Файл: Дисциплина Основы философии Практическое задание 4 Обучающийся Балаева Анна Михайловна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Основы философии
Практическое задание 4
Выполнил:
Обучающийся Балаева Анна Михайловна
Преподаватель:
Чепрунова Дарья Владимировна
Практическое задание 4
Задание 1. Балаева А.М.
Задание: Составьте интеллект-карту статьи Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ» (ссылка на статью)
В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт: https://www.mindmeister.com/ru
Задание 2. Балаева А.М.
Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.
Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.
Примечания к заданию: Ответ эффективнее всего оформить в табличной форме.
В столбце «Наименование типа и формы мировоззрения» необходимо вписать наименования форм мировоззрения всех типов и классификаций (из теоретического лекционного материала).
В столбце «Результаты самоанализа/Примеры» ставится отметка о наличии или отсутствии признаков анализируемого типа мировоззрения и, при наличии, приводятся примеры проявлений конкретного типа мировоззрения.
В столбце «Возможности и трудности для личностного развития» необходимо дать оценку перспектив: как анализируемый тип мировоззрения позволяет человеку развиваться.
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное (существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире) | Безусловно доля обыденного мировоззрения во мне есть. Например: здравый смысл не позволяет открыть дверь автомобиля во время движения, опираясь на жизненный опыт я понимаю что для устранения неполадок в стиральной машине мне необходимо пригласить мастера. Но будет неразумно сказать что обыденное мировоззрение является основным или одним из главенствующих. | Обладая лишь обыденным мировоззрением человек становится заложником стереотипов, а это приводит к таким негативным последствиям как: снижение ответственности за свои поступки, ограничение свободы мысли и действий. По сути единственной целью в жизни становится стремление сохранить свое существование. Подводя итог можно сказать так: обыденное мировоззрение в какой- то мере присуще каждому из нас, оно помогает нам сохранять жизнь и здоровье, но не дает возможности для развития духовного. |
Религиозное ( связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме «вера» возводится в принцип ,система догматов ,разум занимает подчиненное положение) | Говоря откровенно примерно 5 % религиозного мировоззрения во мне всё- таки присутствует. Я не верю в Бога, но всегда есть место вере в «Чудо». | На мой взгляд, люди, обладающие религиозным мировоззрением идеальные марионетки они покорны, и любой лидер может ими управлять. Верующие возводят свою религию на пьедестал и воинственно относясь к научным доводам и фактам, они слепо верят в всемогущего Бога, отчуждают людей других конфессий и неверующих, их социально-политическая активность снижается. Но с другой стороны, их вера помогает справляться со стрессами, в трудные времена религия объединяет многих единомышленников. Также большинство религий воспитывают в людях морально- нравственные принципы. |
Научное (теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук) | Научное мировоззрение опирается на факты, дедукцию. Я делаю выводы о ситуациях опираясь на факты, рассуждения и наблюдения. Я формирую картину мира, опираясь на факты и научные данные ,значит я обладаю научным мировоззрением. | Люди, обладающие научным мировоззрением беспристрастны в своем мышлении, они осторожны в выводах и высказываниях. Минусы этого мировоззрения в том, что наука может ошибаться, не существует способа узнать всё. Наука отвергает то, что бездоказательно, а соответственно , такое мышление можно назвать «плоским». |
Философское ( разум ставится выше веры, выступает в понятийной категориальной форме, опираясь на достижение наук в природе и обществе и обладает определенной мерой логической доказательности) | Философское мировоззрение, это, пожалуй, основная составляющая моего мышления. Я рассматриваю действительность и человека как взаимодействующие системы. Мои предположения не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему знаний, основанную на логике и доказательности. | По моему мнению обладающий философское мировоззрение не обладает плюсами и минусами, оно находится в равновесии между наукой, мифологией, религией и социальной составляющей. |
Мифологическое (приверженность традициям, символизм и аллегоризм, отсутствие рациональных понятий) | Мне присуще ровно также, как и религиозное мировоззрение. Мифологическое мировоззрение исторически было первым. | Мифология- это первое мировоззрение, с помощью мифов люди складывали впечатление о мире, находили объяснение окружающим их вещам, было сродни науке. Не актуально в современных реалиях. |
Задание 3. Балаева А.М.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
В течении жизни наши взгляды на мир меняются, на это влияет объем и качество получаемых нами знаний. Однако, первые шаги формирования мировоззрения зависят от возраста, можно выделить четыре ступени развития:
-
Дошкольный период. На этом этапе формируется характер ребёнка, он учится общению через родителей и воспитателей. Семья – основной источник формирования мировоззрения. -
Начальный школьный возраст (6-7 лет). Начинается процесс отдаления от родителей, общественная жизнь в школе побуждает ребенка к самостоятельному изучению картины мира. Несмотря на это, ценности и идеалы зависят от «значимых взрослых». -
Подростковый период (13-15 лет). Мировоззрение зависит не только от родителей и социума. К этому возрасту подросток уже обладает своим представлении о добре и зле, о своем месте на свете. Начинается активный поиск себя. -
К 18- 23 годам человек уже выбирает свой жизненный путь. Его мировоззрение сформировано с помощью системы понятий и убеждений. Первостепенны личные ориентиры. Но мировоззрение изменяется в зависимости от приобретаемых знаний и опыта.
При формировании системы взглядов на мир наш мозг использует любую информацию для анализа и получения нового опыта. Структуру из которой формируется мировоззрение можно условно разделить на ВНУТРЕННИЕ и ВНЕШНИЕ факторы.
К внешним факторам относятся:
-
Семья и воспитание. Семейные традиции, нормы общения и поведения ребенок впитывает неосознанно. С самого раннего детства родители закладываю понятие о том, что хорошо и что плохо. -
Окружение. Социум, который окружает личность, значительно влияет на его взгляды, ценности и привычки. Приятели, друзья и коллеги выступают примером для развития. Попадая в успешную среду, личность улучшает качество жизни. И наоборот, попав в плохую компанию, человек поневоле становится одним из ее участников. Пропадает тяга к успешной жизни, интересы становятся примитивными. -
Авторитеты. Источником формирования мировоззрения становится авторитетная личность: родители, учителя, наставники, кумиры. Формирующийся человек пристально следит за словами, эмоциями и, конечно же, делами, которые совершает личность, обозначенная как духовный ориентир. Появляется стойкое желание подражать ей. -
Образование и наука. Человек получает знания также научным путем в детском саду, школе, университете, на обучающих курсах. Здесь мозгу приходит систематизированная информация. Она позволяет ответить на вопросы: «Как?», «Почему?», и «Зачем?» Например, ребенок старшего возраста узнает о том, как воздействует тепло на кожу, и почему нужно избегать перегрева. Чем объемнее знания, тем крепче становится жизненная позиция. Человеку легче самостоятельно делать выводы, не опираясь на окружающих.
К внутренним факторам относятся:
-
Личный опыт. На личном опыте основывается личная система ценностей. Она позволяет взрослому человеку искренне верить в правоту своих действий. -
Эмоции и чувства. Если человек относится к жизненным ситуациям с оптимизмом, то ему легче расширить границы мировоззрения. Окружение становится интересным, хочется исследовать мир. Но если человек получил серьезную моральную травму, то ему сложно открыться. Мир кажется опасным и злым. -
Характер. Определенные черты расширяют мировоззрение. Сюда относится воля, вера, склонность к самоанализу. Эти качества помогают достигать поставленных целей, верить в свои силы.
Задание 4. Балаева А.М.
Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.
Примерные философские направления для анализа:
эпикуреизм
скептицизм
платонизм
рационализм
эмпиризм
позитивизм
любое другое по выбору студента.
Примечание к заданию: При выполнении задания обязательно сначала сформулируйте ключевые тезисы, описывающие фундаментальные идеи философского направления. При формулировании критических тезисов постарайтесь опираться на факты, доказывающие или опровергающие вашу точку зрения.
Философское направление: МАТЕРИАЛИЗМ | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
Материя — объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им | Никакого внешнего , объективного мира для разума нет и быть не может. Это доказали Беркли, Юм, Кант. Сознание обладает только представлением о мире, сотканном из ощущений и мыслей. «Мир такой, каким его видит разум» И.Кант |
Ничего не познаваемого не существует | Так устроено, что независимо от желания и условий, каждый человек по жизни постоянно сталкивается с ним. Даже в случае, если он не осознает этого и не признает. Чувственность, любовь, творчество, эстетика – всё это относится к области непознаваемого. И, наконец, его вершина – религиозность и Божественное, или просто Бог. Оно потому и называется непознаваемое, что умом (интеллектом) это не познать. |
| С точки зрения Д. Юма, невозможно объяснить ни действие тела на душу, ни души на тело, как нельзя доказать или опровергнуть существование Бога или материи. |
Задание 5. Балаева А.М.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по Вашей специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
План самообразования:
-
Начать изучение дисциплин по профессии Дошкольное образование -
Изучить все дисциплины -
Написать все практические работы -
Добиться высоких результатов -
Успешно защитить диплом.
Задание 6. Балаева А.М.
Задание: Современный мир предъявляет человеку новые условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видеофрагмент выступления Сергея Капицы «Как развивается мир».
Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.
Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
Капица предлагает разделить науки на фундаментальные, прикладные, а также относящиеся к производству и экономике.
Для внедрения достижений фундаментальных наук требуется 100 лет, чтобы она интегрировалась в обществе, так, современной квантовой физике сейчас около ста лет. К тому же, фундаментальные науки руководствуются познанием и не требует больших финансовых затрат. Прикладным требуется 10 лет, а производству и экономике – около одного года. Если фундаментальная наука руководствуется лишь познанием, то прикладные – пользой, а производство и экономика – развитием и доходом. Современная наука располагает отличными навыками образования специалистов и инновационным потенциалом.
Тем не менее, Капица говорит о том, что в первом случае – излишняя реформация системы образования и оппозиция европейскому образованию мешает развитию образования, а бюрократия мешает развитию инновации.
Необходимость решения глобальных проблем – это крупнейшая социальная и научная задача человечества, от которой зависит его дальнейшая судьба. Проблема демографического роста одна из основных проблем человечества, и направления современной науки должны реализовываться в векторе решения этих глобальных проблем. Капица считает, что отыскивать и обосновывать решения глобальных проблем должны ученые, а осуществлять найденные решения в международном масштабе – государственные деятели. Образно говоря, в решении глобальных проблем должны участвовать все вместе.
По его словам, мы переживаем самое значимое событие в истории человечества, и масштаб его последствий сложно представить и переоценить: глобальная демографическая революция затрагивает все области нашей жизни и приводит к стремительному изменению всего — структуры государств, мирового устройства, идеологий, ценностей.
Справиться с происходящими переменами, приспособиться к новым условиям жизни нам помогут только культура и наука — а значит, те сообщества, которые это поймут, окажутся в наиболее выигрышном положении
Так, что касается и естественных наук, и гуманитарных –темы их исследований должны решать практическую задачу – как жить человеку и обществу в контексте глобальных проблем? Современные прикладные науки пытаются ввести технологии, пытающиеся «вместить» человека на земле и упорядочить жизнь такого числа людей. Гуманитарные науки, в свою очередь, пытаются теоретизировать человеческое «общежитие», подчинить его общим законам.
Так, на сегодняшний день, к перспективным наукам можно отнести синтетическую биологию, главная идея которой заключается в конструировании новых геномов и живых организмов, которые еще не встречались в природе или исчезли как биологический вид.
Или Бионика, научное направление, которые пытается соединить биологию и технологии. «Живые прототипы – ключ к новой технике», лозунг Бионики. Она была основана Джеком Стили в 1960 году и сегодня, к примеру, к ее достижениям можно отнести бионический глаз, который способен вернуть зрения людям, которые его потеряли. С помощью бионики человек может искусственные материалы превращать в полноценно функционирующие человеческие органы.
Еще одним современным научным направлением является нейроэкономика. Нейроэкономика - Наука о том, как «мозг принимает решения». Борьба производителей за кошельки покупателей становится все более научно обоснованной. Теперь на стадии разработки продукта к работе привлекаются не только психологи, но и нейрофизиологи. Они снимают и анализируют показатели активности мозга потенциальных покупателей. И уже на так важно, что говорит сам человек. Ведь ключевую роль играют процессы, которые происходят в его подсознании.