Файл: Диагностика познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностика познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Психический процесс | Название методики | Автор методики | Цель методики |
Восприятие | «Дорисуй картинку» | Источник: Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. | Исследования способности ребенка к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений. |
«Изучение восприятия формы» | разработка Л.Ф. Фатиховой | Изучение уровня и особенностей развития восприятия формы. | |
«Раскрась предметы» | Выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий. | ||
«Узнавание фигур» | Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. | Изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета). | |
Внимание | «Домик» | Н.И. Гуткина | Определение уровня развития произвольного зрительного внимания. |
«Проставь значки». | В. Богомолов | Оценка переключения и распределения внимания ребенка. | |
«Оценка переключения внимания» | Р. Немов | Оценка переключения внимания | |
«Запомни и расставь точки» | Источник: Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. | Оценка объема внимания ребенка. | |
Память | Слуховая произвольная память | Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко | Определение объема слухового запоминания словесного материала. |
Зрительная произвольная память | Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. | Определение объема зрительного произвольного запоминания. | |
Зрительная непроизвольная память | Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной А.Р. Лурия | Определение объема зрительного непроизвольного запоминания. | |
Методика по определению состояния кратковременной памяти | Изучение особенностей кратковременной памяти | ||
Мышление | «Четвертый лишний» (наглядный материал) | Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. | Определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов. |
«Четвертый лишний» (словесный материал) | Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки. | ||
«Последовательные картинки» | Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями. | ||
«Продолжи ряд» | Источник: Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. | Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений. | |
Воображение | «Где чье место?» | Источник: «Диагностика познавательных процессов младших школьников» сборник тестов. Сост. Шевченко А.А. | насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. |
Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение) | Скорость процессов воображения. | ||
Методика "Дорисовывание фигур" | О.М. Дьяченко | Изучение оригинальности решения задач на воображение. | |
Исследование индивидуальных особенностей воображения | О. Боровик | Определение уровня сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность. | |
Речь | Констатирующая диагностика на определение сформированности уровня коммуникативно-речевой деятельности, посредствам методики «Совместная сортировка». | Г.А. Цукерман | Выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества (кооперация). |
Методика «Исследование темпа устной речевой деятельности» | Источник: «Диагностика познавательных процессов младших школьников» сборник тестов. Сост. Шевченко А.А. | Определение темпа устной речи по тесту для чтения | |
Методика «Исследование ригидности речи» | Определение степени ригидности речи. | ||
Методика «Определение активного словарного запаса» | Определение уровня развития речи. |