ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История отечественной журналистики
Группа Кд21Ж171
Студент
Р.А.Мунаев
МОСКВА 2023
Практическое занятие 4 по теме 15
«Советская журналистика в послевоенный период
(1946 – 1985 гг)».
Ответы на вопросы.
1.
Была сформирована и действовала система партийно-советской печати. Все газеты и журналы издавались, партийными, советскими, государственными общественными органами были обязаны проводить единую политическую линию.
В годы Великой отечественной войны прекратился выпуск многих газет и журналов, но была развернута сеть военных периодических изданий.
С 50-х. гг. обозначилась ориентация органов печати на определенную читательскую аудиторию – региональную, социальную, профессиональную и т.д.
Конец 80-х гг. – разрушение системы партийно-советской печати. Ослаблен контроль со стороны КПСС за содержанием и направленностью публиковавшихся в прессе материалов. Легально начали выходить новые издания, оппозиционные по отношению к политике СССР.
2.
-
1 ЭТАП: 1920-1940.
Развитие радиовещания в России совпало с планами построения нового общества. Печатная продукция, такая как газеты и журналы, по экономическим и социальным причинам был довольна ограничена, в связи с чем радио должно было стать ее частичной заменой. Значительное влияние на тематику радиопередач оказывала коммунистическая идеология. Учитывая, что в основе своей государство считалось рабочим и крестьянским, тематики радиопередач в большинстве своем были направлены на информированность этих основных слоев населения.
В тридцатые годы отечественного радиовещания произошли существенные изменения в характере подаваемых материалов в радиоэфир. Появление магнитной записи позволило постепенно вытеснить прямые эфиры, тем самым исключить появление различного рода ошибок и недоработок. Так в 1933 году был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК), тем самым все вопросы развития радиофикации и радиовещания были взяты под его контроль. Важным моментом в характеристики радиовещания в советский период является ее полный контроль со стороны коммунистического правительства.
-
2 ЭТАП: 1941-1945.
Роль радио в период Великой Отечественной войны резко возросло. Радио стало единственным источником информации с фронта. Основной программой радиовещания в этот военный период стали материалы Совинформбюро. Они оповещали население о последних новостях с фронта. Кроме-того была налажена работа с корреспондентами находящимися в войсках на фронте.
-
3 ЭТАП: 1946-1990.
После Второй мировой войны, стала задача расширение социалистического лагеря стран третьего мира. Существенная роль отводилась коммунистической пропаганде, что требовало изменений в организации радиовещания. Так 1949 году Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был преобразован в Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР.
Наряду с программами оперативной информации - выпусками новостей, обзор центральных газет, стали появляется другие рубрики.
С 1970 по 1985 годы признаются годами застоя в стране. В таких условиях нарастание цензуры в СМИ было неизбежным. В радиовещании это сказалось во внедрении в процесс работы так неназываемого «тематического планирования». Согласно этому планированию каждая редакция предоставляла ежегодные и ежемесячные планы. Популярностью у населения пользовались развлекательные программы с участием известных юмористов писателей, музыкантов и певцов.
В годы перестройки не предусматривали существенных изменений в политической жизни страны. В соответствии с этими целями и строилась работа радио. Гласности в работе радио стало больше, но и оставались темы, которые нельзя было широко освещать.
-
4 ЭТАП: Радиовещание современной России.
Коренной слом социалистического строя и образование новой России дало толчок реформам практически во всех сферах. Коснулось это и сфер радио и телевидения. Находясь в рамках вещания, которые определялись правительством, государственные компании стали постепенно терять свой имидж. На этом фоне проявили себя коммерческие радиостанции. Развитие экономических связей между Россией и другими странами позволило поднять уровень технической оснащенности радиостанций, что привело к широкому освоению FM. Дальнейшее развитие и расширение связано с освоением радиостанциями сети интернет, что позволяет расширить число слушателей.
3.
Константин Перский русский военный инженер и ученый , представил доклад «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизировании)» на Первом всероссийском электротехническом конгрессе в Санкт-Петербурге.
Патент на первый в мире способ передачи изображения на расстоянии русский инженер взял еще в декабре 1899 года и, выступая в Париже, он рассказывал о проектах телевизионных устройств и возможности их осуществления.
5 августа 1900 г. русский изобретатель инженер-технолог А. А. Полумордвинов предложил свою оригинальную цветную телевизионную систему, основанную, как и современная система цветного телевидения, на трехкомпонентной теории цвета и получил патент на «Светораспределитель для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние со всеми цветами и их оттенками и всеми тенями».
К первым разработкам также относится идея преподавателя Санкт-Петербургского технологического института Б. Л. Розинга об использовании катодной трубки для преобразования электрических сигналов в видимое изображение. В 1907 г. он запатентовал эту идею в России и за рубежом, а в 1911 г. впервые в мире показал на стеклянном экране электронно-лучевой трубки телевизионное изображение.
На смену малострочных системам пришли системы с более многострочной разверткой изображения. В них свет воздействует на фотоэлемент непрерывно, обеспечивая накопление заряда, который считывается один раз в течение кадра. Реализован такой способ был в 1931 г. с помощью первой в мире передающей телевизионной трубки иконоскоп, авторами разработки которой считаются российский (советский) ученый С. И. Катаев и американский (выходец из России) В. К. Зворыкин.
4.
Советский этап развития телевидения укладывается в общий тренд развития ТВ в Европе как, прежде всего, телевидения государственного. Можно выделить вполне хрестоматийные пять стадий развития советского ТВ : начальный этап до 1941 г., второй: экспериментального развития - освоения новой технологии (1945-1957), либеральный этап (1957-1970), стабильного развития - консервативный (1970-1985), перестроечный этап (1985-1991). На советское телевидение сильное влияние оказали идеологические установки, соответствующие программы были в своё время раскритикованы, однако телевидение готовило много серьёзных передач о науке, образовании, искусстве, которые заставляли зрителя думать. Новостные программы существенно искажали образ окружающего мира, но и тут находились журналисты, которые пытались балансировать информацию и давать более адекватный образ культуры и образа жизни зарубежных стран. В период «Перестройки» телевидение стало во многом инструментом борьбы между группами влияния внутри либеральной и консервативной партийно-государственной элиты.
В мире животных:
Год выхода в эфир: 1968. Передача рассказывает о зоологии и исследованиях, научных открытиях в области животного мира, об изучении повадок и среды обитания представителей фауны.
Время:
«Время» — под таким названием появилась информационная программа в 1968 году на Центральном телевидении. Начиная с 1972 года за программой закрепилось постоянное эфирное время, , которое было назначено на 21:00. Свою концепцию очередности преподнесения новостей программа сформировала уже в первые годы своего существования. Данная концепция действует и по сегодняшний день: сначала идет протокол по первым лицам государства, затем новости с периферии, далее следуют новости экономики, культуры и спорта в той же последовательности, напоследок прогноз погоды.
Футбольное обозрение:
«Футбольное обозрение» — еженедельная спортивная телепередача, посвященная последним футбольным событиям внутри страны и за рубежом. Выходила обычно по воскресеньям с получасовым форматом. Чаще выходила в эфир во время чемпионатов мира и Европы, реже зимой, в перерыве внутреннего чемпионата СССР.
5. Какие типы радиопрограмм (по аудиторной направленности, жанровой принадлежности) были представлены в 1950–1980е гг? Приведите примеры.
Новости и текущие события, радиокомедия, радиодрама, музыкальные шоу.
«Пионерская зорька», «С добрым утром!», «Концерт по заявкам», «Радио-няня», «Клуб знаменитых капитанов», «Встреча с песней», «Ровесники».
Задание 1.
Очерк- это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образны способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Очерк один из самых известных художественно-публицистических жанров в журналистике. Он дает автору возможность выразить свое авторское видение события или явления, границы этого жанра максимально разжаты для проявления творчества и индивидуального стиля. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия. Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность.
1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.
2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.
3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).
4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.
Виды очерка:
Портретный очерк – это произведение, в центре которого находится прежде всего личность человека, его история, жизненный опыт. Часто героями подобных текстов и видео становятся известные, знаковые личности, сыгравшие главную роль в жизни общества. Но также героем портретного очерка может стать и обыкновенный человек или выдуманный персонаж. Такие тексты нужны, чтобы дать читателю «примерить шкуру» героя, но при этом и помочь ему разобраться в собственных переживаниях, попытаться сравнить свой собственный опыт с описываемым.
Путевой очерк – это сборник заметок, сделанных путешественником на протяжении какой-то поездки. Так, в пример можно привести известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». Этот вид очерка один из наиболее ранних. Это описание событий, произошедших с путником – встречи, неудачи, неожиданные повороты. Главное в путевом очерке — следить за тем, чтобы читатель не терял интерес к написанному, и выбирать наиболее интересные и удачные моменты путешествия.