ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Критерии оценки знаний и навыков студентов на экзамене
по дисциплине БИОЛОГИЯ
«Утверждено»
на заседании
кафедры мед.биологии и генетики
«____» _______________2023 г.
1. Итоговая промежуточная аттестация на первом курсе по дисциплине «БИОЛОГИЯ» для обучающихся по специальности « Лечебное дело» проходит в форме УСТНОГО экзамена.
Этапы проведения экзамена.
1 Этап - тестирование
2 Этап – оценка практических навыков по диагностике препаратов и ситуационным задачам.
3 Этап - оценка теоретических знаний (собеседование по экзаменационному билету – 2 вопроса).
Описание этапов. Шкала и критерии оценивания:
1 этап. Тестирование – время выполнения максимум 45 минут.
-
Вариант тестовых заданий включает 50 вопросов
Критерии оценивания:
Оценка «неудовлетворительно» - тест написан менее 70%
Оценка « удовлетворительно» - тест написан 70-83%
Оценка «хорошо» - тест написан 84-95 %
Оценка «отлично» - тест написан выше 95 %
2 этап: Оценка практических навыков включает:
-
Диагностика препаратов паразитов по разделам «Медицинская гельминтология» и «Медицинская арахноэнтомология». В билете 1 препарат. -
Решение ситуационных задач по генетике. В билете 1 задача.
-
Диагностика препаратов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОТВЕТА ПО ПРЕПАРАТУ.
-
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ:
-
Название препарата и латинское название гельминта. -
Основные диагностические признаки данного препарата -
Локализация гельминта в организме человека (стадия развития паразита и место его локализации) -
Характеристика инвазии:
а) вызываемое заболевание (заболевания),
б) способ (способы) инвазирования,
в) факторы передачи инвазии,
г) стадия, инвазионная для человека.
-
Лабораторная диагностика (биологический материал, метод исследования и стадия паразита, которую можно обнаружить в биологическом материале больного)
-
ПО МЕДИЦИНСКОЙ АРАХНОЭНТОМОЛОГИИ:
-
Название препарата и латинское название членистоногого. -
Основные диагностические признаки данного препарата. -
Стадии жизненного цикла паразита и тип постэмбрионального развития (прямое, непрямое, метаморфоз – полный, неполный) -
Хозяева – прокормители -
Медицинское значение членистоногого: (назвать заболевания), и роль паразита (специфический или механический переносчик, или возбудитель заболевания)
Шкала оценивания задания: по 5- бальной шкале.
-
Решение ситуационных задач по генетике.
ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА:
Молекулярная генетика:
-
на моделирование процессов транскрипции, процессинга, трансляции.
б) на процентное соотношение нуклеотидов в ДНК
в) на моделирование генных мутаций (миссенс, нонсенс, сдвиг рамки считывания)
г) на молекулярное строение генов прокариот и эукариот.
Классическая генетика:
-
Моногибридное и дигибридное скрещивание. -
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: -
Наследование, сцепленное с полом. -
Дигибридное скрещивание (аутосомное и сцепленное с полом). -
Определение вероятности рождения больных детей с учетом пенетрантности генов. -
Анализ фотокариограмм (в норме и патологии). -
Составление и анализ родословных.
Популяционная генетика:
-
Расчет генетической структуры популяции (определение частоты аллелей, генотипов и фенотипов) на основе закона Харди-Вайнберга.
Алгоритм решения задач на молекулярную генетику.
-
Сделать краткую запись условия задачи. -
Выполнить соответствующие действия с пояснениями. -
Указать тип мутации (в задачах на генные мутации).
Алгоритм решения задач по классической генетике.
-
Сделать краткую запись условия задачи (признак, ген, генотип). -
Составить генетическую схему наследования: -
Проанализировать результаты скрещивания. Расчет вероятности наследования признака.
Алгоритм решения задач на популяционную генетику.
-
Сделать краткую запись условия задачи с применением формул, отражающих частоты аллелей и генотипов в популяции. -
Выполнить соответствующие действия с пояснениями. -
Расчет генетической структуры популяции.
Алгоритм решения задач на анализ родословной.
-
Определить тип наследования. -
Назвать критерии данного типа наследования. -
Привести примеры заболеваний на данный тип наследования.
Алгоритм решения задач на анализ кариограммы.
-
Дать характеристику кариотипа по идеограмме. -
Определить соответствие идеограммы норме или назвать мутацию. В последнем случае определить синдром. -
Описать фенотип больного с данным синдромом.
Шкала оценивания задания: по 5- бальной шкале.
3 Этап - оценка теоретических знаний (собеседование по экзаменационному билету).
В билете 2 вопроса.
Шкала оценивания каждого вопроса: по 5- бальной шкале.
Итого: за третий этап обучающийся может получить максимум 10 баллов.
Время для подготовки по билету – 45 минут.
Показатели, критерии, шкалы оценивания.
«отлично» (повышенный уровень) | - Обучающийся показывает глубокие, исчерпывающие знания в объеме пройденной программы, уверенно действует по применению полученных знаний на практике, грамотно и логически стройно излагает материал при ответе, умеет формулировать выводы из изложенного теоретического материала, знает дополнительно рекомендованную литературу - Задание выполняется правильно в соответствии с алгоритмом, требованиями к содержанию, умение продемонстрировано полностью - Тест выполнен с итогом выше 95% - Навык сформирован полностью и проявляется на практике, используется творческий подход |
«хорошо» (повышенный уровень) | - Обучающийся показывает твердые и достаточно полные знания в объеме пройденной программы, допускает незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильно действует по применению знаний на практике, четко излагает материал; - Наличие несущественных ошибок при выполнении задания, ошибки исправляются самостоятельно. Задание в основном выполнено. Тест выполнен в пределах от 84% до 95% - Навык сформирован и проявляется на практике |
«удовлетворительно» ( базовый уровень) | - Обучающийся показывает знания в объеме пройденной программы, ответы излагает хотя и с ошибками, но уверенно исправляемыми после дополнительных и наводящих вопросов, правильно действует по применению знаний на практике; - Наличие несущественных ошибок при выполнении задания, ошибки самостоятельно не исправляются. Задание выполнено частично. Тест выполнен в пределах от 70% до 83% - Навык сформирован |
«неудовлетворительно» | - Обучающийся допускает грубые ошибки в ответе, не понимает сущности излагаемого вопроса, не умеет применять знания на практике, дает неполные ответы на дополнительные и наводящие вопросы - Наличие грубых ошибок, не исправляемых самостоятельно или с помощью. Задание не выполнено. - Тест выполнен менее 70% - Навык не сформирован |
Итоговая оценка за экзамен суммируется и выставляется с учетом оценки за каждый этап, умноженной на коэффициент значимости, присвоенный каждому этапу экзамена (из 100%).
Важно! Конечный результат оценивания обучающегося на экзамене выставляется как целое число итоговой оценки без округления.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!