Файл: Социальная активность как инструмент поддержания психологического здоровья в пожилом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положение пожилых людей в социальной структуре российского общества нельзя рассматривать только в связи с возрастной структурой населения, важно учитывать и другие аспекты. Нельзя сбрасывать людей со счетов и исключать их из процесса преобразования действительности, только из-за возраста. Пожилые люди могут активно принимать участие в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества. Пожилой человек включен в социальную структуру общества как устойчивую связь социальных статусов и ролей. Социальный статус – это положение индивида или социальной группы по отношению к другим индивидам, группам, определяемое по социально важным для данной общественной системы признакам.

С прекращением трудовой деятельности и выходом на пенсию, человек обретает новый социальный статус – статус «пенсионера», который влечет за собой ряд специфических особенностей и проблем. Рассмотрим основные проблемы и особенности пожилых людей. Самой острой проблемой пожилого человека является невостребованность – нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности, чувство одиночества; переход в разряд пожилых людей сопровождается ощущениями неполноценности, зависимости, уязвимости, которые способствуют снижению социальной активности. Социальная активность – это деятельное, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий, в таком их изменении, которое способствует более полному достижению интересов и удовлетворению потребностей .

Как процесс социальная активность рассматривается в рамках в социологии и определяется как способ жизнедеятельности социального субъекта, то есть индивида, заключающийся в преднамеренной направленности его деятельности на изменение и улучшение социального мира, в соответствии с назревшими проблемами, потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении важных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств. Социальная активность является отражением не только уровня социального потенциала человека
, но и его культуры, умений, знаний и навыков, также это способность своими усилиями преобразовывать реальность, изменять не только окружающий мир, но и самого себя.

При определенных условиях, пенсионный возраст может стать плодотворным и благоприятным временем для культурной, творческой, педагогической и образовательной деятельности, развития потенциала и реализации новых интересов и возможностей, возникновения и удовлетворения новых культурных потребностей, а также для развития и совершенствования самого человека.

Как показывают исследования, чем активнее образ жизни, тем дольше сохраняются интеллектуальные способности человека. Жизненные успехи продлевают жизнь наравне с физической активностью, поэтому важным является создание благоприятной психоэмоциональной сферы средствами культуры, образования, общения в процессе ресоциализации.

Многочисленные исследования показывают, что трудовая активность пожилого населения в России год от года растѐт. В общем, более активны на рынке труда пенсионеры, вышедшие на пенсию досрочно (кроме инвалидов), и лица в первые пять лет выхода на пенсию. Объективно оценивая свой трудовой ресурс, большая часть пенсионеров согласны трудиться на любой работе. На вопрос «Какую работу вы готовы выполнять?» наиболее часто повторяются такие варианты ответов: дежурный, лифтѐр, дворник, гардеробщик, уборщица, репетиторство и т.д. То есть, большинство названных профессий относятся к тем, которые не привлекают молодежь. Это является основанием для повышения ценности людей пенсионного возраста

на рынке труда. Наиболее распространенной причиной, заставляющей пенсионеров продолжать трудовую деятельность, остаѐтся низкая материальная обеспеченность. Большинство пожилых людей предпочли бы работать по специальности, которую уже имеют. Однако в связи с системным кризисом экономики и технической революцией, «устаревший» трудовой опыт зачастую мешает пенсионерам найти себе работу. Требуется не только умение использовать старые знания, но и способность быстро ориентироваться в меняющихся условиях и учиться применять новые навыки. Стремление человека к труду относится к ряду его основных жизненных потребностей и не исчезает, а порой и усиливается с наступлением пожилого возраста.

Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения), оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением. Для пенсионеров с низким уровнем адаптации в посттрудовой период по отношению к будущему характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что не сделали то, что могли бы. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы – основной страх, который переживают пенсионеры данной группы. Эмоциональное реагирование на процесс выхода на пенсию было спокойным, это связано с тем, что они видят много позитивных изменений в образе жизни после выхода на пенсию. Пенсионеры с низким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем. Необходима специальная организация психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологическая помощь пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации, (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).


Преодолевать трудности, которые возникают у человека с выходом на пенсию, помогает семья, которая традиционно играет существенную роль в обеспечении естественного и здорового старения, однако в настоящее время данная установка на попечение престарелых в семье меняется в худшую сторону. Уменьшается степень ответственности семьи за предоставление традиционного ухода и удовлетворение потребностей стареющих людей. Часто пожилые люди живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты [17].

Общество и семья как общественная единица перестают предъявлять требования к стареющему человеку, отвергают его, тем самым лишая определенной роли, меняя статус. Ролевая неопределѐнность деморализует пожилых людей. Лишение их социальной идентичности оказывает зачастую негативное влияние на психологическую стабильность. Смерть близкого человека, родственника или супруга, с которым были связаны многие годы совместной жизни, особенно остро переживается в пожилом возрасте. Такая смерть особенно глубоко ранит, горе видится безутешным. Тяжесть случившегося возрастает, если человек после этого остается в полном одиночестве. Психологическое старение обуславливает личностно- психологические изменения позднего возраста связанные с взаимовлиянием биологического и социального в биопсихосоциальной сущности человека.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что когда пожилые люди расстаются со своими привычными ролями, их тяготит ощущение ненужности в обществе. При этом сильно страдает чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа на должном уровне и позитивного мышления им необходимо вести активный образ жизни: попробовать себя на новом поприще, продолжать выполнять необходимые социальные установки и играть роли, общаться с окружающими. Приверженцы теории активности справедливо утверждают, что продолжение трудовой деятельности обладает тонизирующим эффектом, способствующим улучшению состояния здоровья и самочувствия, удовлетворяющим все необходимые потребности: материальные, социальные, духовные и другие. При этом ученые утверждают, что оптимистично проведенная старость, старость с выгодой для себя поможет почувствовать себя нужным обществу, а главное - самому себе. Ведь как только не на пороге старости можно осознать, что преклонный возраст – это не конец, это только начало.


Таким образом, мы видим, что рассмотренные социально-геронтологические теории охватывают весьма широкий спектр точек зрения на пожилых людей как класс и его место в обществе. Приведенные взгляды исследователей и ученых разнообразны настолько, что даже напрямую противоречат друг другу. Старение как феномен современного общества до конца не изучен и не существует единственно верной геронтологической концепции. Теории старения возникают, развиваются и умирают, двигаясь в унисон с настроениями и чаяниями времени и общества, но главным образом - с изменением и развитием объекта их изучения – стареющих людей. Говоря другими словами, в современных теориях старения встроен двигатель, фиксирующий изменения в общественном укладе жизни, что немаловажно учитывать при организации социальной работы с пожилыми людьми.

1.2 Формы проявления социальной активности пожилых людей

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность