Файл: Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая печать, безусловно, принадлежит известной новгородской исторической личности - посаднику Онцифору Лукиничу (1342-1367). Онцифор был внуком генерал-губернатора Варфоломея Юрьевича (сына Юрия Мишинича, умершего в 1316 году) и принадлежал к боярской династии Мишиничей, которым принадлежал Неревский уезд Великого Новгорода. Представители влиятельного рода Мишиничей Онцифоровичи упоминаются в летописях, а многолетние раскопки в Неревском конце Новгорода привели к поиску этой новгородской родовой усадьбы. Широко известны берестяные грамоты Онцифора к матери (№ 354 и № 358).
В XIV веке, в период процветания Новгородского государства, усиление боярства было главной внутренней задачей правящего класса. Онсифор Лукинич был одним из самых дальновидных государственных деятелей, объединивших бояр: В 1354 году он инициировал реформу, направленную на обновление государственных институтов, и подтвердил принцип равенства целей во владении должностью посадника[5].
Эта знаменитая боярская печать обнаружена впервые. На оборотной стороне она надписана в четыре строки ПЕЧАТ/БПОСАДН/НЧАΩНЦН/ФОРОВ[А], а на лицевой стороне справа - конное изображение святого (по Древнерусскому сборнику печатей № 579).
Наиболее важным в развитии филологии посадничества является появление обязательных титулов в легендах с середины XIV века, т.е. со времени посадников Онзифора Лукинича. В этот период появляются коллективные приставы, а приставная булла становится самостоятельным типом.
Третья новая печать с пятистрочной надписью на аверсе и изображением святого на реверсе относится к Новотржскому наместничеству и датируется первой половиной XV века (входит в корпус древнерусских печатей № 535б).
Новгородская печать Тиуна (Никиты) отбита на новой двойной форме (в соответствии со старой коллекцией печатей России № 636А). Она имеет надпись MNK/NTN/APECH/AT с обеих сторон, а буква "Ч" выполнена в зеркальном отображении. До обнаружения этой печати было известно восемь печатей Тхиунг Микита (Никиты) из четырех наборов форм.
Остальные печати являются новыми копиями ранее идентифицированных и опубликованных печатей. Три печати с изображением восьмиконечного креста на подставке и Девы Оранты принадлежат к большой суфражистской группе анонимных быков Новгородской губернии (Refs 483-2, 484-10, 486-10).
Две печати с изображением Богородицы Оранты в полный рост и надписями мелкими буквами относятся к Новгородской архиепископии: Печать 465-4 принадлежит архиепископу Моисею, который правил епархией дважды - в 1326-1330 и 1352-1359 гг. Стратиграфическая дата соответствует первому периоду его архиепископства; вторая булла (№ 460-14) принадлежит архиепископу Давиду (1309-1325). Стратиграфическая дата полностью соответствует исторической дате.
Печать архиепископа Давида интересна тем, что в древности она была разделена на две части вдоль канала, и половинки были найдены при раскопках в разных квадратах на расстоянии двух метров друг от друга.
Печать с надписью PEҮA/TYVA/TYVA/SNL/VA - TNN/ANOV/GORODSK/OGO на обеих сторонах (№ 619а-11) принадлежит к большой спрегизматической группе новгородских тиуновых печатей конца XIII - начала XV века в целом. Стратиграфическая датировка и типологические показатели соответствуют 14 веку.
В Новгороде право запечатывать документы принадлежало верховному правителю республики, поэтому запечатанные официальные документы были обычным придатком боярской семьи. Этот факт подтверждает высокий статус обитателей исследуемой усадьбы.
Здесь представлены различные коллекции, связанные с христианством между XII и XVIII веками, в том числе кресты, подвески, иконы (с фрагментами цветной эмали), трехъярусная икона с изображением Святого Николая и праздников. Особого внимания заслуживает статуя Святого Николая, который пользуется большим уважением в России.
Были обнаружены два прекрасно сохранившихся энколпиона с различной иконографией Распятия и Богородицы. В энколпионе Богородицы сохранилась кружевная веревка для подвешивания и небольшой кусок бронзовой проволоки, соединяющей подвижные петли дверного полотна. Второй энколпион интересен своей необычной иконографией: изображение Богоматери (Ассунты) с распростертыми руками перед грудью. Этот образ связан с Успением Девы Марии, которое не упоминается в канонических Евангелиях, но включено в апокрифический рассказ святого Иоанна Богослова об Успении Марии.
Инструменты очень редки. Поэтому изображение исполнителя гимна на круглой форме диаметром 6,5 см, найденной на тарелке конца XIV - начала XV века, следует считать большим достижением. Справа и слева от рассказчика изображен воин с ладонями на голове, слушающий рассказчика как завороженный. Это уже пятое изображение музыкального инструмента, найденное в Великом Новгороде; похожий фрагмент накладки был найден в Пскове в 1985 году; В.И. Поветкин считал, что шлемовидные гусли - единственный инструмент, который русские художники наблюдали и рисовали в своей жизни, а не по примерам из иностранных книг. Археологические находки сделали неоспоримым факт использования гуслей в повседневной жизни, особенно на северо-западе России, где они были найдены впервые[6].
Среди импорта - фрагменты расписных бутылок из сирийского стекла, византийские стеклянные браслеты и бусы из стекла и камня.
Полный комплекс бронзового литья был найден на территории раскопанной фермы. Среди них тигли, цилиндры, брызги металла, остатки литья и прекрасно сохранившаяся литейная форма с отлитыми украшениями.
Кожевенное дело характеризуется фрагментами кожи и деталями кожаной обуви.
Работа Новгородского отряда ИА РАН продолжается. Помимо полевых работ, проводится камеральная обработка, реставрация и экспертиза отдельных и многочисленных находок, отбираются образцы металла, ткани и дерева для специализированной лабораторной работы.
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
Политическая система Древнерусского государства в IX-X веках представляла собой раннефеодальную монархию, управляемую киевским князем из профессионального рода. Киевский князь первоначально выполнял военно - экзополитическую функцию. Он собирал дань с покоренных им племен. Позже у князя появились судебные функции, и для выполнения своих обязанностей он взимал штрафы с преступников. Передача царской власти осуществлялась по принципу патриархального старшинства, киевским князем становился старший сын из рода РюрикаVII. Другими словами, старший брат передавал царство младшему брату, а затем племяннику. Заметим, что принцип семейного старшинства часто нарушался и приводил к военным конфликтам.
В то время земля была основным средством богатства и производства. Широкой формой организации производства была феодальная вотчина или патрилинейная собственность, передававшаяся по наследству от отца к сыну. Владельцем вотчины был князь или боярин. Помимо владений князей и бояр, существовало значительное количество крестьянских общин, не управляемых частными феодалами. Эти крестьянские общины были независимы от бояр и платили дань великому князю от имени государства. Большинство сельского населения при князе было известно как "холопы"! Они могли жить на своей надельной земле, а крестьянские общины имели обязательства перед государством. Крепостные, живущие на выделенной земле, находились в более жестких отношениях зависимости и не имели личной свободы[8].
Одним из методов порабощения свободных народов была покупка. Разорившиеся или бедные крестьяне брали у феодалов "купу" - часть урожая, скот или деньги. Поэтому такая категория людей называлась закупы. Закупы должны были работать на кредитора и подчиняться ему до тех пор, пока долг не будет возвращен.
Кроме смердов и закупов, существовали рабы, называемые холопами или челядью, которые увеличивались в княжествах и боярских областях за счет пленников. Таким образом, рабство было довольно широко распространено, как пережиток первобытного строя. Но господствующей системой производственных отношений был феодализм.
При Владимире Святославовиче изменилась форма политического строя племенное государство стало раннефеодальным, а его дружинная форма - монархическим.
Во главе государства стоял монах - Великий киевский князь. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, судебная и военная власть. В полномочия князя также входило определение налогов, чеканка монеты и распоряжение казной. Помогала ему в управлении Боярская дума, в состав которой входили удельные князья, старшие дружинники, городская аристократия, а после крещения Руси - митрополит. Функции Боярской думы никогда четко не определялись, однако князья всегда принимали к сведению предложения совета.
Еще одним носителем власти в Киевской Руси было народное вече -
собрание горожан, мужчин - глав семей. Вече созывалось князем,
митрополитом или горожанами. Среди вопросов, которые обсуждались на
вече, были военные походы, созывы народного ополчения, заключение
сделок, распределение должностей в государстве, престолонаследование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из древнейших народов, населявших Европу, были славяне. По поводу происхождения славян существуют две основные теории:
- Миграционная (славяне пришли на свою нынешнею территорию)
- Автохтонная (славяне являются исконными жителями Восточной Европы).
Древнерусская государственность формировалась на основе объединения разных восточнославянских племен и их интеграции с рядом других пришлых народов. Основными племенами, жившими в то время, были: поляне, древляне, дулебы, северяне, тиверцы, уличи, белые хорваты. Ведущее место среди этих племен занимали поляне с их главным городом Киевом, через который проходил торговый путь «из варяг в греки». Процесс расселения славян начался в конце V в. И в целом завершился в VIII-IX вв.
Экономической основой восточнославянского общества была родовая собственность на землю. Орудия труда, продукты, имущество постепенно распределяются между семьями.
Характерной чертой общественного строя восточных славян было наличие сельской (территориальной) общины, («мира», «верви») как объединения индивидуальных хозяйств.
Киевская Русь была мощным государством средневековой Европы, которое играло большую роль, как в истории восточнославянских народов, так и в мировой истории. Образование большого и сильного Древнерусского государства способствовало общественно – экономическому, политическому и культурному развитию восточных славя, значительно усваивало их в борьбе с внешними врагами. Экономическая и военная мощь, активные выступления на международной арене выдвинули Киевскую Русь в число ведущих стран средневекового мира. Успешно отбивая нападения степных кочевников, Русь сыграла роль щита, который прикрыл западноевропейскую цивилизацию с востока. Древняя Русь имела большой авторитет и влияние на международной арене и ее вмешательства в тот или иной конфликт бывало достаточно, чтобы сдержать его.
Киевская Русь имела высокий уровень экономического развития. Высокопроизводительными были земледелие и скотоводство, ремесла и промыслы, а энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всем тогдашнем мире. Русские люди создали духовную и материальную культуру.
Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, получив новую жизнь в материальной и духовной культуре россиян, украинцев и белорусов.
Таким образом, одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и ее культуры стало складывание русской народности. Для нее были характерны единый язык, политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.
ЛИТЕРАТУРА
Книги:
-
Алятина, А.Г. История: практикум / А.Г. Алятина, Н.А. Дегтярева;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский 0, Государственный Университет, Кафедра истории. - Оренбург: ОГУ, 2016. - 237 с. -
Бакирова, А.М. История: учебно-методическое пособие / А.М. Бакирова, Е.Ф. Томина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский государственный университет. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. - 161 с -
Матюхин, А.В. История России: учебник / А.В. Матюхин, Ю.А. Давыдова,Р.Е. Азизбаева ; под ред. А.В. Матюхина. - 2-е изд., стер. - М.: Университет «Синергия»,2017. - 337 с. -
Невская Т.А., Зверева Л.А. История: практикум / Министерство образования и науки РФ; авт.-сост. - Ставрополь: СКФУ, 2017. - 100 с.