Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация и методика проведения налоговых проверок Тема Организация и методика проведения налоговой проверки по правильности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

• в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. [5]

Помимо указанных обязанностей налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ. В частности, налоговые агенты по НДФЛ обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ, на что указывает пункт 1 статьи 231 НК РФ. Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего десять дней со дня обнаружения такого факта. [6]

Пункт 5 статьи 24 НК РФ гласит, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ является основным отчетным документом налогоплательщика - физического лица по налогу на доходы (НДФЛ).

В налоговой декларации 3-ндфл указываются паспортные данные, ИНН, адрес регистрации налогоплательщика, все доходы за год от различных источников, налоговые вычеты, фактически понесенные расходы (связанные с получением доходов). [5]

Форм налоговой отчетности, касающихся физических лиц, в России существует четыре:

• 1-НДФЛ – карточка учета налога на доходы физических лиц по месту работы (заполняется работодателем);

• 2-НДФЛ – форма справки о доходах с места работы (заполняется работодателем);

• 3-НДФЛ – форма налоговой декларации по Налогу на Доходы Физических Лиц (НДФЛ), в т.ч. индивидуальных предпринимателей;

• 4-НДФЛ – форма декларации по налогу на доходы физических лиц, в которой налогоплательщики указывают сумму предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности и занятия частной практикой в текущем налоговом периоде (подают вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели для уплаты авансового платежа по налогу);

• 5-НДФЛ – это особая форма отчета, содержащая в себе данные о всех налогоплательщиках региона. В обязательном порядке в ней отражается 3 группы разной информации. В сводных таблицах 5-НДФЛ отражаются такие данные:


а). Налоговая база, подлежащая обложению по разным ставкам (9, 13, 30 и 35%).

б). Информация о предоставленных налоговых вычетах различных категорий.

в). Прогнозы по определению налоговых отчислений и вычетов на будущие периоды.

• 6-НДФЛ – это новая форма расчета по налогу на доход физических лиц. Введена с 2016 года. Сдается ежеквартально. Расчет заполняется в целом по всем работникам компании и ИП. В нем указывается информация о доходах работников, исчисленных и удержанных суммах НДФЛ за отчетный период. Сдавать расчет нужно не позднее последнего числа месяца, который следует за прошедшим кварталом. [7]

С 1 января 2020 года в НК РФ вступила поправка о том, что срок сдачи отчётностей 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдвинут на месяц раньше: с 1 апреля на 1 марта.

Минимальный срок возврата НДФЛ составляет 4 месяца.

Если возврат НДФЛ осуществляется с нарушением срока, то налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, за каждый календарный день просрочки по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (п. 10 статьи 78 НК РФ). Чтобы затребовать пени, необходимо документировать все этапы взаимодействия с налоговой инспекцией при подаче документов на возврат НДФЛ.

Возврат налога на доходы физических лиц может осуществляться двумя способами. Первый вариант – за прошедшие годы. В этом случае денежные средства перечисляются на счет налогоплательщика в банке (налоговые органы предпочитают возвращать налог на сберкнижку). Второй вариант – за текущий год, но только для имущественного вычета с покупки квартиры. В этом случае от налогового органа получается уведомление о подтверждении права на имущественный вычет для представления его налоговому агенту (работодателю). Здесь уже по месту работы проводятся все расчеты и тем самым осуществляется возврат НДФЛ. Налог может не удерживаться с текущих выплат заработной платы до исчерпания размера имущественного вычета, а также возвращаться за прошедшие с начала года месяцы.

Итак, в соответствии с положениями 23 главы НК РФ, налогоплательщиками НДФЛ признаются:

• физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

• физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. В соответствии с п.1 ст.226, налоговыми агентами для целей Налогового кодекса признаются:

• российские организации и ИП;



• нотариусы, занимающиеся частной практикой;

• адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

• обособленные подразделения иностранных организаций в РФ (нерезиденты), от которых или в результате отношений, с которыми, налогоплательщики получили доходы, облагаемые НДФЛ.

При этом, согласно требованиям НК РФ, налоговые агенты обязаны рассчитывать, удерживать и уплачивать НДФЛ в бюджет.

Порядок расчета НДФЛ налоговыми агентами осуществляется в соответствии со ст.224 Налогового Кодекса с учетом всех особенностей, предусмотренных положениями 23 главы НК РФ.

Следует учитывать, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. Поэтому, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой НДФЛ. Но с 1 января 2020 года в НК РФ вступила поправка о том, что исключением будет являться, когда налог доначислен в результате проверки. [8]

По итогам налогового периода, в ИФНС необходимо представить декларацию по НДФЛ по следующим формам:

а) 2-НДФЛ: предоставляется налоговыми агентами по месту их учета (п.2 ст.230 НК РФ);

б) 3-НДФЛ: предоставляют физические лица, получившие доходы, облагающиеся НДФЛ в соответствии с положениями 23 главы НК РФ в случае, если такой налог не был удержан у них налоговыми агентами (ст.229 НК РФ). Также декларация 3-НДФЛ подается, если налогоплательщик претендует на возврат ранее уплаченного налога;

в). 4-НДФЛ: в предусмотренных НК РФ случаях, предоставляют: индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, другие лица, занимающиеся частной практикой (в соответствии с п.1 и п.7 ст.227 НК РФ).

Таким образом, исчисление налога на доходы физических лиц является сложной и трудоёмкой процедурой, со своими особенностями.
2 Организация налоговой проверки по правильности исчисления и уплаты НДФЛ

2.1 Методика проведения налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц

Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения. Рассмотрим более подробно каждый метод налогового контроля по правильности исчисления и уплаты НДФЛ.


Методика проведения камеральной налоговой проверки по налогу на доходы физических лиц

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных физическими лицами - деклараций о доходах и юридическими лицами - справок о доходах физического лица, реестра сведений о доходах физических лиц, отчета о суммах начисленных доходов и удержанном подоходном налоге с налогоплательщиков - физических лиц. Все документы проверяются уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Камеральная проверка деклараций о совокупном доходе физических лиц имеет свою специфику и проводится в два этапа. На первом этапе проверяется правильность заполнения налоговых деклараций, расчетов, применения ставок налогов. Проверке подвергается также обоснованность заявленных налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждающих документов. На втором этапе производится сверка указанных в декларациях данных со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получает от работодателей и других источников выплат.

Полученные налоговым органом сведения и декларации являются основным контрольным материалом, позволяющим определить доход, полученный каждым налогоплательщиком.

В ходе камеральной проверки контроль за достоверностью данных разделяется на:

• проверку деклараций о доходах индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающиеся частной практикой;

• проверку деклараций о доходах налогоплательщиков, перечисленных в ст. 228 НК РФ;

• проверку обоснованности применения налоговых вычетов

Проверка производится по следующим вопросам:

• проверка полноты отражения в декларациях о доходах физического лица, отчетах налоговых агентов всех доходов, подлежащих налогообложению, полученных от всех источников выплаты дохода;

• проверка правомерности исчисления налогооблагаемой базы путем исключения из нее всех расходов, произведенных физическим лицом;


• проверка правомерности предоставления льгот;

• проверка полноты уплаты в бюджет;

• правомерность применения налоговым агентом в отношении физических лиц налоговых вычетов;

• определение размеров доходов, освобождаемых от налогообложения;

• проверка правильности применения при исчислении НДФЛ налоговых ставок;

• правильность заполнения и отражения информации о доходах физических лиц налоговым агентом в налоговых карточках по учету доходов и НДФЛ;

• полнота и своевременность представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за проверяемые налоговые периоды.

Основными этапами камеральной проверки налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, являются:

1) визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации (полноты и четкости заполнения всех необходимых реквизитов, визуальный осмотр подписей и т.д.), полноты ее представления;

2) проверка своевременности представления налоговой декларации;

3)проверка правильности арифметического подсчета показателей налоговой декларации (проверка данных, отраженных в налоговой декларации, исходя из взаимосвязи показателей строк и граф, предусмотренных формой);

4) проверка правильности исчисления налоговой базы. Она состоит в оценке налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности физического лица, а также сопоставляются данные, указанные в декларации, и данные, отраженные в приложенных к декларации документах.

5) проверка обоснованности применения физическим лицом ставок налога и налоговых льгот. При проверке права на получение льгот проверяется справка врачебно-трудовой экспертной комиссии, специальное удостоверение инвалида, удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, книжка Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации и др.

Особенностью камеральной проверки отдельной категории налогоплательщиков, перечисленных в статье 228 НК РФ, в отношении правильности исчисления налоговой базы является проверка декларации на предмет соответствия содержащихся в ней данных с имеющейся у налоговых органов информацией от внешних и внутренних источников.

При проверке физических лиц, заключивших договор гражданско-правового характера, используется различная внутренняя и внешняя информация. К внешним источникам можно отнести данные из органов внутренних дел, паспортно-визовой службы, регистрирующих органов (регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ним), также информация, полученная по запросу (от администрации рынка о расположении торговых точек, об арендодателе и арендаторе), по телефону доверия, из воинских подразделений, из рекламы в средствах массовой информации т.д. Внутренней информацией являются данные, полученные в ходе камеральных и выездных налоговых проверок, из налоговых деклараций за предшествующие налоговые периоды, в которых содержались сведения об аренде. По результатам обработки и анализа информации от внешних и внутренних источников формируется список физических лиц, которые не представили налоговую декларацию или не полностью отразили доходы, и с этими лицами проводиться разъяснительная работа.