его субъект.
Все эти негативные явления приводят к хронической неудовлетворенности основных потребностей, особенно в реализации своего потенциала, что приводит к формированию социальной пассивности среди людей пожилого возраста.
Отметим, что экономические и политические реформы в современной России направлены на создание благоприятных условий для полноценного развития человеческих возможностей, что должно приводить к повышению социальной активности, которая способствует динамичному
развитию страны. Важно помочь человеку продолжать отдавать свои знания и опыт, предоставляя тем самым ощущение перспективы в жизни, надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек останется нужным.
Доказано, что чем более активный образ жизни ведет человек, тем дольше сохраняются его интеллектуальные способности. Жизненные успехи продлевают жизнь наравне с физической активностью, поэтому важным является создание условий благоприятных для формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период средствами культуры, образования, общения в процессе ресоциализации.
Социально-психологическая поддержка близких помогает людям пожилого возраста справиться с множеством проблем в посттрудовой период, основными из которых является одиночество и невостребованность – нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Переход в разряд пожилых людей сопровождается ощущениями неполноценности, зависимости, уязвимости, которые способствуют возникновению, как апатии, так и агрессивной реакции, обусловленные крушением ценностных ориентиров и рядом других причин. Поэтому возникает необходимость развить у пожилых людей умение держать себя в хорошей психологической форме, быть стрессоустойчивым и бороться с социальной изоляцией.
Социальная активность – это технологический процесс, формирование которого включает в себя несколько этапов: I этап – целеустановочный, его суть состоит в осознании потребности самореализации и создании общей программы и направлений своей деятельности. II этап – мотивационно- тренинговый, на данном этапе осуществляется работа
по формированию стимулирования мотивации участия пожилых людей общественно-полезной деятельности. III этап – непосредственно уже сама деятельность, которая направлена на решение существующих в обществе социальных противоречий.
Эффективному развитию социальной активности среди людей, вышедших на пенсию, будет содействовать принятие их помощи и вовлечение в деятельность по разрешению социально значимых проблем. Осознание своей значимости и одобрения со стороны общества, способствует формированию адекватной
самооценки и реализует потребность в социальном развитии. Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно социально значимой деятельности способствует общий морально-психологический климат в коллективе. Поэтому создание объединений пожилых людей просто необходимо для формирования их социальной активности и успешного процесса адаптации в посттрудовой период.
Среди механизмов, оказывающих влияние на формирование активной социальной позиции, респонденты отметили организацию коллективной досуговой деятельности, а также большую роль, по их мнению, играет «Школа общественной активности», которая напрямую направлена на формирование социальной активности пожилых людей.
Программы являются эффективным механизмом формирования социальной активности пожилых людей. В «Школе общественной активности», собран комплекс мер, направленных на повышение коммуникаций среди людей пожилого возраста, формирование и развитие социальной активности, организацию досуговой деятельности, раскрытие творческого потенциала, а также получение дополнительных знаний, что в общем итоге приводит к успешной социальной адаптации.
В заключении хотелось бы отметить, что проблема старения интересовала и интересует многих исследователей в области геронтологии. Ещё в глубокой древности люди пытались «понять» старость. Стечением времени появился ряд определений старости, мы останавливаемся на определении Е.И. Холостовой, на наш взгляд оно более полно раскрывает смысл понятия старость.
Можно говорить о большом количестве психологических, и социальных и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире проблема низкой социальной активности людей в посттрудовой период, становится одной из проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимание общественности и государства. Социальная активность – способ жизнедеятельности социального субъекта, то есть индивида, заключающийся в преднамеренной направленности его деятельности на изменение и улучшение социального мира, в соответствии с назревшими проблемами, потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении важных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Причинами снижения социальной активности среди пожилых людей
являются изменение социального статуса, ухудшение материального положения, потеря прежних социальных контактов, проблемы со здоровьем, а также недостаточная разработка новых социально-психологических мер, направленных на формирование социальной активности пожилых людей.
Посттрудовой период – это период, в который происходят кардинальные изменения в жизни и от того, как проходит данный период зависит уровень социальной активности и как следствие, процесс социальной адаптации. Большинство людей при выходе на пенсию, становятся дисфункциональными и социально пассивными. Потеря прежнего социального статуса, сужение круга общения, материальная зависимость от других из-за потери постоянного дохода способствуют процессу дезадаптации. В результате люди оказываются в социальной изоляции. Одной из главных проблем пожилых людей является чувство одиночества, причиной которого является дегуманизация общества в тех или иных сферах. Необходимо изменить отношение общества к старости, превратить пожилого человека из объекта (клиента) социокультурного воздействия в его субъект.
Все эти негативные явления приводят к хронической неудовлетворенности основных потребностей, особенно в реализации своего потенциала, что приводит к формированию социальной пассивности среди людей пожилого возраста.
Отметим, что экономические и политические реформы в современной России направлены на создание благоприятных условий для полноценного развития человеческих возможностей, что должно приводить к повышению социальной активности, которая способствует динамичному
развитию страны. Важно помочь человеку продолжать отдавать свои знания и опыт, предоставляя тем самым ощущение перспективы в жизни, надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек останется нужным.
Доказано, что чем более активный образ жизни ведет человек, тем дольше сохраняются его интеллектуальные способности. Жизненные успехи продлевают жизнь наравне с физической активностью, поэтому важным является создание условий благоприятных для формирования социальной активности пожилых людей в посттрудовой период средствами культуры, образования, общения в процессе ресоциализации.
Социально-психологическая поддержка близких помогает людям пожилого возраста справиться с множеством проблем в посттрудовой период, основными из которых является одиночество и невостребованность – нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Переход в разряд пожилых людей сопровождается ощущениями неполноценности, зависимости, уязвимости, которые способствуют возникновению, как апатии, так и агрессивной реакции, обусловленные крушением ценностных ориентиров и рядом других причин. Поэтому возникает необходимость развить у пожилых людей умение держать себя в хорошей психологической форме, быть стрессоустойчивым и бороться с социальной изоляцией.
Социальная активность – это технологический процесс, формирование которого включает в себя несколько этапов: I этап – целеустановочный, его суть состоит в осознании потребности самореализации и создании общей программы и направлений своей деятельности. II этап – мотивационно- тренинговый, на данном этапе осуществляется работа
по формированию стимулирования мотивации участия пожилых людей общественно-полезной деятельности. III этап – непосредственно уже сама деятельность, которая направлена на решение существующих в обществе социальных противоречий.
Эффективному развитию социальной активности среди людей, вышедших на пенсию, будет содействовать принятие их помощи и вовлечение в деятельность по разрешению социально значимых проблем. Осознание своей значимости и одобрения со стороны общества, способствует формированию адекватной
самооценки и реализует потребность в социальном развитии. Возникновению и закреплению положительных эмоций относительно социально значимой деятельности способствует общий морально-психологический климат в коллективе. Поэтому создание объединений пожилых людей просто необходимо для формирования их социальной активности и успешного процесса адаптации в посттрудовой период.
Среди механизмов, оказывающих влияние на формирование активной социальной позиции, респонденты отметили организацию коллективной досуговой деятельности, а также большую роль, по их мнению, играет «Школа общественной активности», которая напрямую направлена на формирование социальной активности пожилых людей.
Программы являются эффективным механизмом формирования социальной активности пожилых людей. В «Школе общественной активности», собран комплекс мер, направленных на повышение коммуникаций среди людей пожилого возраста, формирование и развитие социальной активности, организацию досуговой деятельности, раскрытие творческого потенциала, а также получение дополнительных знаний, что в общем итоге приводит к успешной социальной адаптации.
В заключении хотелось бы отметить, что проблема старения интересовала и интересует многих исследователей в области геронтологии. Ещё в глубокой древности люди пытались «понять» старость. Стечением времени появился ряд определений старости, мы останавливаемся на определении Е.И. Холостовой, на наш взгляд оно более полно раскрывает смысл понятия старость.
Можно говорить о большом количестве психологических, и социальных и физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого, универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни. Так для одних оптимальным является совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность, независимость, возможность заниматься любимым делом.