Файл: Реферат по дисциплине Логика роль логики в формировании интеллектуальной культуры человека иванов Иван Иванович 40. 05. 01.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)
Юридический институт
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Логика»
РОЛЬ ЛОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Иванов Иван Иванович
40.05.01
«Правовое обеспечение национальной безопасности»
Руководитель работы доктор философских наук, профессор
_______________С.А. Помидоркин
«___»_________________2023 г.
Автор работы
студент группы № 062581
________________И.И. Иванов
«___»_________________2023 г.
Томск – 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
-
Сущность понятия интеллектуальной культуры человека 4 -
Роль мышления в формировании и развитии логических основ 6 -
Практическое назначение логики 9 -
Логическая культура как неотъемлемая часть личностного роста 11
Заключение 14
Список используемых источников и литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Логика — одна из обязательных учебных дисциплин во всех юридических вузах страны, а также на некоторых других факультетах различных университетов и академий.
Необходимость изучения логики будущими юристами обусловлена тем, что вся правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность в обществе связана с самыми насущными потребностями и интересами масс людей, а нередко и с их судьбами.
Важность и необходимость исследования проблемы роли логики в формировании интеллектуальной культуры человека определяется стремлением доказать либо опровергнуть принятое в обществе мнение о том, что правильность мышления достигается только при изучении законов правильного мышления и применения их в процессе мыслительной деятельности. Многим даже кажется, что только логика может указывать средства для открытия истины в различных областях знания.
Однако, на самом деле, роль логики заключается несколько в иных аспектах. Поэтому цель данной работы состоит в выяснении места логического мышления в жизни общества и отдельного человека, его действия на развитие духовных ценностей. А задачами для проведения исследования являются: раскрытие сущности и определение ведущих понятий темы, поиск связи между понятиями, проведение анализа с помощью изыскания возможностей практического применения логики как науки в отличных друг от друга сферах жизнедеятельности и профессионального производства, а также определение особенностей влияния конкретных областей этого системы знаний на некоторые характеристики развития личности человека.
-
Сущность понятия интеллектуальной культуры человека
В основе прогресса развития человеческой расы, в отличие от других биологических видов, населяющих планету, лежит эволюция разума. Разум есть философская категория, выражающая способность мыслить всеобще. Благодаря наличию разума, человек получил возможность осознать своё существование, ощутить реальность вокруг себя. Согласно учениям философов Канта и Гегеля, разум — одна из форм сознания или же самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания. В то же время более узким по отношению к этому понятию и более важным с точки зрения рассмотрения основной темы исследования является понятие интеллекта.
Фома Аквинский в своих трудах не производил различия между разумом и умом (интеллектом) в человеке, однако интеллект он все же считал сущностью Бога, тогда как разум был направлен на постижение временных вещей. То есть, исходя из сравнения с вышеописанным, интеллект как самостоятельное понятие может определяться, в сущности, как качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Иными словами, это умение приспосабливаться к возникающим меняющимся событиям, способность делать выводы на основе уже имеющегося собственного опыта, преодоление трудностей, связанных с изменением окружающей среды и т.д.
Соответственно, интеллектуально развитый человек представляет собой индивида, способного понимать и применять не только стандартные, но и нестандартные решения предложенных задач. Именно в процессе адаптации такого человека к окружающим обстоятельствам возникает целый ряд явлений, объединивший в себе комплекс сознательных действий, который позволяет создавать и систематизировать имеющееся знание, превращать его в предмет исследования и воспринимать его как объект для познания окружающего мира. В последствие, это послужило причиной сотворения научного знания, и повлекло за собой зарождение духовных потребностей человека и необходимость их удовлетворения.
До сих пор одной из определяющих и, наверное, самых динамичных особенностей интеллектуального прогресса является наука, в частности, это распространяется и на науку логику. Ещё с древнейших времён логика играла не последнюю роль в жизни человечества. И сейчас логика является важной частью любой деятельности людей в разных ситуациях, так или иначе требующих интеллектуального воздействия на объект деятельности. Но действительно ли имеет место быть её связь с культурной составляющей? Так ли значительно её влияние на личностный и духовный рост отдельно взятого человека? Для ответа на этот вопрос потребуется понять в чем непосредственно заключается содержание понятия культура.
У термина культура имеется не один десяток различных определений. Как явление, она охватывает и все созданные человеком материальные ценности, и совершенные научные открытия, произведения искусства, памятники зодчества и архитектуры, литературное наследие и ещё многое другое. С другой стороны, говоря о созданном руками человека, культуру можно рассматривать и как процесс творческой деятельности, в ходе которого создаются, распределяются и потребляются уже духовные ценности, в последующем служащие основой для материального выражения духовного развития отдельной личности или отображения целого образа жизни определенного народа, социального объединения.
Однако, наиболее важной частью проявления культуры является её интеллектуальное влияние, дающее внутреннее духовное развитие человека как личности, а также «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем. С помощью этого компонента культуры человек, обладающий мышлением, развивает в себе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном; создает ритуалы со строгой структурой и установленным порядком, которые служат для выполнения определенных целей коллективной деятельности, например, религиозные обряды; находит и придумывает символы, условные знаки, слова или предметы, выступающие как форма выражения постигнутого человеком смысла окружающего его мира: эмблемы, ордена, знамена, культурно-образовательные символы, символы национальной принадлежности.
-
Роль мышления в формировании и развитии логических основ
Люди изучали окружающую действительность, в целом, с помощью двух способов постижения мира: эмпирического и рационального познания. Эмпирическое познание, называемое так же опытным, применялось через ощущение, восприятие и представление. Ощущение давало человеку отражение какой-либо конкретной стороны исследуемого объекта: так, например, камень представлялся твердым, холодным, небольшим, невкусным. Восприятие сочетало в себе комплекс ощущений - текстура, материал предмета и так далее. А представление являлось отличительным свойством человека от животных, обозначая момент перехода вещественного предмета из внешней среды в сознание, формируя таким образом человеческую память. Однако, названные способы выступали базовой субъективной формой изучения мира: то есть не всё видимое и ощущаемое являлось истиной.
Тогда человек научился использовать второй способ познания - рациональный. Преобразуя вещественные предметы в духовный облик, человек задавался вопросами и получал на них ответы, иначе говоря, приходил к умозаключению путем рассуждения и использования своего разума. Несмотря на то, что этот способ так же не давал ста процентов истинности, с его помощью складывался фундамент для высшего уровня сознания - мыслительной деятельности или мышления, которое в конечном итоге приводило к истинным суждениям.
Мышление представляет собой высшую, по сравнению с чувственной, форму отражения бытия, состоящую в целенаправленном, но обобщенном познании человека, существенной связи и отношений действительности. Оно выражается через его виды, формы и сочетающиеся в нем свойства.
Виды мышления составляют: наглядно-действенное мышление — наиболее «древнее» с точки зрения истории человечества и наиболее «молодое» с точки зрения развития отдельного человека, проявляется через непосредственное взаимодействие с предметом. Оно важно тем, что закладывает основы для остальных, более сложных видов мышления. При наглядно-образном мышлении человек оперирует уже не конкретными предметами, а их образами — например, присутствующими на картинах, описанными в стихах. Благодаря чему у людей есть возможность любоваться искусством, слушать музыку.
Однако, для логики представляет интерес третий вид - абстрактное мышление, или рациональное, словесно-логическое мышление - направленное на поиск закономерностей в природе и обществе, оно воплощается в общих связях и отношениях. Мысля словесно-логически, то есть абстрактно, человек использует только понятия, суждения и умозаключения, то есть с предметами и их образами он уже не взаимодействует. Это позволяет человеку выделять существенные свойства предмета, сравнивать один предмет с другим.
Форма мышления являет собой способ связи элементов содержания, включающем многообразие информации и знаний об объектах бытия. В логике форма мышления является объектом исследования, так как связь мыслей человека осуществляется посредством логических, или формально-логических законов. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма логического мышления, в которой отражаются закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений. Другими словами — это мысль, выраженная в слове. Усвоение понятия есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Примеры понятий: книга, студент, человек, роман А.Дюма “Граф Монте-Кристо”.
Следующая форма мышления - суждение, в нем объекту либо признаку приписываются или же отрицаются те или иные свойства и качества. Любое суждение состоит из понятий, связанных между собой. Оно несомненно являет собой продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры - иными словами, благодаря суждению люди имеют возможность выразить свое отношение к предмету или явлению, используя язык. Примеры суждений: все студенты - люди; съесть можно или макароны, или суп.
Третьей и последней формой логического мышления является умозаключение. Это шаг логического вывода, непосредственное выведение высказывания - заключения из одного или более высказываний («посылок»), простейшее рассуждение. Появляется умозаключение путем построения нового суждения из одного или нескольких уже существующих. Получение итогового результата мыслительной деятельности благодаря выведению логической последовательности от известного к неизвестному. Примеры умозаключений: птицы летают - крокодил не летает - крокодил не птица.
Говоря о свойствах мышления, стоит упомянуть три наиболее важных: абстрагирование, интерсубъективность и бинарность.
Возникшая в процессе производственной деятельности способность выделять отдельные признаки вещей с течением времени всё более и более совершенствовалась. Мысленно отличать существенное от случайного людям приходится и теперь - эту возможность дает абстрагирование. Это такой логический приём, с помощью которого человек мысленно выделяет существенные свойства и признаки предметов, явлений и мысленно изолирует их от несущественных, второстепенных свойств предметов, явлений материального мира. То есть, подобное отвлечение от конкретных сторон исследуемого объекта предоставляет человеку шанс оперировать обобщенными образами, существующими в знаковой или иных формах, при этом рассматривая объект в составе какого-то класса предметов, органически связанного с чем-то более общим. Например, можно говорить о плохой погоде - снежно, холодно, ветрено. А можно говорить о погоде в общем, как о явлении.