Файл: Программа для клиента 79 лет с учетом будуйщей оценки ее эффективности в практическом задании 1 пояснительная записка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
разработать и написать психокоррекционную программу для
клиента 7-9 лет с учетом будущей оценки ее эффективности.
Группа ППК841-2
Студент Тимошенко Е.М
МОСКВА 2019
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ КЛИЕНТА 7-9 ЛЕТ С УЧЕТОМ БУДУЙЩЕЙ ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАДАНИИ № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу разработанной программы.
Цель программы – формирование высших психических функций у младших школьников, имеющих трудности в обучении; развитие творческого потенциала каждого ребенка. Основана программа на идее психолого-педагогического сопровождения, чтобы помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в разных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей и взрослых. Очень важно адаптировать эту систему работы в условиях нашей школы.
Задачи программы – помочь ребенку в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, взрослыми, в утверждении веры в себя и свои возможности, в устремлении к преодолению школьных трудностей.
Каждое занятие посвящено развитию различных процессов и проводится по схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть, рефлексия, ритуал прощания.
Актуальность программы. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины.
Поэтому на групповых занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Во все занятия включены игровые и двигательные
задания. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования.
Исходя из этого предлагаемая программа занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают сказочные герои, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Объект психологической коррекции – дети, имеющие трудности в обучении и поведении, это дети среднего
адаптивного уровня (группа риска) и низкого, дезадаптивного уровня (группа особого внимания).
Предмет коррекции – процесс восстановления психологического здоровья в условиях направленной коррекционной помощи со стороны педагога-психолога.
Содержание психологической коррекции направлено на содействие развитию ребенка, т.е. на использование возможностей для усиления и мобилизации личностных свойств ребенка и его адаптивных способностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы занятий | Количество занятий |
1. | Знакомство. | 1 |
2. | Внимание. | 3 |
3. | Память. | 3 |
4. | Дивергентное мышление. | 3 |
5. | Воображение. | 3 |
6. | Конвергентное мышление. | 2 |
7. | Коммуникативные навыки. | 2 |
8. | Заключительное занятие. | 1 |
Занятие 1
ЗНАКОМСТВО
Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности, сплочение группы.
1. Знакомство.
Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением трех имен: имени соседа справа, своего имени и имени соседа слева.
2. Путаница.
Выбирается водящий, остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные начинают «запутываться», меняя свое положение в круге, но не размыкая рук. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.
3. Корректурная проба.
Для этого упражнения используются специальные таблицы, но вполне подходят старые детские журналы. В течение следующих 5 минут дети меняются журналами и проверяют, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на 5 минут, т.е. тоже является тренингом внимания.
4. Совместный рисунок (на доске или на листе бумаги).
Каждый ребенок рисует по очереди на доске какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно всем вместе придумать название рисунку или имя, если это персонаж.
5. Колечко.
Выбирают водящего, ему дают «колечко» – любой маленький предмет. Участники становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Водящий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет «колечко» в ладонях кого-либо из участников. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Задача обладателя колечка – выбежать
вперед, задача всех остальных – постараться предугадать это и не выпустить участника с «колечком» из ряда.
6. Письмо.
Выбирают водящего, который встает в середину круга и внимательно наблюдает за участниками. Участники держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо». Письмо посылается с помощью рукопожатия.
Получивший рукопожатие передает его следующему и так до тех пор, пока его не получит адресат. Получив письмо, адресат говорит: «Я письмо получил» и сам посылает письмо любому участнику круга. Задача участников – посылать письмо незаметно, задача водящего – заметить это рукопожатие. Если водящий увидел передачу письма, то тот, кто пожимал руку в этот момент, становится водящим.
7. Пианино.
Каждый из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь – на бедро соседа слева, при этом руки оказываются перекрещенными. Задание для группы в том, чтобы хлопать ладонью по ноге строго по очередности расположения ладоней, ладони – как клавиши пианино.
8. Круг радости.
Я такой, какой я есть, (большие пальцы обеих рук направлены на себя)
И я очень счастлив здесь. (обеими руками показываем пространство вокруг себя)
Я могу быть маленьким, (присаживаемся)
Я могу быть большим, (встаём, тянемся вверх руками)
Я могу быть худым, (руки сдвигаем)
Я могу быть толстым (раздвигаем в стороны)
Но это не важно. (показываем указательным пальцем)
Я такой, какой я есть,
И я очень счастлив здесь.
Занятие 2
ВНИМАНИЕ
Цель занятия: тренировка произвольного внимания, продолжение работы над сплоченностью группы.
1. Повторение имен по кругу.
Бросать мяч любому участнику, называя свое имя.
2. Слушаем тишину.
В течение 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.
3. Корректурная проба.
4. Синтез слов из звуков.
Водящий произносит слово, но не слитно (мяч), а по отдельным звукам (м-а-ч, к-о-р-о-в-а). Дети синтезируют эти звуки в слово. Два параметра, которые регулируют сложность упражнения, – длина слова и темп произнесения звуков. По мере усвоения упражнения дети сами загадывают слова из звуков (тысячелистник, пластилин).
5. Живая фотография.
Ведущий организует участников (от двух до всех) в любую группу. «Живая картина» может иметь сюжет, а может и не иметь его. Участники замирают в заданной позе.
Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений (например, двое меняются местами, третий опускает поднятую руку, четвертый поворачивается в другую сторону – всего три изменения).
Задача водящего – восстановить первоначальную картину.
6. Слова-невидимки.
Ведущий пишет на доске или стене, в воздухе слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения на бумаге или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Ведущий может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова. Постепенно увеличивается темп и количество букв в слове.
7. «Буратино хочет в школу», «Буратино проголодался».
Дети должны помочь Буратино собрать портфель в школу и рассказать, как пройти от класса к столовой.
8. Работа со сказкой. «Догадливый хомяк» Н. Сладков (Литературное чтение. Хрестоматия. 2 класс).
Занятие 3
ВНИМАНИЕ
Цель занятия: продолжение тренировки произвольного внимания.
1. Я люблю.
Каждый участник по очереди называет то, что ему нравится, то, что он любит делать. Далее по кругу каждый должен повторить то, что любит каждый участник. Повторение по часовой стрелке.
2. Минутка.
Ведущий просит внутренне измерить время, равное 1 минуте (60 секундам). Когда внутренняя минута пройдет, каждый поднимет руку. Ведущий с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа. Это упражнение, помимо тренировки внимания, представляет собой и хороший диагностический метод исследования внутреннего темпа ребенка.
3. Кто летает?
Дети встают в круг, лицом к центру. Ведущий начинает спрашивать у детей, кто может летать, а кто не может. Дети должны постараться отвечать на вопросы быстро, без пауз, одновременно. Причем, если ведущий называет кого-либо или что-либо способное летать, ребята должны хором ответить: «Летает!» – и показать, как это происходит. Если же названный объект не летает, дети молчат.
4. Угадай чувства.
Вначале игры с детьми нужно выяснить, какие они знают чувства у людей (радость, страх, обида, гнев и т.д.).
Затем предлагается детям за несколько минут придумать, а потом изобразить при помощи жестов, мимики определенное чувство. Другие дети смотрят и пытаются отгадать то чувство, которое изображает ребенок.
5. Корректурная проба.
6. «Закончи предложение».
« В моем классе ребята…», «На переменах наши ребята…», «На уроке наш класс…».
7. «Вспомним хорошие поступки».
8. Рисование настроения в цветах.
Занятие 4
ПАМЯТЬ
Цель занятия: тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти.
1. Корректурная проба.
2. Жил-был кот.
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение.
Например: « Это был красивый кот…», «Это был красивый пушистый кот», «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами» и т.д. Могут быть использованы различные варианты, например, «Бабушка испекла пирог. Это был…».
3. Передача воображаемого предмета.
Ведущий задает какой-либо предмет, показывая действия, совершаемые с ним (например, гладит котенка, играет в мяч). Вслух предмет не называется, показываются только действия. Предмет передается по кругу, и каждый должен догадаться, что ему передали, или постараться почувствовать или что-то сделать с этим предметом и передать его другому.