Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация и методика проведения налоговых проверок Тема Организация и методика проведения налоговой проверки по правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также отмечено, что исходя из разъяснений, данных в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" необходимо учитывать, что представленные налогоплательщиком документы, подтверждающие факт и размер возмещения ему реального ущерба признаются достоверными, пока иное экономическое содержание полученных налогоплательщиком денежных средств не будет доказано налоговым органом, действующим в публичном интересе.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом установление фактических обстоятельств в одном споре не исключает их отличной правовой оценки в ином споре. В рассматриваемом случае суды общей юрисдикции в рамках гражданско-правового спора между налогоплательщиком и обществом о взыскании ряда платежей с последнего оценили их как причиненные убытки, также взыскав причитающиеся суммы индексации. В предмет доказывания по рассмотренному между предпринимателем и обществом спору не входило установление обстоятельств, связанных с учетом платежей (операций) для целей налогообложения в соответствии с их действительным экономическим смыслом.

Налоговый орган не связан правовой оценкой фактических обстоятельств, установленных в решении суда общей юрисдикции в отличном по характеру от налогового (в рассматриваемом случае гражданско-правового спора о взыскании платежей) споре, что не вступает в противоречие с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное означает, что налоговый орган не связан квалификацией платежей, сделанных иным судом, и вправе доказывать иное экономическое содержание полученных налогоплательщиком (взысканных в пользу налогоплательщика) денежных средств.

При новом рассмотрении судами требования заявителя удовлетворены в части: суммы индексации, начисленные на возмещение реального ущерба, не подлежат налогообложению НДФЛ; остальные суммы, по которым налоговым органом произведены доначисления (упущенная выгода с учетом индексации), отвечают понятию дохода, закрепленному в статье 41 НК РФ, и подлежат обложению НДФЛ.


2. В случае оплаты обществом векселем третьего лица действительной стоимости доли участнику (при выходе из общества) датой фактического получения дохода является день погашения вексельного обязательства.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДФЛ налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности, доначислены налог и соответствующие пени. Основанием послужил вывод о том, что в нарушение пункта 1 статьи 210 НК РФ занижена налоговая база за 2016 год, поскольку налогоплательщиком не полностью заявлен доход, полученный от общества при выходе из состава участников общества. Действительная стоимость доли выплачена путем передачи векселей третьих лиц (ПАО "Сбербанк России").

Отменяя решение налогового органа, суды указали, что простые векселя ПАО "Сбербанк России" относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, соответственно, особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с такими ценными бумагами регулируются специальной нормой. Как указано в пункте 7 статьи 214.1 НК РФ в целях данной статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Суды установили, что полученные налогоплательщиком векселя имели разные сроки предъявления к платежу: векселя на 50 млн. руб. - не ранее 22.08.2016; остальные векселя - не ранее 15.01.2017 и не позднее 17.01.2017. Третьим лицам данные векселя налогоплательщиком не отчуждались, а были предъявлены векселедателю, в результате чего в 2016 году налогоплательщиком был получен доход в размере 50 000 000 рублей, доход по остальным векселям был получен при их предъявлении к оплате в 2017 году. Датой фактического получения дохода является день погашения вексельного обязательства, который по спорным векселям произошел в 2017 году.

Налоговый орган указывал, что судами ошибочно не учтено, что при оплате действительной стоимости доли вышедшему участнику общества векселем третьего лица датой получения дохода является день передачи векселя налогоплательщику независимо от срока платежа, указанного в векселе, т.е. в 2016 году. Дата и размер полученного дохода не может определяться в зависимости от дальнейших действий налогоплательщика, связанных с распоряжением векселем, а именно предъявлен он к погашению или реализован до наступления срока платежа.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 306-ЭС19-5334 по делу N А55-4099/2018 налоговому органу отказано в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам со ссылкой на отсутствие у налогоплательщика обязанности по исчислению налога за 2016 год с включением в состав доходов этого налогового периода денежных средств от погашения векселей, состоявшегося в 2017 году.



Выводы судов об определении момента признания дохода для целей налогообложения физических лиц согласуются с подходом, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2000 N 440/99 и сохраняющим свою актуальность, в соответствии с которым получение гражданином векселя как имущества, не обладающего потребительскими свойствами, не позволяет квалифицировать его как доход в натуральной форме.

Данная позиция соответствует подходу о моменте определения дохода по кассовому методу при получении оплаты векселем третьего лица при применении специальных налоговых режимов (подпункт 1 пункта 5 статьи 346.5, пункта 1 статьи 346.17, пункта 3 статьи 346.53 Налогового кодекса).

3. Стоимость проезда работника на транспорте в личных целях, оплаченная работодателем, является доходом работника в натуральной форме.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 19.10.2015 N 8-КГ15-6 отказано в удовлетворении заявления гражданина о взыскании с работодателя (компании) излишне удержанного НДФЛ при проезде на железнодорожном транспорте в рамках коллективного соглашения между работниками и работодателями.

Судами установлено, что истец как работник компании в период с 2010 по 2012 год неоднократно пользовался правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в личных целях за счет компании (работодателя). По мнению истца, оплата проезда работодателем в силу коллективного соглашения относится к категории компенсационных выплат и не подлежит налогообложению (пункт 3 статьи 217 НК РФ), а значит, НДФЛ удержан работодателем в излишнем размере. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с истцом и указали, что проезд, оплаченный работодателем, не является доходом работника в натуральной форме, а относится к категории компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, которые в силу пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке признала выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

Право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте по личным надобностям, предоставляемое компанией своим работникам, является гарантией, обеспечивающей осуществление работниками своих прав в области социально-трудовых отношений.


Из положений статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 217 НК РФ следует, что не подлежат налогообложению доходы работника, получаемые в качестве возмещения тех затрат, которые понесены им в связи с выполнением трудовых обязанностей, то есть компенсационные выплаты. Бесплатный проезд работника в личных целях за счет средств работодателя не связан с исполнением трудовых обязанностей, и оплата работодателем такого проезда является доходом работника, облагаемым НДФЛ. [16]

Заключение

В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

Несмотря на все более расширяющийся круг задач, которые государство ставит перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, главными задачами которого является:


  • проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц;

  • полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога;

  • достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц;

  • правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.

Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки. Их значимость объясняется прежде всего тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми при выездных и камеральных налоговых проверках. Получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, проводятся либо в процессе непосредственного осуществления налоговых проверок, либо являются логическим продолжением последних. Именно этим и объясняется место, которое занимают налоговые проверки среди форм налогового контроля. Суммы, поступающие по результатам контрольной работы, являются важным источником пополнения бюджета. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок бюджет дополнительно получает денежные средства, которые идут на финансирование расходной части бюджета. И именно правильная организация контрольной работы налоговых органов позволит существенно увеличить поступления платежей в бюджет.

За годы существования налоговой службы наметилась устойчивая тенденция повышения качества контрольной работы. Но с каждым годом условия реализации этой функции для налоговых органов все более усложняются. Это происходит по многим причинам: и в связи с ростом числа налогоплательщиков и их компетентности, широким применением ими как легальных, так и нелегальных способов минимизации налогообложения, и изменением налогового законодательства в пользу налогоплательщика как в части прав, так и в части финансовых санкций.

Основной проблемой, связанной с камеральной проверкой физических лиц, является необходимость принятия большого числа деклараций в достаточно короткий срок. В районной налоговой инспекции в начале каждого года параллельно идут два чрезвычайно ресурсоемких и трудоемких процесса — это прием и