Файл: Реферат выполнила студентка 4 курса 436бк карлова Светлана Проверила Башкина Ю. Д. СанктПетербург 2012г. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ИСПип им. рауля валленберга

Этнопсихология

Этнопсихология и ее место в системе наук







Реферат выполнила

студентка 4 курса 436/БК

Карлова Светлана

Проверила Башкина Ю.Д.

Санкт-Петербург 2012г.

План:

1.Предмет, объект, цель и  содержание этнопсихологии.

2.Этнопсихология и другие отрасли знаний.

3.Функции и основные задачи этнопсихологии в современном обществе.

4. Методологические принципы этнопсихологии.

5. Общая характеристика основных методов в этнопсихологии.
1. Разработка  проблем этнопсихологической  науки требует большой и всесторонней подготовленности ученых и практиков, нахождения новых способов, приемов исследовательской деятельности, глубокого анализа  опыта, накопленного психологами при изучении многообразных социальных, психологических и  других процессов. Исследование и изучение психологических проблем выпадает на долю одной из отраслей психологии - этнопсихологии.

Этнопсихология – это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые  так же,  в  той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория  наций и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт  и  их особого психического склада у представителей той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

Этнопсихология как сфера проявления национальных особенностей психики, которая  достаточно обширна и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания, является  особой   отраслью  социальной психологии.

Объектом  исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная  и этническая общности.

Предметом этнопсихологии являются особенности поведения эмоциональные реакции, психика, характер,

Этнопсихология как самостоятельная наука, имеет свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета. Их можно разделить на два ряда категорий.


Первый ряд- это понятия, связанные с существованием этноса. К ним относятся: этнос (нация) - этнический образ жизни – этнические интересы – этническая психология – личность 

Второй ряд – категории деятельности: культура – этнические традиции – общение – этнические образы – этническая экология.

Этнопсихология имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой  совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает. Основными эмпирическими понятиями являются: «национальный характер»,  «национальное самосознание», «национальная психология», «национальная установка».

Таким образом,  этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленные их национальной принадлежностью или этнической общностью. 

2. Этнопсихология тесно связана с этнопедагогикой и этнографией, культурологией, философией, историей, педагогикой, антропологией, медициной, юриспруденцией, социологией, политологией и др. науками. Часто происходит отождествление наук этнографии , этнопсихологии иэтнопедагогики из-за близости объекта исследования..

Этнопедагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся  исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретных народов; сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; анализом влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей; учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. 

Этнография, возникнув, как наука, нацеленная на анализ, объяснение нравов, обычаев, быта различных этносов, их взаимоотношений в семье, ценностных ориентаций и т. д., не могла обойти вниманием собственно психологические характеристики народов. Но этнография, как наука не может раскрывать механизмы психологического воздействия этнических представителей и в целом этноса .

3. Этнопсихология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

1. всестороннее  осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей;



2. изучение специфики мотивационной сферы национальной психики представителей тех или иных национальностей с целью анализа своеобразия проявления деловитости, инициативности, степени усердия и других подобных качеств, определяющих важнейшие  показатели эффективной деятельности людей;

3. исследование национальных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, которые проявляются в своеобразно сочетающихся в ходе трудовой деятельности  степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организаций интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и  т. д.;

4. анализ и выявление закономерностей протекания национальных чувств, организация наблюдений за спецификой выражения эмоций с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни;

5. изучение специфики национальных установок на волевую активность, функционирующих  в национальном характере того или иного народа или нации; выявление устойчивости волевых процессов, своеобразие волевых усилий, которые способны проявлять представители той или иной нации, народа;

6. исследование своеобразия коммуникативной сферы этнической психологии людей, функционирующей в специфических для них формах взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию и особенности;

7.сравнительное (кросскультурное)  изучение национально-психологических особенностей различных народов мира с целью выявления закономерностей функционирования национальной психологии и составления психологических характеристик этих народов;

8. выявление отличительных национальных черт различных классов, слоев и других конфессиональных групп общества с целью обобщения закономерностей  (национальных, социологических, культурных и т. п.)  их развития и функционирования;

9. всестороннее изучение психологии многочисленных наций и народностей страны, социально-психологических условий и специфики межнациональных отношений в различных регионах государства, форм экономического, культурного и политического сотрудничества между народами;


Решение задач, стоящих перед этнопсихологической наукой, достигается разными способами. Во-первых, осуществляется планомерная и тщательная разработка теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний, как в нашей стране, так и за рубежом.    Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности этнопсихологов представляет изучение конкретных национально-психологических особенностей людей нашего государства, одного из самых полиэтнических в мире. В-третьих, решение ряда задач этнопсихологии может осуществляться в рамках других наук, с которыми она тесно связана, т.к. имеет сходный объект, явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения.

И, наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология  в  формировании культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций.

Функции этнопсихологии.

В этнопсихологии выделяют следующие функции: 

гносеологическую;

описательную;

прогностическую;

культурологическую;

коммуникативную;

этнополитическую;

воспитательную.

Гносеологическая функция состоит в познании закономерностей, возникающих в психике субъектов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и от­ношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются сту­пени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности  и истинности.

Задача описательной функции - распознать и определить характерные черты и признаки этнической общности. Эта функция психологического исследования состоит в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Суть прогностической функции заключается  в теории и практике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. С помо­щью прогностической функции можно получить, например, сведения о возможности возникновения этнических конфликтов на территории определенного государства либо спрогнозировать межличностные отно­шения членов нескольких этнических общностей.

Культурологическая функция состоит в изучении этнопсихоло­гией культурных процессов в конкретном этносе, а также особенностей обычаев, обрядов, фольклора, присущих определенной этнической общности.


Коммуникативная функция предполагает изучение процессов меж­личностного общения членов различных этнических групп и особенностей их поведения в межличностном общении.

Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает тща­тельное изучение этнических процессов в этнических группах для соответствующей выработки рекомендаций по бесконфликтной политике государства в отношении населяющих его этнических групп с учетом интересов национального большинства и меньшинства страны.

Под воспитательной функцией понимается изучение психологии представителей различных этнических групп в целях формирования наи­более эффективной программы их обучения с учетом специфики их психических особенностей. Воспитательная функция позволяет избегатьформирования этнических предрассудков и способствует интернацио­нальному воспитанию общественности, цель которого - бесконфликт­ное общение в пределах многонационального государства. Основные задачи воспитательной функции этнопсихологии в Казахстане:

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      разработка теоретических и методологических положений по про­блемам национального воспитания, адекватных требованиям национальной школы и соответствующих институтов государства на современном этапе;

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      переосмысление цели воспитания, форм организации и задач суверенного государства в соответствии с запросами времени;.

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      создание целостной системы национального воспитания, которая представляет собой логическую взаимосвязь национальной культуры, языка, науки, образования, традиций и веры;