Файл: Диагностика познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностика познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Психический процесс

Название методики

Автор методики

Цель методики

Восприятие


 «Дорисуй картинку»


Источник: Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.


 Исследования способности ребенка к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

«Изучение восприятия формы»


разработка Л.Ф. Фатиховой


Изучение уровня и особенностей развития восприятия формы.

«Раскрась предметы»


Выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий.

«Узнавание фигур»



Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти.

Изучение уровня и особенностей сформированности восприятия цвета, умение соотносить предмет и его цвет (сформированности эталонов цвета).

Внимание

 «Домик»



 Н.И. Гуткина



 Определение уровня развития произвольного зрительного внимания.

«Проставь значки».



В. Богомолов



Оценка переключения и распределения внимания ребенка.

«Оценка переключения внимания»

Р. Немов


Оценка переключения внимания

«Запомни и расставь точки»


Источник: Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Оценка объема внимания ребенка.

Память

 Слуховая произвольная память


 Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко

 Определение объема слухового запоминания словесного материала.

Зрительная произвольная память

Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной.


Определение объема зрительного произвольного запомина­ния.



Зрительная непроизвольная память


Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной

А.Р. Лурия

Определение объема зрительного непроизвольного запоми­нания.



Методика по определению состояния кратковременной памяти

Изучение особенностей кратковременной памяти

Мышление

 «Четвертый лишний» (наглядный материал)

 Источник: Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной.


 Определение способности к обобщению, умение дифферен­цировать существенные и несущественные признаки предметов.


«Четвертый лишний» (словесный материал)



Определение способности к обобщению понятий, умение вычленять существенные и несущественные признаки.

«Последовательные картинки»

Изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

«Продолжи ряд»



Источник: Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов.

Выявление способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей

пространственных соотношений.

Воображение

 «Где чье место?»


 Источник: «Диагностика познавательных процессов младших школьников»

сборник тестов. Сост.

Шевченко А.А.

 насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.


Методика «Вербальная фантазия»

(речевое воображение)


Скорость процессов воображения.



Методика "Дорисовывание фигур"

О.М. Дьяченко



Изучение оригинальности решения задач на воображение.


Исследование индивидуальных особенностей воображения

О. Боровик

Определение уровня сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Речь

Констатирующая диагностика на определение сформированности уровня коммуникативно-речевой деятельности, посредствам методики «Совместная сортировка».

 Г.А. Цукерман


 Выявление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества (кооперация).


Методика «Исследование темпа устной речевой деятельности»

Источник: «Диагностика познавательных процессов младших школьников»

сборник тестов. Сост. Шевченко А.А.

Определение темпа устной речи по тесту для чтения


Методика «Исследование ригидности речи»


Определение степени ригидности речи.


Методика «Определение активного словарного запаса»

Определение уровня развития речи.