ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Обследование невербальных процессов (восприятия) у детей с общим недоразвитием речи
Изучением восприятия у детей с нарушениями речи занимались такие. ученые, как Т. В. Волосовец, Л. И. Белякова, Г. А. Волкова, Ж. М. Грозман, Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, О. Н. Усанова, Л. С. Цветкова и другие.
Общее недоразвитие речи - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. (Р.Е. Левина)
Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Обследование слухового восприятия
-
При обследовании слуха необходимо проверить, как ребенок слышит шепот и разговорную речь (имеется в виду громкость звучания). -
Произносить слова, отвернувшись, или закрыв экраном рот и, предложить ребёнку повторить услышанные слова -
В первую очередь предлагаются такие слова, как школа, чайник, машина, чемодан, затем волна, ворота, пирамида, лопата и т. д. -
В случае затруднения у ребенка логопед повторяет эти слова на расстоянии сначала 4 м, затем — 3 м. В речевой карте необходимо указать, на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот. -
Целесообразно при малейших сомнениях направлять на обследование к аудиологу для выявления минимальных нарушений слуха
Для обследования используются две группы слов:
I группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 метров. К данной группе относятся слова, в состав которых входят гласные У, О, из согласных – М, Н, В, Р. Например: ворон, двор, море, номер, нора.
II группа обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 метров. В данную группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – А, И, Э. Например: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть.
Также после обследования способности восприятия слуха идет:
-
Исследование дифференциации неречевых звуков -
Исследование слуховой памяти и понимание речи -
Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками -
Исследование фонематического анализа и синтеза