Файл: Реферат по дисциплине Логика роль логики в формировании интеллектуальной культуры человека иванов Иван Иванович 40. 05. 01.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интерсубъективность, от “интер” - между, означает способность человека в процессе коммуникации устанавливать соотношение между несколькими точками зрения — своей и чужой, т. е. учитывать, сравнивать, противопоставлять, примерять разные точки зрения на объекты и события. Данное свойство мышления отражает уровень совпадения сознания людей. Так, с логической точки зрения, текст есть непустое конечное множество знаков-символов. Поэтому в узком смысле определение понятия этого слова сводится к логическим операциям, обеспечивающим объективную возможность однозначного понимания текстов разными людьми.

Бинарность, по-другому двойственность, - рассуждение, основанное на базовом свойстве восприятия. Это мышление, в основе которого лежат фундаментальные единицы значений "хорошо" и "плохо", похожие на ноль и единицу, добро и зло, чёрное и белое. Такое свойство мышления позволяет максимально просто различать объекты и явления окружающего мира, основываясь на различии ключевых качеств и признаков исследуемых объектов. Данный способ мышления, либо же бинарную логику, зачастую описывают как созданную философом Аристотелем.

Соответственно, становится несомненным, что аналогично тому, как всякое человеческое общение невозможно без языка, так и любая материальная или духовная деятельность людей не обходится без мышления.



  1. Практическое назначение логики

Равно как и язык, мышление претерпевало изменения с течением времени, выражающиеся в усовершенствовании существующих, одинаковых для всех, форм и видов. Помимо прочего, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определённости, к постижению их сущности. Следовательно, мышление тесно связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

Обобщая вышесказанное, нельзя не подчеркнуть особое значение логики в жизни каждого мыслящего культурного человека. Само понятие “логика” трактуется в переводе на русский язык как “наука о правильном мышлении”, либо определяется как нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Тем не менее мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Сотни миллионов раз в своей жизни люди сравнивают факты, анализируют события, конкретизируют свои
мысли и объединяют происходящие закономерности, делая некоторые выводы и используя умозаключения. При этом, сама по себе логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, ведь “логика учит правилам изложения, но не мышления” (М.Кули). Однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.

В настоящее время в мире существует огромное количество информационных потоков, новостных лент, книг и фильмов, а с учетом скорости развития технологий и способов хранения и передачи информации, с каждым годом их становится еще больше. Люди выступают на сцене, появляются в телевизионных экранах, произносят речи на значимых мероприятиях и многими другими средствами преподносят информацию человечеству. При этом, одни из них могут быть интересны широкой аудитории, за ними внимательно наблюдают и следуют их советам, полагаются на их выводы и аргументы. Мысли других могут быть не понятны людям, не иметь достаточных оснований для сделанных умозаключений и не опираться на достойные аргументированные источники.

Заинтересованность логики, в данном случае, заключается как раз в умении культурного оратора четко выражать свои мысли и приводить уместные и достаточные аргументы в их пользу, а также критиковать мнения и аргументы других людей. С одной стороны, вся тонкость такого умения именно в знании дела, о котором человек говорит, в его профессионализме. Но на практике часто можно убедиться, что одного такого знания недостаточно. Необходима логическая культура.

  1. Логическая культура как неотъемлемая часть личностного роста

Логическая культура – это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.

Логическая культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи, объединяет: определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах; умение использовать эти знания в практике мышления — успешно применять понятия, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать; навыки анализа мыслей, как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения и предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их.



Когда у человека появляется желание стать логически культурной и образованной личностью, т.е. рассуждать быстро и правильно, а, значит красиво и убедительно, то возникает необходимость ознакомиться со стандартными правилами рассуждений. А это можно реализовать только одним способом – изучать логику.

Логика имеет немалое значение для формирования культуры человеческого мышления, умения с пользой применять приобретенное человечеством множество логических познавательных средств. Важно отметить, что необходимо не только выполнение требований логической правильности собственных рассуждений, но и обладание способностью быть чутким и внимательным к возможным отступлениям от логических норм в рассуждениях своих окружающих. В этом случае недостаточно уже только приобретенных мыслительных навыков, становятся необходимы и определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процессов, а также описанных в истории логики ошибок. Другими словами, изучение логики открывает для людей возможность контролировать мышление со стороны его формы, структуры, проверять его правильность, предупреждать логические ошибки или обнаруживать и исправлять их.

Логика — лишь путеводитель человеческого ума, её неоспоримое значение для человечества объясняется тем, что она усиливает наши мыслительные способности и делает мышление более рациональным, подобно тому, как знание физиологии помогает нам полезно и рационально питаться. Каждый, кто догадывается о наличии недостатков своего мышления, может значительно развить и упорядочить его с помощью ряда логических упражнений. К настоящему времени имеется большое количество случаев, в том числе и известных людей, которые благодаря своему труду и упорству смогли добиться успехов в развитии собственного мышления и ораторского искусства. Примером такого успеха может служить история Аркадия Цукера, известного бизнес-тренера, исследователя, маркетолога и философа. Сразу после рождения врачи поставили Аркадию диагноз – тяжелая форма ДЦП. Родителям сообщили, что вести нормальную жизнь и заботиться о себе он никогда не сможет. Однако отец Цукера не согласился с мнением докторов, заявив, что у него просто не может родиться больной ребенок. И поскольку Аркадий – его сын, значит, он определенно здоров. Сегодня, в результате многих лет упорной работы над собой, под его началом более семи сотен различных консалтинговых проектов в разных областях – медиа, образование, муниципальное управление, туристический бизнес, общественное питание, строительство, ритейл и т.д.


Средневековый философ и ученый Востока аль-Фараби подчеркивал, что с случае невежественности человека в логике он никогда не может быть уверен в правильности утверждений того, кто прав, и не будет знать ошибок того, кто заблуждается.

Очевидно, что логика в той или иной степени была нужна людям в самые разные периоды истории в отличных друг от друга жизненных обстоятельствах. Всё же особенная потребность в ней возникла в современную эпоху. Объясняется это в решающей степени тем, что чем выше уровень развития общества, тем больше требований предъявляется к самому человеку, уровню его собственного интеллектуального развития, его общей и специальной культуре. Не менее высокой, а зачастую гораздо выше, должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимостью для него становится умение масштабно мыслить и рассуждать, способность глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Соответственно этому усиливаются роль и значение логики как науки о мышлении.

Значение логики остро ощущается в некоторых профессиях, для которых данная наука является фундаментом, основой для наиболее существенных производственных процессов и операций. Так, одной из подобных отраслей является отрасль права и все профессии, так или иначе связанные с правоведением и иной юридической деятельностью. Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, в судопроизводстве, в нормотворчестве и в теоретическом анализе права. Логическая форма, несомненно, оказывает большое влияние на содержание правового мышления, помогая правильно строить следственные версии, составлять конкретные планы расследования преступлений, намечать комплекс оперативных действий, избегать ошибок при написании официальных документов: протоколов осмотра места преступлений, решений и постановлений, заключений для обвинения.

Поэтому логическая культура неизменно остается одним из необходимых инструментов, позволяющих юристу увидеть истинную сущность сложных общественных явлений, правильно оценить их и убедительно показать специфику. Важно, что значительное преимущество дает юристу и правоведу умение преодолевать инертность, косность мышления, которая довольно часто не позволяет взглянуть на ситуацию без предвзятости и увидеть ее такой, какой она предстает в действительности. А если в письменной или устной речи имеют место быть непоследовательные и противоречивые суждения, в которых отсутствует строгая логика, то становится затруднительным выяснение сути дела, а в некоторых случаях это может послужить причиной вынесения неправильного приговора.


Дополняя вышеописанное, можно отметить, что знание логики составляет необходимый элемент общей духовной культуры юристов. Их высокая логическая культура, умение стройно и убедительно излагать свои мысли является важным средством завоевания ими авторитета и уважения среди сослуживцев, руководства, специалистов различного профиля, с которыми они взаимодействуют в рамках осуществления профессиональных действий. От умения судей строить умозаключения и исследовать доказательства, принимать решения абсолютно точно зависит эффективность правосудия в целом, направленного на укрепление законности и правопорядка.

Говоря о последнем десятилетии, хочется подчеркнуть, что юридическая наука уделяет всё большее внимание логическим основам действия правовой системы. Это происходит вследствие того, что актуальные на данный момент времени задачи укрепления законности, правопорядка, упрочнения правовой основы многих сфер жизни настоятельно требуют изучения закономерностей тех процессов мыслительной деятельности, которые неразрывно связаны с правоприменением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует отметить особенную роль логики в формировании и дальнейшем развитии культуры человека. Среди прочих наук она оказывает непосредственное и незаменимое влияние на личностный рост, духовное и нравственное обогащение людей. Параллельно с этим, она занимает ведущее место во многих областях современной науки, профессиональной деятельности и производстве. Находит применение, связанное с практической деятельностью в технологическом прогрессе: в качестве специального аппарата она применяется в теории автоматического управления, искусственного интеллекта, программирования и компьютеризации ряда процессов интеллектуальной деятельности.

Становится очевидным, что изучение логики как науки необходимо и полезно не только специалисту в соответствующих областях деятельности, но и любому культурному, цивилизованному человеку, желающему оставаться в рамках действительности и быть образованным, грамотным и уважаемым в обществе. Иначе говоря, при мнимой логичности существующих суждений любой человек не может быть уверен в их истинности, потому как противоречивость многих явлений мира оставляет человеку возможность лишь ориентироваться в возникающих обстоятельствах и строить выбор, наиболее удачный для разрешения конкретного случая, а именно - изучать и применять логическое мышление.