Файл: По учебному курсу Методика ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт |
|
Кафедра «Педагогика и психология» |
|
44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование |
|
Дошкольная дефектология |
Практическое задание №3
по учебному курсу «Методика ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | Рогач Виктория Витальевна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-2001а | |
| | |
Преподаватель | Анфисова С.Е. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Кейс-задача 1. Педагог планирует использовать ознакомление с окружающим миром в духовно-нравственном, эстетическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными особенностями. Какие следует предложить методы и примы руководства данным процессом?
Наиболее широко используются наглядные и практические методы. Один из ведущих методов ознакомления с окружающим миром - наблюдение.
Наблюдение – сложная психическая деятельность, поэтому в использовании данного метода имеются некоторые трудности, обусловленные несовершенством развития психических процессов учеников с задержкой психического развития, главным образом зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Методические требования к наблюдению:
1. Наблюдение должно быть организовано учителем и протекать как активная и целенаправленная учебно-познавательная деятельность детей (поставить цель, мотивировать ее, организовать действия и т. п.).
2. Постоянная активизация в процессе наблюдения познавательной деятельности учеников (путем постановки вопросов разных типов; использования приемов сравнения; организации обследовательских, поисковых, практических, игровых действий).
3. Наблюдение должно проводиться последовательно и планомерно, с целью обеспечения наиболее полного восприятия объекта в совокупности его признаков.
4. Результаты каждого этапа наблюдения необходимо сопровождать и четко фиксировать речью.
5. Полученные в результате наблюдения представления надо максимально использовать в продуктивной деятельности учеников.
6. Заинтересованность самого учителя в процессе наблюдения.
Использование игровой деятельности при ознакомлении младших школьников с окружающим миром позволяет решить ряд дидактических и коррекционно-развивающих задач, в частности:
а) уточнение, расширение, закрепление имеющихся представлений;
б) развитие памяти, внимания, наблюдательности, мышления, речи;
в) активизация разнообразных умственных действий, в чем посодействуют разные виды игр:
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.
Возможно несколько видов рассказа — рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников на уроке.
Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного и прочее.
Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций.
Беседа. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.
В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы формулирования выводов из беседы.
Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы. Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на активизацию памяти учеников.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам наглядных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания.
В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует учителей на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.
К практическим методам относится также выполнение трудовых заданий в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах. Эти задания могут носить учебно-тренировочный характер. К ним относятся все работы в учебных мастерских по отработке умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, пользоваться различными инструментами, управлять станками и механизмами, работать с наборами типа «Конструктор».
К практическим методам относят также упражнения, выполняемые учащимися со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой.
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Эти машины предполагают обычно программирование учебного материала, подразделение его на дозы, подбор контрольных вопросов по каждой дозе, подкрепление ответа или постановку новых наводящих вопросов.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
Индуктивный метод. При использовании индуктивного метода обучения деятельность учителя и учащихся протекает следующим образом:
1-й вариант
(Учитель) Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, наглядные пособия, организует выполнение упражнений, постепенно подводя учащихся к обобщениям, определению понятий, формулированию законов и т. д.
(Ученики) Усваивают вначале частные факты
, затем делают выводы и обобщения учебного характера.
2-й вариант
(Учитель) Ставит перед учащимися проблемные задания, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам и обобщениям.
(Ученики) Самостоятельно размышляют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при выполнении практических заданий.
Дедуктивный метод. При использовании дедуктивного метода деятельность учителя и учеников носит следующий характер:
(Учитель) Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные задачи.
(Ученики) Воспринимают общие положения, формулы, законы, а затем усваивают следствия, вытекающие из них.
Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.
Формы проведения учебных занятий:
• Урок-экскурсия
• Урок-путешествие
• Урок-игра
• Урок-соревнование
• Урок-взаимообучения.
В качестве основного приема обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья широко используют разные виды речи. Словесная речь должна быть внятной, четкой и грамотной. Учитель должен иметь хорошую дикцию, обладать умением импровизировать и способствовать активации речи у учащихся.
Существует также разговорная жестовая речь, она часто используется в неформальном общении людей с нормальным слухом.
В последнее время широкое распространение получило новое направление — арт-терапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства, это направление позволяет ученикам с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.
Также существует ряд дополнительных приемов обучения, таких как внеклассные мероприятия, самоподготовка, экскурсии, факультативные и кружковые занятия и др.
Все используемые в процессе обучения средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся.
Кейс-задача 2.