Файл: Тема 32 Патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозовактуальность темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 32: «Патогенные грибы. Микробиологическая диагностика
микозов»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Грибковые заболевания (микозы) составляют значительную часть инфекционной патологии во всех странах мира. Их возбудители – микроскопические грибы – распространены повсеместно. Широкому распространению некоторых микозов способствуют нарушения санитарно- гигиенического режима, дефицит эффективных средств терапии, нерациональное применение антибиотиков, лучевые воздействия, наличие иммунных нарушений, гипо- и авитаминоз, дисбактериоз.
В эпидемиологическом отношении важно знать, что основным резервуаром возбудителей одних микозов (антропофильные грибы) является человек, других (зоофильные грибы) – больные животные. Грибы способны поражать слизистые оболочки, все слои кожи, гиподерму, кости и даже внутренние органы.
Микозы, в частности, эпидермофития, являются одной из краевых патологий Донбасса. Особенно распространены они среди шахтеров и металлургов. Знание основных принципов лабораторной диагностики микозов необходимо врачам всех специальностей.
Врачи-стоматологи должны учитывать, что у 60-70% людей наблюдается колонизация полости рта, особенно спинки языка, грибковой сапрофитной микрофлорой. Наиболее часто выявляются Candida albicans, реже C. krusei, C. tropicalis и др., Saccharomyces cerevisae, Torulopsis glabrata,
Cryptococcus neoformans, виды родов Aspergillus, Penicillium, Geotrichum.
Наиболее типичная форма кандидозов полости рта – псевдомембранозный кандидоз (молочница). В полости рта, особенно в полости кариозных зубов, в отложениях зубного камня, обитают актиномицеты (Actinomyces israelii, А.
viscosus), вызывающие при определенных условиях актиномикоз шейно- лицевой области и нижней челюсти.
Микозы полости рта развиваются на фоне снижения резистентности организма или длительного приема антибиотиков в результате преодоления возбудителями эпителиального барьера слизистой оболочки при травмах, хирургических вмешательствах, инъекциях. Большинство грибковых заболеваний слизистой оболочки полости рта возникает не экзогенно, а в результате аутоинфекции. Выявление грибковых поражений слизистой оболочки полости рта может оказать существенную помощь при ранней диагностике ряда инфекционных и оппортунистических заболеваний, так как они могут являться сопутствующими при некоторых болезнях ЖКТ, ВДП, иммунных расстройствах, ВИЧ-инфекции и др.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель. Уметь применять микробиологические методы диагностики для постановки микробиологического диагноза заболеваний

грибковой этиологии с последующим использованием в клинической и профилактической практике.
Конкретные цели:
Уметь:
- Приготовить нативный препарат и мазки из патологического материала для проведения микроскопической диагностики микозов.
- Определять особенности морфологии и тинкториальные свойства грибов путем микроскопии микропрепарата.
- Отличать патогенные грибы по их культуральным, биохимическим, антигенным свойствам для проведения микологического метода диагностики.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЦЕЛЯМ
Теоретические вопросы
1. Особенности приготовления нативных препаратов и мазков, методы их окраски.
2. Морфологические и тинкториальные свойства патогенных грибов и актиномицетов.
3. Культуральные свойства грибов.
4. Классификация микозов.
5. Методы микробиологической диагностики микозов.
6. Меры профилактики и лечения микозов.

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ
Источники информации
Основная литература:
1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: в 2 т. Том
1. учебник / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2016. – 448 с. – ISBN 978-5-9704-3641-7. – Текст: электронный // ЭБС
"Консультант студента":
[сайт].

URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436417.html (дата обращения:
06.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2 т. Том
2.: учебник / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2014. – 480 с. – ISBN 978-5-9704-2915-0. – Текст: электронный // ЭБС
"Консультант студента":
[сайт].

URL:
Оценка результатов
Идентификация грибов
Биохимические
Выделение чистой культуры грибов на питательных средах
Свойства выделенных грибов
Культуральные
Микологический метод
Пигментообразование
Постановка микробиологического диагноза
Ха ра ктер м
иц ели я
Ха ра ктер ра сп олож е- ни я сп ор
Оценка результатов
Оценка результатов
РП
РА
РСК
Антигенные
Оценка результатов
Методы диагностики
Аллергологический
Серологический
Выявление специфических антител
Микроскопический
Постановка аллергических проб
Т
ин ктори аль ны е св ой ств а
Морфологические свойства
Им м
ун оф лю оре с- це нц ия

https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970429150.html (дата обращения:
06.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
3. Жадинский Н. В. Специальная микробиология. Диагностика бактериальных инфекций: учебное пособие / Н.В. Жадинский; ГОО ВПО
"Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького". –
Донецк, 2019. – 287 с. – Текст: непосредственный.
Дополнительная литература:
1. Поздеев О. К. Медицинская микробиология: учебное пособие / О.К.
Поздеев; под ред. В.И. Покровского. – 4-е изд., испр. – Москва : ГЭОТАР-
Медиа, 2010. – 768 с. – ISBN 978-5-9704-1530-6. – Текст: электронный // ЭБС
"Консультант студента":
[сайт].

URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970415306.html (дата обращения:
06.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
2. Профилактика внутрибольничных инфекций (гигиенические, эпиде- миологические и микробиологические аспекты): учебное пособие / ред. С.И.
Гаркавый, А.А. Шевченко. – Одесса: Пресс-курьер, 2015. – 240 с. – Текст: непосредственный.
3. Зверев В.В. Микробиология, вирусология: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / В.В. Зверев, Ю.В. Несвижский,
М.Н. Бойченко; под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – Москва : ГЭОТАР-
Медиа, 2015. – 360 с. – ISBN 978-5-9704-3495-6. – Текст: электронный // ЭБС
"Консультант студента":
[сайт].

URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434956.html (дата обращения:
07.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
4. Микробиология, вирусология и иммунология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / под ред. В.Б. Сбойчакова, М.М.
Карапаца. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с. – ISBN 978-5-9704-3575-
5. – Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435755.html (дата обращения:
06.10.2020). – Режим доступа: по подписке
5. Донецкая Э.Г. Клиническая микробиология / Э.Г. Донецкая. – Москва:
ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста"). –
ISBN 978-5-9704-1830-7. – Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента":
[сайт]. – URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970418307.html
(дата обращения: 06.10.2020). – Режим доступа: по подписке.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Электронный каталог WEB-OPAC Библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ
ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru
2. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/
3. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLibrary http://elibrary.ru
4. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М.
ГОРЬКОГО http://distance.dnmu.ru

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
Протокол практического занятия к теме: «Патогенные грибы.
Микробиологическая диагностика микозов»
1. Промикроскопировали окрашенные препараты грибов рода Кандида, зарисовали в протоколы микроскопическую картину.
2. Изучили по фотографиям, таблицам, стенду музея поражения волос при фавусе (парше), трихофитии, микроспории.
3. Изучили характер роста патогенных грибов на питательной среде Сабуро.
4. Изучили методы микробиологической диагностики микозов по стенду музея и учебному пособию, заполнили соответствующую схему.
5. Ознакомились с препаратами для лечения микозов (демонстрация).
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения
Задание 1
К врачу-стоматологу обратилась мать ребенка, на слизистой оболочке щек и на языке которого появился точечный налет белого и желтоватого цвета, характерный для кандидоза. Какой материал следует взять для микологического исследования?
A. Налет из разных участков ротовой полости
B. Мокроту
C. Кровь
D. Слизь из носоглотки
E. Мочу
Задание 2
После лечения антибиотиками широкого спектра действия грудного ребенка, больного хронической пневмонией, на слизистой оболочке полости рта и гортани появился белого цвета налет. После исследования мазков из пораженных участков бактериологическая лаборатория дала ответ:
«Выделены грибы
Candida
albicans».
Какие тинкториальные и морфологические свойства характерны для данного вида грибов?
А. Грампозитивные; крупные палочки с обрубленными концами, расположены длинными цепочками
В. Грампозитивные; друзы из ниток гриба, которые радиально отходят от плотного центра
С. Грамнегативные; диплококки, расположены в виде кофейных зерен
D. Грампозитивные; круглые или овоидные клетки, образующие псевдомицелий
Е. Грампозитивные; мицелий несептированный, в виде сильно разветвленной клетки, от которой отходят плодоносные гифы с шаровидными расширениями на конце
Задание 3


После посева чешуек кожи с волосистой части головы больного на среде
Сабуро выросли белесоватые пушистые колонии с ровной и куполообразной поверхностью. У некоторых колоний на 10-е сутки инкубации в термостате при температуре 25°С появился гипсовидный налет. Для какого возбудителя характерен такой рост?
А. Trichophyton mentagrophytes
В. Epidermophyton flocossum
С. Candida albicans
D. Aspergillus niger
Е. Trichophyton violaceum
Задание 4
К врачу-дерматологу обратился больной с заболеванием кожи и волос, которое выражалось образованием на коже вокруг волос желтых щитков, а сами волосы были сухие, тусклые, сероватого цвета, легко выдергивались.
Врач направил пораженные волосы и чешуйки кожи в бактериологическую лабораторию для подтверждения диагноза «Фавус (парша)». Каким реактивом нужно обработать материал для микроскопического исследования?
А. Раствором спирта
В. Раствором щелочи
С. Раствором Люголя
D. Раствором метиленовой синьки
Е. Раствором кислоты
Задание 5
У больного в шейно-лицевой области выявлен твердый флегмоноподобный инфильтрат, кожа вокруг сине-багрового цвета. В центре инфильтрат некротизирован, из язвы выделяется гной с неприятным запахом. Для подтверждения диагноза
«Актиномикоз шейно-лицевой области» произведено микроскопическое исследование гноя. Что должен выявить бактериолог для подтверждения диагноза?
A. Друзы из нитей гриба, радиально отходящих от более плотного центра
B. Нити псевдомицелия без перегородок и овальные или круглые почкующиеся клетки
C. Септированный мицелий с утолщенными на концах одноклеточными гифами (конидиеносец) с веерообразно расположенными на них стеригмами
D. Несептированный мицелий в виде сильно разделенной клетки, от которого отходят плодоносные гифы с шарообразными расширениями на концах
E. Септированный мицелий с большим количеством веретен, расположенных группами по 5-7 штук
Задание 6
Бактериологический посев материала из беловатого налета со слизистых оболочек полости рта на среду Сабуро через 48 часов дал рост сметаноподобных белых колоний. Бактериоскопия выявила наличие
грамположительных крупных, овальных, почкующихся клеток. К какому типу микозов относятся данные патогенные грибы?
А. Мукоромикоз
В. Трихофития
С. Кандидомикоз
D. Эпидермофития
Е. Аспергиллез
Задание 7
Во время профосмотра в летний период работников душевых и бань у нескольких сотрудников на стопах и в межпальцевых складках ног были обнаружены мокнущие участки кожи, сопровождающиеся крупнопленчатым шелушением, и деформированные серовато-грязного цвета ногти. Какой вид микоза мог предположить врач-дерматолог по данной клинической картине?
А. Поверхностная трихофития
В. Микроспория
С. Эпидермофития стоп
D. Кандидомикоз
Е. Глубокая трихофития
Задание 8
В детском учреждении выявлены больные дети, у которых волосы на голове были сероватого цвета, покрытые белесоватым налетом, тусклые, хрупкие, обламывались на уровне 2-4 мм над поверхностью кожи. Для определения возбудителя заболевания пораженные волосы направили в микологическую лабораторию. Какие нужно применить микробиологические методы диагностики?
А. Бактериологический, серологический, биологический
В. Микроскопический, биологический
С. Микроскопический, микологический, аллергологический
D. Бактериологический, аллергологический
Е. Микологический, серологический
Задание 9
Родители одной семьи, в доме которой обитает домашняя собака, обратились к врачу по поводу заболевания детей, у которых на волосистой части головы появились розовато-красные шелушащиеся пятна, обломанные волосы, напоминающие выстриженные участки. Врач-дерматолог предположил диагноз: «Стригущий лишай (трихофития)». Какими препаратами нужно проводить лечение до получения ответа из бактериологической лаборатории?
А. Ацикловир, иммуновир
В. Нистатин, 5% настойка йода
С. Тетрациклин, левомицетин
D. Фурагин, фурадонин
Е. Офлоксацин, сульфаниламидные препараты


Эталоны ответов: 1 – A, 2 – D, 3 – A, 4 – B, 5 – C, 6 – C, 7 – C, 8– C, 9 – B
Краткие методические указания к работе на практическом занятии
. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию путем проведения собеседования и решения тестовых заданий. На основном этапе занятия преподаватель знакомит обучающихся с методами диагностики, препаратами для диагностики, профилактики и лечения микозов. Студенты самостоятельно изучают особенности приготовления нативных препаратов и мазков из материала при различных микозах, методы их окраски. Самостоятельно решают ситуационные задачи.
Далее студенты приступают к выполнению практической части занятия.
Под контролем преподавателя микроскопируют мазки грибов рода Кандида и зарисовывают в протоколы микроскопическую картину. Изучают расположение мицелия и спор грибов в пораженном волосе по фотографиям, таблицам, стенду музея; характер роста различных патогенных грибов на питательной среде Сабуро; классификацию микозов. По предложенной схеме записывается протокол практического занятия.
В конце практического занятия преподаватель подписывает протоколы и подводит итоги: оценивается уровень теоретической подготовки студента, основной этап работы (качество выполнения самостоятельной и практической работы), подписывается протокол занятия.
За занятие каждому студенту выставляется 2 оценки: одна – за выполнение самостоятельной работы на основном этапе занятия (решение ситуационных заданий), вторая – по результатам тестового контроля в конце основного этапа практического занятия.
Оценивание студентов осуществляется в соответствии с положением об оценивании учебной деятельности студентов ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.
М.ГОРЬКОГО