Файл: Лекция (тезисы) Тема Государственная политика Российской Федерации в области воспитания. Современный контекст воспитания и развития личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция (тезисы)

Тема 1.1. Государственная политика Российской Федерации в области воспитания. Современный контекст воспитания и развития личности

Рассматривая понятие «воспитание», мы должны разделять воспитание как социальное явление и воспитание как явление педагогическое.

Когда мы говорим о воспитании как о социальном явлении, то имеем в виду передачу опыта от старших поколений младшим. При этом опыт, накопленный поколениями, передается всеми социальными институтами по многим направлениям. Это и опыт трудовой деятельности, и опыт умственного развития, и опыт физического развития, и опыт эстетического отношения к миру, и опыт нравственного поведения.

Воспитание как педагогическое явление предполагает формирование качеств личности. Это система мероприятий, которые направлены на формирование личности, ее мировоззрения, нравственных и этических принципов поведения, а также на развитие интеллектуальных и физических способностей в рамках воспитательной системы.

Уточним понятия «воспитательная работа», приведем определения в широком и узком смыслах.

Воспитательная работа (в широком смысле) – процесс воздействия на обучающегося, позволяющий создать благоприятную среду для формирования воспитания, подготовки личности к различным видам деятельности, а также к выполнению разнообразных социальных ролей.

Воспитательная работа (в узком смысле) – целенаправленная деятельность педагогического работника, направленная на обучающегося для достижения всестороннего развития личности, формирования моральных качеств, мировоззрения, этических убеждений.

Воспитание является одной из основных функций государства, которое несет ответственность за формирование будущего поколения.

Воспитательная составляющая в системе образования закреплена в действующем законодательстве, документах стратегического планирования, отражена в федеральных проектах и программах.

В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые усиливают воспитательную составляющую образовательного процесса. В законе появилось определение понятия «воспитание», а также закреплены обязательства образовательной организации по разработке рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы.


В 2020 г. принята Примерная программа воспитания для образовательных организаций, направленная на развитие духовно-нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания учащихся.

В 2021 году внесены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые позволяют образовательным организациям включать в примерную образовательную программу примерную рабочую программу воспитания.

С введением Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций обязательным требованием является наличие рабочих программ воспитания обучающихся — неотъемлемой части основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ.


Концепция государственной семейной̆ политики в Российской̆ Федерации на период до 2025 года

Семья является основой общества, поэтому государство не может оставаться равнодушным к ее благополучию. В этой связи, в России рабочей группой Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы была разработана Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.

Концепция содержит комплексный анализ современного состояния института семьи, прежде всего семей с детьми,  эффективности предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи и увеличению рождаемости, действующего законодательства, а также комплекс законодательных предложений, направленных на реализацию основных задач государственной семейной политики, укрепление и развитие традиционных для России семейных ценностей.

Концепция состоит из двух частей: Часть 1 – обоснование Концепции. Часть П – Сборник слайдов «Российская семья в цифрах и фактах» с указанием источников информации.

Концепция государственной семейной политики учитывает произошедшие позитивные сдвиги, связанные с реализацией начиная с 2007 года мер демографической политики.

В Концепции использованы данные социологических и иных исследований, которые проводились в 2007-2011 годах применительно к институту семьи, содержит сравнительный анализ данных Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов.



Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

В основу государственной семейной политики Российской Федерации положены следующие принципы:

  • самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;

  • равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

  • презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе;

  • ответственность каждой семьи за воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его здоровья;

  • партнерство семьи и государства, а также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

  • дифференцированный подход к предоставлению гарантий по поддержанию уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

  • единство принципов и целей семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

  • обеспечение доступности адресной, своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным услугам для всех семей.

Основными задачами государственной семейной политики являются:

  • развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;

  • развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;

  • создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

  • развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;

  • повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

  • содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;

  • обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;

  • профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;

  • повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.




Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга реализации мероприятий государственной семейной политики.

Итогом реализации Концепции станет сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа брака и семейного образа жизни.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются Александр Ярославович Данилюк, Александр Михайлович Кондаков, Валерий Александрович Тишков, разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.


Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ.

Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.