Файл: северный государственный медицинский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Критерии оценки знаний и навыков студентов на экзамене

по дисциплине БИОЛОГИЯ

«Утверждено»

на заседании

кафедры мед.биологии и генетики

«____» _______________2023 г.

1. Итоговая промежуточная аттестация на первом курсе по дисциплине «БИОЛОГИЯ» для обучающихся по специальности « Лечебное дело» проходит в форме УСТНОГО экзамена.
Этапы проведения экзамена.

1 Этап - тестирование

2 Этап – оценка практических навыков по диагностике препаратов и ситуационным задачам.

3 Этап - оценка теоретических знаний (собеседование по экзаменационному билету – 2 вопроса).
Описание этапов. Шкала и критерии оценивания:
1 этап. Тестирование – время выполнения максимум 45 минут.

  • Вариант тестовых заданий включает 50 вопросов

Критерии оценивания:

Оценка «неудовлетворительно» - тест написан менее 70%

Оценка « удовлетворительно» - тест написан 70-83%

Оценка «хорошо» - тест написан 84-95 %

Оценка «отлично» - тест написан выше 95 %
2 этап: Оценка практических навыков включает:


  1. Диагностика препаратов паразитов по разделам «Медицинская гельминтология» и «Медицинская арахноэнтомология». В билете 1 препарат.

  2. Решение ситуационных задач по генетике. В билете 1 задача.



  1. Диагностика препаратов.




ВОПРОСЫ ДЛЯ ОТВЕТА ПО ПРЕПАРАТУ.


  1. ПО МЕДИЦИНСКОЙ ГЕЛЬМИНТОЛОГИИ:

  1. Название препарата и латинское название гельминта.

  2. Основные диагностические признаки данного препарата

  3. Локализация гельминта в организме человека (стадия развития паразита и место его локализации)

  4. Характеристика инвазии:


а) вызываемое заболевание (заболевания),

б) способ (способы) инвазирования,

в) факторы передачи инвазии,

г) стадия, инвазионная для человека.

  1. Лабораторная диагностика (биологический материал, метод исследования и стадия паразита, которую можно обнаружить в биологическом материале больного)



  1. ПО МЕДИЦИНСКОЙ АРАХНОЭНТОМОЛОГИИ:

  1. Название препарата и латинское название членистоногого.

  2. Основные диагностические признаки данного препарата.

  3. Стадии жизненного цикла паразита и тип постэмбрионального развития (прямое, непрямое, метаморфоз – полный, неполный)

  4. Хозяева – прокормители

  5. Медицинское значение членистоногого: (назвать заболевания), и роль паразита (специфический или механический переносчик, или возбудитель заболевания)


Шкала оценивания задания: по 5- бальной шкале.


  1. Решение ситуационных задач по генетике.


ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА:

Молекулярная генетика:

  1. на моделирование процессов транскрипции, процессинга, трансляции.

б) на процентное соотношение нуклеотидов в ДНК

в) на моделирование генных мутаций (миссенс, нонсенс, сдвиг рамки считывания)

г) на молекулярное строение генов прокариот и эукариот.

Классическая генетика:

  1. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

  2. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов:

  3. Наследование, сцепленное с полом.

  4. Дигибридное скрещивание (аутосомное и сцепленное с полом).

  5. Определение вероятности рождения больных детей с учетом пенетрантности генов.

  6. Анализ фотокариограмм (в норме и патологии).

  7. Составление и анализ родословных.

Популяционная генетика:

  1. Расчет генетической структуры популяции (определение частоты аллелей, генотипов и фенотипов) на основе закона Харди-Вайнберга.



Алгоритм решения задач на молекулярную генетику.


  1. Сделать краткую запись условия задачи.

  2. Выполнить соответствующие действия с пояснениями.

  3. Указать тип мутации (в задачах на генные мутации).



Алгоритм решения задач по классической генетике.


  1. Сделать краткую запись условия задачи (признак, ген, генотип).

  2. Составить генетическую схему наследования:

  3. Проанализировать результаты скрещивания. Расчет вероятности наследования признака.


Алгоритм решения задач на популяционную генетику.

  1. Сделать краткую запись условия задачи с применением формул, отражающих частоты аллелей и генотипов в популяции.

  2. Выполнить соответствующие действия с пояснениями.

  3. Расчет генетической структуры популяции.


Алгоритм решения задач на анализ родословной.

  1. Определить тип наследования.

  2. Назвать критерии данного типа наследования.

  3. Привести примеры заболеваний на данный тип наследования.


Алгоритм решения задач на анализ кариограммы.

  1. Дать характеристику кариотипа по идеограмме.

  2. Определить соответствие идеограммы норме или назвать мутацию. В последнем случае определить синдром.

  3. Описать фенотип больного с данным синдромом.


Шкала оценивания задания: по 5- бальной шкале.
3 Этап - оценка теоретических знаний (собеседование по экзаменационному билету).
В билете 2 вопроса.

Шкала оценивания каждого вопроса: по 5- бальной шкале.

Итого: за третий этап обучающийся может получить максимум 10 баллов.
Время для подготовки по билету – 45 минут.
Показатели, критерии, шкалы оценивания.



«отлично»

(повышенный уровень)

- Обучающийся показывает глубокие, исчерпывающие знания в объеме пройденной программы, уверенно действует по применению полученных знаний на практике, грамотно и логически стройно излагает материал при ответе, умеет формулировать выводы из изложенного теоретического материала, знает дополнительно рекомендованную литературу

- Задание выполняется правильно в соответствии с алгоритмом, требованиями к содержанию, умение продемонстрировано полностью

- Тест выполнен с итогом выше 95%

- Навык сформирован полностью и проявляется на практике, используется творческий подход

«хорошо»

(повышенный уровень)

- Обучающийся показывает твердые и достаточно полные знания в объеме пройденной программы, допускает незначительные ошибки при освещении заданных вопросов, правильно действует по применению знаний на практике, четко излагает материал;

- Наличие несущественных ошибок при выполнении задания, ошибки исправляются самостоятельно. Задание в основном выполнено.

Тест выполнен в пределах от 84% до 95%

- Навык сформирован и проявляется на практике

«удовлетворительно»

( базовый уровень)

- Обучающийся показывает знания в объеме пройденной программы, ответы излагает хотя и с ошибками, но уверенно исправляемыми после дополнительных и наводящих вопросов, правильно действует по применению знаний на практике;

- Наличие несущественных ошибок при выполнении задания, ошибки самостоятельно не исправляются. Задание выполнено частично.

Тест выполнен в пределах от 70% до 83%
- Навык сформирован

«неудовлетворительно»

- Обучающийся допускает грубые ошибки в ответе, не понимает сущности излагаемого вопроса, не умеет применять знания на практике, дает неполные ответы на дополнительные и наводящие вопросы

- Наличие грубых ошибок, не исправляемых самостоятельно или с помощью. Задание не выполнено.

- Тест выполнен менее 70%

- Навык не сформирован




Итоговая оценка за экзамен суммируется и выставляется с учетом оценки за каждый этап, умноженной на коэффициент значимости, присвоенный каждому этапу экзамена (из 100%).
Важно! Конечный результат оценивания обучающегося на экзамене выставляется как целое число итоговой оценки без округления.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!