Файл: Управлениевыступает в качестве осознанной, целенаправленной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление
выступает в качестве осознанной, целенаправленной деятельности
человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам
элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для
достижения каких-либо целей.
Природа управления и исторические тенденции его развития
Процесс
управления
включает
следующие
элементы
:
управляющую
систему
(субъект
управления),
управляемую
систему
(объект
управления),
управляющее
воздействие
в
форме
управленческого
решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая
представляет собой передачу информации о результатах управляющего
воздействия от объекта управления к его субъекту.
Субъект и объект управления
Тот, кто управляет, называется субъектом управления. То, кем или (чем)
управляют, называется
объектом управления
.
Пример:
субъектом
управления является руководитель или коллегиальный
орган управления
Объектом управления может быть самостоятельная организация или
организация, которая входит как составная часть в более крупную организацию.
Также, объектом управления может быть участок производства, отдел, завод,
фирма, банк, регион, страна.
Основные элементы управления
Управление-это
целенаправленное
ВОЗДЕЙСТВИЕ, согласующее
совместную деятельность людей
1
ВОЗДЕЙСТВИЕ-это
влияние на деятельность
человека, согласующее
его труд с деятельностью
других людей и ведущее
к достижению общей цели
или общего результата
3
Специфика управления как вида деятельности
проявляется в
ВОЗДЕЙСТВИИ
!
2
1. ЕСЛИ
Управление Воздействие
, то существует
Объект управления
Субъект управления
2.СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ-
Источник воздействия, звено системы управления, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом
3.ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ- социально-экономическая система
(организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования и развития
СУ
Субъект управления
Субъект и объект
управления соотносятся,
как часть и как целое
ОУ
Объект управления
Разновидности воздействия
Формальное
Прямое
Явное
Жёсткое
Принудительное
Спонтанное
Случайное
Эпизодическое
Неформальное
Опосредованное
Неявное
Мягкое
Мотивирующее
Целесообразное
Необходимое
Постоянное
Формы воздействия
Воздействие
Приказ
Распоряжение
Указание
1. Формальное
2. Неформальное
Рекомендация
Совет
Предостережение
Поведение
менеджера
Виды деятельности в управлении
1. Структурно-содержательный
Аспект управления
(состав видов деятельности)
2. Процессуально-содержательный
Аспект управления
(последовательность деятельности)
4. Организация
3. Прогнозирование
5. Активизация
6. Координирование
7. Регулирование
8. Контроль
9. Целеполагание
10. Определение ситуации
11. Определение проблем и необходимости их решения
12. Принятие решения
Разделение труда в управлении
1. Функциональное разделение
труда
2. Структурное разделение
труда
Менеджеры, специализирующиеся на управлении однородными видами работ
Вертикальное:
•Высший
•Средний
•Первый
Предметом труда
в управлении является информация о
существующей проблеме
Средствами управленческого труда
служит все то, что способствует
осуществлению операций с информацией, - от компьютеров,
телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. На
практике выделяют следующие группы средств управления:
1. средства обработки информации (компьютеры, калькуляторы);
2. средства размножения документов (принтеры и проч.);
3. средства оформления документации (штемпели, резаки,
дыроколы);
4. средства группировки и хранения информации (папки,
скоросшиватели, картотеки);
5. средства оперативной связи;
6. мебель.
Продуктом
управленческого труда
является управленческое
решение, которое также представляет собой информацию, но уже
преобразованную, пригодную для практического использования.
Управленческие революции
1-я управленческая революция
Менеджмент
зародился в Древнем Шумере (примерно 5000 г. до н.э.) в связи с появлением письменности,
которое привело к образованию особого слоя жрецов-«бизнесменов», связанных с торговыми операциями.
2-я управленческая революция
произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского царя
Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), разработавшего свод законов управления государством для
регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения
3-я управленческая революция
Связана с именем Навуходоносора второго (605–562 гг. до н. э.), который разработал и внедрил систему
производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, в частности ввел в практику
применение цветных ярлыков для определения качества пряжи и зерна.
4-я управленческая революция
Совпала с великой индустриальной революцией XVIII—XIX веков, которая стимулировала развитие
европейского капитализма.
5-я управленческая революция (бюрократическая)
Связана с
появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов,
также, с появлением класса профессиональных чиновников.
Периодизация истории управленческой мысли
Как научное знание менеджмент возник на рубеже 19 и 20 веков и прошел
ряд этапов:
• Классический
(тейлоризм: Фредерик Тэйлор, Генри Гантт, Лилиан
Гилбрет, Генри Форд и администрирование: Харрингтон Эмерсон, Анри
Файоль, Макс Вебер);
• Этап школы человеческих отношений
(Джордж Майо, Мэри Фоллет, );
• Количественный и научный этап
(деятельность ученых в сфере
программирования, математического и статистического анализа,
кибернетики, теории систем);
• Этап развития поведенческих наук
(Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор,
Девид Макклеланд);
• Современный этап,
который знаменуется стратегическим менеджментов
(Питер Друкер, Игорь Ансофф, Олег Виханский, Клиф Боумен, Бенгт
Карлоф).
Управленческая мысль Древнего Китая
Характерные черты древнекитайской мысли
-
демифологичность и
рациональность.
Основное внимание уделялось проблемам общества, этики, управлению государством.
В жизни древнекитайского общества исключительно большую роль играла община.
Прогресс земледелия и ремесленного производстваспособствовал развитию торговли и обмена как внутри отдельных владений, так и между ними.
Важные сдвиги в социально-экономической и политической жизни
Китая сопровождались крупными успехами в развитии науки и культуры. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, денежного обращения, укрепление экономических связей способствовали расширению научного познания древних китайцев.
Известные мыслители Древнего Китая
Конфуцианство.
Огромное влияние на философскую и обще-
ственно-политическую мысль Китая оказало учение Конфуция
/551—479 до н.э.).
Конфуций и его последователи выступали за добродетель и
против насилия как метода государственного управления.
Конфуций трактует государство как большую семью, где
отношения правящих и подданных представлены как семейные
отношения: младшие зависят от старших, власть императора
(«сына неба») сравнивается с властью отца.
Конфуцианство в Китае вскоре после своего возникновения стало
одним из самых влиятельных течений философской и об-
щественно-политической мысли, было признано официальной
государственной идеологией.
Противником идей Конфуция был государственный деятель и реформатор Древнего Китая
Шан Ян
(390-338 до н.э.).
Шан Ян
создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов (фа) и суровых наказаний.
Шан Ян придавал большое значение внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности в деле укрепления управления, отдавая предпочтение наказаниям перед наградами.
Система тотальной взаимослежки стала популярна в последующей практике государственного управления в Китае (и во многих других странах), сыграв значительную роль в укреплении государственной власти.
Хань Фэй-цзы (ок. 288—233 до н.э.)
известный учёный и
государственный деятель, происходил из знатного княжеского рода
Искусство управления, по Хань Фэй-цзы, базируется на следующих 8 принципах поведения руководителя:
1. Не уступать власть другим.
2. Заставлять людей следить за настроениями друг друга.
3. Быть скрытным, не разоблачать себя.
4. Считать всех людей дурными.
5. Не считаться ни с какими моральными ценностями.
6. Поощрять политику одурманивания народа.
7. В наказаниях проявлять непреклонность и строгость, в поощрениях - умеренность и осторожность.
8. При необходимости быть неразборчивым в средствах.
• Трактат «Законы Ману» создавался в течение 400 лет (II в. до н.э.
— II в. н.э.) и просуществовал почти два тысячелетия как действующий свод дхарм
- законов, религии, правил регламентов, обычаев или наставлений для всех индийцев по широкому кругу вопросов. В них изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня.
В трактате приводятся требования к личным и деловым
качествам высших руководителей — министров, главных советников, послов, домашнего жреца.
Управленческая мысль
Древней
Индии
• Каутилья (Чанакья) наставник и главный министр царя
Чандрагупты (317-293 до н.э.)—ученый, который сыграл определенную роль в создании, развитии и сохранении империи.
• Ему принадлежит высказывание: «Всякое начало дела предваряется совещанием. На совещании разбирается то, что еще не стало известным. Необходимо совещаться со старцами, преуспевающими в знании».Одно из важнейших достижений
Каутильи в области развития всемирной управленческой мысли -
это Табель о рангах государственных служащих, приведенная в
«Артхашастре».
• Каутилья считал, что на каждом предприятии должна суще- ствовать четкая система вознаграждения в виде различных форм поощрения и наказания. «Надзиратель должен был заботиться, чтобы на рассвете в помещении прядильни производилась выдача платы за работу в обмен на изготовленный продукт».
Видное место в истории общественной мысли Древней Греции занимает
Платон
(427-347 до н.э.). Им написано много сочинений философского, социально-политического, экономического и управленческого содержания, отличающихся высокими литературными достоинствами и интересными идеями. Проблемы управленческого характера рассмотрены им в сочинениях «Государство» и «Законы». Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать вою долю сообразно природным способностям.
Аристотель (384—322 до н.э.) был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию
, философию
, политику
, логику
, физику
. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Управленческая мысль
Древней
Греции
Управленческая мысль Древнего Рима
В центре римской управленческой мысли были вопросы форми-
рования частного рабовладельческого хозяйства и управления
им.
Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах
римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона
(«Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в
энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная
история»).
В
этих
трактатах
содержится
много
идей
рациональной организации управления хозяйством латифундий
—
основной
формы
организации
рабовладельческого
производства. Целью этих проектов был поиск таких методов
организации
производства,
которые
делали
возможным
существование латифундий в условиях технической отсталости
той эпохи.
Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит
Колумелле
, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах.
Для перестройки рабовладельческого хозяйства Колумелла предложил целую
систему мероприятий. Как рабовладелец-практик, он выступил решительно
против экстенсивного пути развития Рабовладельческого поместья.
Современником Колумеллы был
Плиний Старший
(23—79 н.э.).
Плиний
выступил
антиподом
Колумеллы,
который
советовал
проводить
агротехнические эксперименты, не считаясь с издержками производства.
Плиний призывал землевладельцев к умеренности. Плиний не одобрял
чрезмерную интенсификацию хозяйства, которая невозможна и даже убыточна
в условиях рабовладения.
Управленческая мысль Западной Европы в период раннего и
классического Средневековья.
Эволюция управленческой мысли Средневековья включает 3 крупных исторических этапа:
• Первый этап
— раннефеодальный относится к концу V в. — середине XI в. На данном
этапе феодализм еще только консолидируется и упрочивается как новая общественно-
экономическая формация. Государственность сначала организуется в большие, но весьма
слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты
раздробленных политических образований.
• Второй этап
— пора полного развития феодального строя, его расцвет — относится к
середине XI в. — началу XV в. Для этого периода типичны централизованные сословно-
представительные монархии, усиление роли городов как центров мировой торговли, и
соответствующее формирование «городского» права.
• Третий этап
— позднее средневековье — относится к XV— XVII вв., когда наметились
кризис и разложение феодализма, генезис капиталистических общественных отношений.
Государственность, а вместе с ним и государственное управление строятся на этом этапе
преимущественно как абсолютная монархия.
После падения западной Римской империи (V в. н.э.) в появившихся на ее
территории варварских королевствах происходит формирование феодальных
иерархий и систем вассалитета.
Темпы феодализации замедлялись там , где доминировало античное наследие
(в Византии и странах Южной Европы).
Сильное государство, развитые частная собственность и товарно-денежные
отношения, длительное сохранение рабовладельческой формы эксплуатации
стали факторами, препятствовавшими генезису классического феодализма.
Более медленными были темпы феодализации и там, где феодализм
складывался в основном на базе разлагавшегося первобытнообщинного строя
(например, в Британии, Скандинавии, у западных и восточных славян), а
влияние античности было более слабым и непоследовательным.
В европейском феодальном обществе оформляются 4 класса — сословия:
крестьяне,
светские
феодалы-рыцари,
церковные
феодалы-
священнослужители и горожане-бюргеры
.
Каждое из этих сословий
выработало свою культуру, свою идеологию, имело свои экономические и
организационно-управленческие представления.
Причины возникновения Папского государства
Само государство начало формироваться в VIII веке, как говорят источники, хотя зарождение самой «системы» Папства уходит далеко в I - III века и заставляет вернуться к возникновению христианства.
Попытки первых пап отстроить централизованное государство с административным аппаратом натолкнулись на характерный для средних веков феодальный сепаратизм: для сохранения власти папы были вынуждены опираться на короля франков, на какое-то время фактически став его вассалами.
Расширение территории папского государства проходило хаотично, в результате чего в его состав зачастую входили земли, изолированные друг от друга. Кроме того, государственная власть папы на первых порах зачастую ограничивалась сбором доходов, конкурируя с властью франкских королей и византийских императоров.
Со второй половины XI века усиление позиций папства в церкви и в политической жизни
Западной Европы шло параллельно с укреплением власти пап в их государстве. Для римских горожан папа оставался прежде всего феодальным сеньором, и в Риме в 1143 году вспыхнуло восстание, которое возглавил Арнольд Брешианский. В результате папы временно потеряли свою власть. Восставшие объявили Рим республикой, а управление государством было доверено выборному Сенату.
Управление в Англии
Характерной чертой англосаксонского общества являлось сохранение в нём в течение очень длительного времени свободной сельской общины. Свободные жители села (т. е. сельской общины) собирались на сход, где под руководством выборного старосты решали хозяйственные дела, связанные с совместным пользованием общинными угодьями, и другие вопросы, разбирали споры между соседями, судебные тяжбы и т. п.
Норманны, наводившие своими пиратскими набегами ужас на многие государства тогдашней Европы, нападали на Англию главным образом из Дании и поэтому более известны в английской истории под именем датчан. Первоначально датские пираты просто опустошали и грабили побережье Англии. Затем они начали захватывать здесь территории и основывать постоянные поселения. Так они захватили весь северо- восток страны и ввели там датские обычаи и порядки (область "датского права").
Важным этапом в борьбе с датчанами, а вместе с тем и в развитии англосаксонского феодального государства было время правления короля Альфреда Великого (871—899 или 900).
Время правления
Альфреда отмечено укреплением государственной организации: важное значение приобретал королевский двор, появилась королевская канцелярия, активное участие в управлении дворцовым хозяйством и государством в целом принимают кравчий, эконом, казначей, капеллан. Король большое внимание уделял законодательству, судопроизводству, армии. Большое значение для закрепления единства страны и усиления феодального государства имел составленный при
Альфреде сборник законов — «Правда короля Альфреда», в который были включены также и многие законодательные положения из старых англосаксонских «Правд», составленных в разное время в отдельных королевствах.
Для Средневековой Англии характерно значительное усиление центральной власти.
Это можно объяснить следующими причинами.
Во-первых,
англосаксонское население, главным образом крестьянские массы, оказало упорное и продолжительное сопротивление захватчикам. Вильгельму и его баронам понадобилось несколько лет для того, чтобы подчинить себе всю Англию. В ответ на массовые конфискации земли у англосаксов, которые сопровождались закрепощением сохранивших ещё свободу крестьян, вспыхнул ряд восстаний. Чтобы держать в повиновении порабощенный народ, нормандская знать была вынуждена терпеть королевскую власть и ее усиление.
Во-вторых,
раздача земли нормандским баронам производилась постепенно, по мере её конфискации, поэтому в их руки попадали земли и поместья, находившиеся в различных областях Англии. Это препятствовало образованию княжеств, независимых от королевской власти. Кроме того, около одной седьмой части всех возделываемых земель Вильгельм оставил себе. В состав королевских владений вошла и зна- чительная часть лесов, превращённых в охотничьи заповедники
В-третьих,
на высших церковных должностях, как и в светской администрации, англосаксы были заменены нормандцами, выходцами из Франции, что также укрепило положение Вильгельма и его баронов. При организации управления на местах королевская власть использовала старинные собрания сотен в графств.
1 2 3
Управление
выступает в качестве осознанной, целенаправленной деятельности
человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам
элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники) для
достижения каких-либо целей.
Природа управления и исторические тенденции его развития
Процесс
управления
включает
следующие
элементы
:
управляющую
систему
(субъект
управления),
управляемую
систему
(объект
управления),
управляющее
воздействие
в
форме
управленческого
решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая
представляет собой передачу информации о результатах управляющего
воздействия от объекта управления к его субъекту.
Субъект и объект управления
Тот, кто управляет, называется субъектом управления. То, кем или (чем)
управляют, называется
объектом управления
.
Пример:
субъектом
управления является руководитель или коллегиальный
орган управления
Объектом управления может быть самостоятельная организация или
организация, которая входит как составная часть в более крупную организацию.
Также, объектом управления может быть участок производства, отдел, завод,
фирма, банк, регион, страна.
Основные элементы управления
Управление-это
целенаправленное
ВОЗДЕЙСТВИЕ, согласующее
совместную деятельность людей
1
ВОЗДЕЙСТВИЕ-это
влияние на деятельность
человека, согласующее
его труд с деятельностью
других людей и ведущее
к достижению общей цели
или общего результата
3
Специфика управления как вида деятельности
проявляется в
ВОЗДЕЙСТВИИ
!
2
1. ЕСЛИ
Управление Воздействие
, то существует
Объект управления
Субъект управления
2.СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ-
Источник воздействия, звено системы управления, часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом
3.ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ- социально-экономическая система
(организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования и развития
СУ
Субъект управления
Субъект и объект
управления соотносятся,
как часть и как целое
ОУ
Объект управления
Разновидности воздействия
Формальное
Прямое
Явное
Жёсткое
Принудительное
Спонтанное
Случайное
Эпизодическое
Неформальное
Опосредованное
Неявное
Мягкое
Мотивирующее
Целесообразное
Необходимое
Постоянное
Формы воздействия
Воздействие
Приказ
Распоряжение
Указание
1. Формальное
2. Неформальное
Рекомендация
Совет
Предостережение
Поведение
менеджера
Виды деятельности в управлении
1. Структурно-содержательный
Аспект управления
(состав видов деятельности)
2. Процессуально-содержательный
Аспект управления
(последовательность деятельности)
4. Организация
3. Прогнозирование
5. Активизация
6. Координирование
7. Регулирование
8. Контроль
9. Целеполагание
10. Определение ситуации
11. Определение проблем и необходимости их решения
12. Принятие решения
Разделение труда в управлении
1. Функциональное разделение
труда
2. Структурное разделение
труда
Менеджеры, специализирующиеся на управлении однородными видами работ
Вертикальное:
•Высший
•Средний
•Первый
Предметом труда
в управлении является информация о
существующей проблеме
Средствами управленческого труда
служит все то, что способствует
осуществлению операций с информацией, - от компьютеров,
телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. На
практике выделяют следующие группы средств управления:
1. средства обработки информации (компьютеры, калькуляторы);
2. средства размножения документов (принтеры и проч.);
3. средства оформления документации (штемпели, резаки,
дыроколы);
4. средства группировки и хранения информации (папки,
скоросшиватели, картотеки);
5. средства оперативной связи;
6. мебель.
Продуктом
управленческого труда
является управленческое
решение, которое также представляет собой информацию, но уже
преобразованную, пригодную для практического использования.
Управленческие революции
1-я управленческая революция
Менеджмент
зародился в Древнем Шумере (примерно 5000 г. до н.э.) в связи с появлением письменности,
которое привело к образованию особого слоя жрецов-«бизнесменов», связанных с торговыми операциями.
2-я управленческая революция
произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского царя
Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), разработавшего свод законов управления государством для
регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения
3-я управленческая революция
Связана с именем Навуходоносора второго (605–562 гг. до н. э.), который разработал и внедрил систему
производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, в частности ввел в практику
применение цветных ярлыков для определения качества пряжи и зерна.
4-я управленческая революция
Совпала с великой индустриальной революцией XVIII—XIX веков, которая стимулировала развитие
европейского капитализма.
5-я управленческая революция (бюрократическая)
Связана с
появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов,
также, с появлением класса профессиональных чиновников.
Периодизация истории управленческой мысли
Как научное знание менеджмент возник на рубеже 19 и 20 веков и прошел
ряд этапов:
• Классический
(тейлоризм: Фредерик Тэйлор, Генри Гантт, Лилиан
Гилбрет, Генри Форд и администрирование: Харрингтон Эмерсон, Анри
Файоль, Макс Вебер);
• Этап школы человеческих отношений
(Джордж Майо, Мэри Фоллет, );
• Количественный и научный этап
(деятельность ученых в сфере
программирования, математического и статистического анализа,
кибернетики, теории систем);
• Этап развития поведенческих наук
(Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор,
Девид Макклеланд);
• Современный этап,
который знаменуется стратегическим менеджментов
(Питер Друкер, Игорь Ансофф, Олег Виханский, Клиф Боумен, Бенгт
Карлоф).
Управленческая мысль Древнего Китая
Характерные черты древнекитайской мысли
-
демифологичность и
рациональность.
Основное внимание уделялось проблемам общества, этики, управлению государством.
В жизни древнекитайского общества исключительно большую роль играла община.
Прогресс земледелия и ремесленного производстваспособствовал развитию торговли и обмена как внутри отдельных владений, так и между ними.
Важные сдвиги в социально-экономической и политической жизни
Китая сопровождались крупными успехами в развитии науки и культуры. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, денежного обращения, укрепление экономических связей способствовали расширению научного познания древних китайцев.
Известные мыслители Древнего Китая
Конфуцианство.
Огромное влияние на философскую и обще-
ственно-политическую мысль Китая оказало учение Конфуция
/551—479 до н.э.).
Конфуций и его последователи выступали за добродетель и
против насилия как метода государственного управления.
Конфуций трактует государство как большую семью, где
отношения правящих и подданных представлены как семейные
отношения: младшие зависят от старших, власть императора
(«сына неба») сравнивается с властью отца.
Конфуцианство в Китае вскоре после своего возникновения стало
одним из самых влиятельных течений философской и об-
щественно-политической мысли, было признано официальной
государственной идеологией.
Противником идей Конфуция был государственный деятель и реформатор Древнего Китая
Шан Ян
(390-338 до н.э.).
Шан Ян
создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов (фа) и суровых наказаний.
Шан Ян придавал большое значение внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности в деле укрепления управления, отдавая предпочтение наказаниям перед наградами.
Система тотальной взаимослежки стала популярна в последующей практике государственного управления в Китае (и во многих других странах), сыграв значительную роль в укреплении государственной власти.
Хань Фэй-цзы (ок. 288—233 до н.э.)
известный учёный и
государственный деятель, происходил из знатного княжеского рода
Искусство управления, по Хань Фэй-цзы, базируется на следующих 8 принципах поведения руководителя:
1. Не уступать власть другим.
2. Заставлять людей следить за настроениями друг друга.
3. Быть скрытным, не разоблачать себя.
4. Считать всех людей дурными.
5. Не считаться ни с какими моральными ценностями.
6. Поощрять политику одурманивания народа.
7. В наказаниях проявлять непреклонность и строгость, в поощрениях - умеренность и осторожность.
8. При необходимости быть неразборчивым в средствах.
• Трактат «Законы Ману» создавался в течение 400 лет (II в. до н.э.
— II в. н.э.) и просуществовал почти два тысячелетия как действующий свод дхарм
- законов, религии, правил регламентов, обычаев или наставлений для всех индийцев по широкому кругу вопросов. В них изложены основы политики, управления государством в военное и мирное время, цели царской власти, указаны качества, которыми должен обладать правитель, распорядок его дня.
В трактате приводятся требования к личным и деловым
качествам высших руководителей — министров, главных советников, послов, домашнего жреца.
Управленческая мысль
Древней
Индии
• Каутилья (Чанакья) наставник и главный министр царя
Чандрагупты (317-293 до н.э.)—ученый, который сыграл определенную роль в создании, развитии и сохранении империи.
• Ему принадлежит высказывание: «Всякое начало дела предваряется совещанием. На совещании разбирается то, что еще не стало известным. Необходимо совещаться со старцами, преуспевающими в знании».Одно из важнейших достижений
Каутильи в области развития всемирной управленческой мысли -
это Табель о рангах государственных служащих, приведенная в
«Артхашастре».
• Каутилья считал, что на каждом предприятии должна суще- ствовать четкая система вознаграждения в виде различных форм поощрения и наказания. «Надзиратель должен был заботиться, чтобы на рассвете в помещении прядильни производилась выдача платы за работу в обмен на изготовленный продукт».
Видное место в истории общественной мысли Древней Греции занимает
Платон
(427-347 до н.э.). Им написано много сочинений философского, социально-политического, экономического и управленческого содержания, отличающихся высокими литературными достоинствами и интересными идеями. Проблемы управленческого характера рассмотрены им в сочинениях «Государство» и «Законы». Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать вою долю сообразно природным способностям.
Аристотель (384—322 до н.э.) был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию
, философию
, политику
, логику
, физику
. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Управленческая мысль
Древней
Греции
Управленческая мысль Древнего Рима
В центре римской управленческой мысли были вопросы форми-
рования частного рабовладельческого хозяйства и управления
им.
Наиболее полное развитие эти вопросы получили в трудах
римских агрономов Катона Старшего («О земледелии»), Варрона
(«Сельское хозяйство») и Колумеллы («Сельское хозяйство»), в
энциклопедическом сочинении Плиния Старшего («Естественная
история»).
В
этих
трактатах
содержится
много
идей
рациональной организации управления хозяйством латифундий
—
основной
формы
организации
рабовладельческого
производства. Целью этих проектов был поиск таких методов
организации
производства,
которые
делали
возможным
существование латифундий в условиях технической отсталости
той эпохи.
Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит
Колумелле
, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах.
Для перестройки рабовладельческого хозяйства Колумелла предложил целую
систему мероприятий. Как рабовладелец-практик, он выступил решительно
против экстенсивного пути развития Рабовладельческого поместья.
Современником Колумеллы был
Плиний Старший
(23—79 н.э.).
Плиний
выступил
антиподом
Колумеллы,
который
советовал
проводить
агротехнические эксперименты, не считаясь с издержками производства.
Плиний призывал землевладельцев к умеренности. Плиний не одобрял
чрезмерную интенсификацию хозяйства, которая невозможна и даже убыточна
в условиях рабовладения.
Управленческая мысль Западной Европы в период раннего и
классического Средневековья.
Эволюция управленческой мысли Средневековья включает 3 крупных исторических этапа:
• Первый этап
— раннефеодальный относится к концу V в. — середине XI в. На данном
этапе феодализм еще только консолидируется и упрочивается как новая общественно-
экономическая формация. Государственность сначала организуется в большие, но весьма
слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты
раздробленных политических образований.
• Второй этап
— пора полного развития феодального строя, его расцвет — относится к
середине XI в. — началу XV в. Для этого периода типичны централизованные сословно-
представительные монархии, усиление роли городов как центров мировой торговли, и
соответствующее формирование «городского» права.
• Третий этап
— позднее средневековье — относится к XV— XVII вв., когда наметились
кризис и разложение феодализма, генезис капиталистических общественных отношений.
Государственность, а вместе с ним и государственное управление строятся на этом этапе
преимущественно как абсолютная монархия.
После падения западной Римской империи (V в. н.э.) в появившихся на ее
территории варварских королевствах происходит формирование феодальных
иерархий и систем вассалитета.
Темпы феодализации замедлялись там , где доминировало античное наследие
(в Византии и странах Южной Европы).
Сильное государство, развитые частная собственность и товарно-денежные
отношения, длительное сохранение рабовладельческой формы эксплуатации
стали факторами, препятствовавшими генезису классического феодализма.
Более медленными были темпы феодализации и там, где феодализм
складывался в основном на базе разлагавшегося первобытнообщинного строя
(например, в Британии, Скандинавии, у западных и восточных славян), а
влияние античности было более слабым и непоследовательным.
В европейском феодальном обществе оформляются 4 класса — сословия:
крестьяне,
светские
феодалы-рыцари,
церковные
феодалы-
священнослужители и горожане-бюргеры
.
Каждое из этих сословий
выработало свою культуру, свою идеологию, имело свои экономические и
организационно-управленческие представления.
Причины возникновения Папского государства
Само государство начало формироваться в VIII веке, как говорят источники, хотя зарождение самой «системы» Папства уходит далеко в I - III века и заставляет вернуться к возникновению христианства.
Попытки первых пап отстроить централизованное государство с административным аппаратом натолкнулись на характерный для средних веков феодальный сепаратизм: для сохранения власти папы были вынуждены опираться на короля франков, на какое-то время фактически став его вассалами.
Расширение территории папского государства проходило хаотично, в результате чего в его состав зачастую входили земли, изолированные друг от друга. Кроме того, государственная власть папы на первых порах зачастую ограничивалась сбором доходов, конкурируя с властью франкских королей и византийских императоров.
Со второй половины XI века усиление позиций папства в церкви и в политической жизни
Западной Европы шло параллельно с укреплением власти пап в их государстве. Для римских горожан папа оставался прежде всего феодальным сеньором, и в Риме в 1143 году вспыхнуло восстание, которое возглавил Арнольд Брешианский. В результате папы временно потеряли свою власть. Восставшие объявили Рим республикой, а управление государством было доверено выборному Сенату.
Управление в Англии
Характерной чертой англосаксонского общества являлось сохранение в нём в течение очень длительного времени свободной сельской общины. Свободные жители села (т. е. сельской общины) собирались на сход, где под руководством выборного старосты решали хозяйственные дела, связанные с совместным пользованием общинными угодьями, и другие вопросы, разбирали споры между соседями, судебные тяжбы и т. п.
Норманны, наводившие своими пиратскими набегами ужас на многие государства тогдашней Европы, нападали на Англию главным образом из Дании и поэтому более известны в английской истории под именем датчан. Первоначально датские пираты просто опустошали и грабили побережье Англии. Затем они начали захватывать здесь территории и основывать постоянные поселения. Так они захватили весь северо- восток страны и ввели там датские обычаи и порядки (область "датского права").
Важным этапом в борьбе с датчанами, а вместе с тем и в развитии англосаксонского феодального государства было время правления короля Альфреда Великого (871—899 или 900).
Время правления
Альфреда отмечено укреплением государственной организации: важное значение приобретал королевский двор, появилась королевская канцелярия, активное участие в управлении дворцовым хозяйством и государством в целом принимают кравчий, эконом, казначей, капеллан. Король большое внимание уделял законодательству, судопроизводству, армии. Большое значение для закрепления единства страны и усиления феодального государства имел составленный при
Альфреде сборник законов — «Правда короля Альфреда», в который были включены также и многие законодательные положения из старых англосаксонских «Правд», составленных в разное время в отдельных королевствах.
Для Средневековой Англии характерно значительное усиление центральной власти.
Это можно объяснить следующими причинами.
Во-первых,
англосаксонское население, главным образом крестьянские массы, оказало упорное и продолжительное сопротивление захватчикам. Вильгельму и его баронам понадобилось несколько лет для того, чтобы подчинить себе всю Англию. В ответ на массовые конфискации земли у англосаксов, которые сопровождались закрепощением сохранивших ещё свободу крестьян, вспыхнул ряд восстаний. Чтобы держать в повиновении порабощенный народ, нормандская знать была вынуждена терпеть королевскую власть и ее усиление.
Во-вторых,
раздача земли нормандским баронам производилась постепенно, по мере её конфискации, поэтому в их руки попадали земли и поместья, находившиеся в различных областях Англии. Это препятствовало образованию княжеств, независимых от королевской власти. Кроме того, около одной седьмой части всех возделываемых земель Вильгельм оставил себе. В состав королевских владений вошла и зна- чительная часть лесов, превращённых в охотничьи заповедники
В-третьих,
на высших церковных должностях, как и в светской администрации, англосаксы были заменены нормандцами, выходцами из Франции, что также укрепило положение Вильгельма и его баронов. При организации управления на местах королевская власть использовала старинные собрания сотен в графств.
Особенности структуры управления Англией в период становления монархии
Крупные перемены в экономике и социальной структуре Англии происходившие в течение XIV-XV вв., обусловили становление абсолютизма
Верховное управление делами страны король Англии осуществлял через свой Тайный совет. Члены его назначались королем и только перед ним несли ответственность. В его состав входили представители феодальной знати, нового дворянства, буржуазии.
Компетенция: управление заморскими колониями, регулирование внешней торговли, участие в издании ордонансов, рассмотрение некоторых судебных дел в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке.
Вопреки стремлению буржуазии к свободному предпринимательству, ее поискам новых путей обогащения, Яков I насаждал систему монополий отдельным лицам или компаниям. Буржуазия лишалась свободы конкуренции и свободы распоряжения буржуазной собственностью -необходимых условий капиталистического развития.
Наступление феодально-абсолютистской реакции отчетливо проявилось и в церковной политике Якова I. На первом плане у правительства стала борьба с пуританизмом. Преследование пуритан вскоре приняло обширные размеры, вследствие чего из Англии хлынул поток эмигрантов, что положило начало основанию североамериканских колоний Англии.
Особенности формирования государственного управления во Франции.
Основные черты государственного строя. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловили существенные изменения в государстве. Вопреки сопротивлению крупнейших феодалов в основном преодолевается феодальная раздробленность. С завершением периода феодальной раздробленности государство приняло форму сословно- представительной монархии
Органы государственного управления.
К центральным органам относились: Государственный совет, который осуществлял по указаниям короля руководство отдельными звеньями управления и контроль за их деятельностью, и Счетная палата — финансовое управление.
Среди должностных лиц наибольшее значение имели: канцлер, осуществляющий текущее управление должностными лицами и контроль за их деятельностью, во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под его руководством составлялись проекты ордонансов; коннетабль — командир конного рыцарского войска, с XIII в.— командир королевской армии; камерарий — казначей; палатины — королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.
Должностные лица, составившие основные кадры нового государственного аппарата, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю. Среди них было немало окончивших университетский курс юриспруденции, включая римское право. Их называли легистами (от лат. “закон”). Они зарекомендовали себя как наиболее ревностные и последовательные сторонники централизации и усиления королевской власти и составили наиболее влиятельную группу должностных лиц. С их помощью короли оттеснили именитую знать от основных рычагов государственного управления.
Местные органы государственного управления. Отношения вассалитета постепенно сменились относительно централизованным многозвенным бюрократическим аппаратом. Это сопровождалось усилением непосредственной государственной власти над сеньорами- землевладельцами и соответственно ограничением их иммунитетных прав.
Особенности управления в Германском государстве.
Особенности сословной структуры. К началу XIV в. Германия являлась одним из крупнейших по территории и по числу населения (13—15 млн. чел.) государством Европы. Однако общественно-политическое развитие страны отличалось существенным своеобразием: если в большинстве государств Европы того времени проявлялись процессы территориального сплочения и политической централизации, то Германия шла по пути дальнейшего дробления, распадаясь на все возраставшее количество экономически и политически разобщенных регионов.
Коренное отличие германского общеимперского представительства от сословно- представительных учреждений Франции и Англии состояло в том, что если в последних были представлены основные категории населения этих стран, способные донести до центральной власти господствовавшие в обществе идеи, то рейхстаг был составлен из элементов, входивших в состав названных выше «имперских чинов», неправомочных даже в минимальной степени явиться выразителем настроений и чаяний своего народа. Поэтому ни само возникновение рейхстага, ни его последующее конституирование в общеимперской системе управления не повлекло за собой каких-либо радикальных изменений в государственном строе Германии, адекватных тем переменам, которые принесло возникновение парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции. Да и само определение государственной формы Германии XIII и последующих веков как сословно-представительной монархии может быть дано лишь со значительной долей условности. Рейхстаг являлся не столько представительством сословий, сколько представительством отдельных политических единиц, из которых складывался конгломерат
Священной Римской империи германской нации.
Известные мыслители эпохи Средневековья об управлении:
Фома Аквинский
- признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом
, который связал христианское вероучение (в частности, идеи
Августина Блаженного
) с философией
Аристотеля
Сформулировал пять доказательств бытия Бога
. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель
. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный учитель).
Ян Гус
— национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской
Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете.
Фра Лука Бартоломео де Пачоли или Пачоло
— итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии. Крупнейший европейский алгебраист XV в.
Ма́ртин Лю́тер
— христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Жан Кальви́н
— французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Главное его сочинение — «Наставление в христианской вере »
Никколо́ Макиаве́лли
(Макьявелли, итал.
Niccolò di Bernardo dei
Machiavelli;
3 мая
1469
,
Флоренция
—
21 июня
1527
, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель
, политический деятель — занимал во
Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов.
Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «
Государь
», опубликованном в
1532 году
То́мас Мор
(
англ.
Sir Thomas More;
7 февраля
1478
,
Лондон
—
6 июля
1535
,
Лондон
) —
английский юрист, философ, писатель- гуманист
Лорд-канцлер Англии
(1529—1532). В 1516 году написал книгу «
Утопия
», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.
Мор видел в
Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды
Мартина Лютера и
Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать
Генриха VIII
главой церкви Англии и считал его развод с
Екатериной
Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с
Актом об измене
. В 1935 году причислен к лику святых
Католической церкви
То́мас (Фома) Мю́нцер
(
нем.
Thomas Müntzer, также Münzer, около
1490
,
Штольберг
—
27 мая
1525
,
Мюльхаузен
) — немецкий проповедник времён
Реформации
, духовный лидер социального движения, проповедовавшего равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (
немецкая крестьянская война XVI века
).
Парламентари́зм
— система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента
При парламентаризме правительство образуется парламентом из числа членов партии
, имеющей большинство в парламенте, и ответственно перед ним
[1]
Парламентаризм представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти
, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов
. В этом смысле основная особенность парламентаризма — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе. Парламентаризм как систему правления отличают специфические формы парламента: сессии, пленарные заседания
, парламентские слушания
, парламентские расследования и др. В современных условиях парламентаризм возможен как в парламентарных республиках, так и в парламентских монархиях. Считается, что политическим условием установления такой системы правления является наличие стабильной двухпартийной политической системы
Конституцио́нная мона́рхия
— монархия
, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями.
Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах
, таких, как статуты
, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально- юридически, но и фактически.
Федерализм
(
фр.
federalisme, от лат.
feodus — договор, союз) — основной принцип федерации
, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. Федералисты — сторонники федеративной организации либо их государства, либо всех государств вообще.
Суть промышленного переворота и его результаты для экономики и управления стран Европы
В конце ХVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.
Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики. В 1733 г., например, был изобретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ускорило производство тканей.
Изобретение это стимулировало работу прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.
Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие страны Европы, США.
Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество.
Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Англии. Здесь еще во второй половине ХVII в. была установлена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конкуренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможенных пошлин.
Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышленности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемого первоначального
накопления капитала
Капитал - это деньги, приносящие доход. В ХVII - ХVIII вв. денежные средства скопились в Англии в таком количестве, что образовался целый слои богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих капиталов.
Во второй половине XIX в. в экономике передовых стран Европы вновь происходят перемены.
Они повлияли на жизнь общества и политическое развитие этих стран и всего мира. Эти перемены связаны с
зарождением монополий
. Монополиями считаются крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности, которая может быть индивидуальной, групповой, акционерной, и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.
Появление монополий было вызвано прогрессом в технике, усложнением производственного процесса.
Для него требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье.
Поэтому предприниматели начинали объединяться.
Ускорению этого объединения способствовали
экономические кризисы
. Внедрение новой техники вело к сокращению рабочих, в результате они переставали покупать про изводимые товары. Так возникал кризис перепроизводства.
Первый такой кризис произошел в Англии еще в 1825 г. В 1858 г. начался
первый мировой
экономический
кризис.
Во время кризисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись. Объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.