Файл: Советская журналистика в послевоенный период.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблемный очерк – это материал, в ходе которого автор следит за развитием какой-либо проблемы. Это некая статья, в которой возможны художественные допущения, отступление от темы, параллели. Автор проводит анализ проблемы, приводит информацию, нужную читателю для понимания конфликта, и следит за ходом его разрешения. 

 Очерки В. Овечкина «Районные будни».

Сельская тематика всегда волновал Овечкина. В своей публицистике он остро ставит вопросы о руководстве совхозов и колхозов. Овечкин считал, что недобросовестное руководство - главная причина неудач в сельском хозяйстве. Он считает, что главная задача писателя и журналиста - улучшать жизнь народа.

Овечкин называет «Районные будни» книгой очерков. Это новый тип очерков на стыке публицистики и художественной литературы. Действие происходит в городе Троицке (прообразом послужил город Львов). Из всех героев с натуры списан только Долгушин. Жизненная достоверность других героев была обеспечена тем, что они отображали реалии действительности. Поразительный эффект документальной достоверности создается ее содержимым. Овечкин использует художественный прием - стилизация под очерк. Это позволяет автору анализировать характер людей, важные хозяйственные проблемы, проблемы руководства, позволяет выносить героям приговор устами героев и от своего имени. «Районные будни» - новаторское произведение, «деловая правда», основанная на факте, реальных событиях (от журналистики) и есть вымышленные персонажи, художественные обобщения (от литературы). Овечкин впервые в советской литературе сделал экономические, социальные и политические проблемы предметом глубокого эстетического переживания. Овечкин видел свою задачу в том, чтобы обличить бюрократов, партийных руководителей, которые мешают развитию сельского хозяйства.

В первом очерке «Борзов и Мартынов» автор сталкивает двухпартийных руководителей: первого секретаря райкома партии Борзова и второго секретаря Мартынова. Очерк начинается с описания уборочной компании. Убрать урожай мешают затянувшиеся дожди. Мартынов просит приехать Д.Опенкина (председателя передового колхоза). Мартынов обращается к нему с просьбой помочь советом. Опенкин ничего посоветовать не может, но может обещать, что план по хлебозаготовкам не будет повышен. Затрагиваются проблемы уравниловки в оплате труда. Возвращается Борзов, не догуливая отпуска, и сразу едет на работу. Его волнует, как идет уборочная, беспокоится о престиже района, для него главное - план. Упрекает Мартынова в том, что район не на первых позициях. Опенкин возмущается несправедливым порядком, когда кто-то честно работает, а кто-то становится иждивенцем. Борзова это не волнует, ему главное сдать хлеб. Борзов и Мартынов показаны с разных сторон. Рассказывается о жизни Борзова. Он женился на известной трактористке Маше, есть любовница. Между Мартыновым и Борзовым возникает конфликт. Борзов снимается с поста, его место занимает Мартынов. Овечкин подчеркивает, что партийное руководство озабоченно сменой руководящих кадров, вследствие чего методы руководства меняются к лучшему. Мартынов старается решить наболевшие проблемы, борется с бюрократами, занимается подбором кадров. Проблематика очерка актуальна, герои очерка - правдоискатели, они стремятся найти истину. Мартынов является таковым, ведь он не заботится о своей карьере, а заботится о пользе дела. В других очерках продолжают действовать эти же герои.


Овечкин выступает как замечательный художник, который смог создать живые характеры героев. Используется контраст, антитеза (во внешности и в руководстве). Характеры раскрываются через речь и спор. Через диалоги раскрывается индивидуальность героев. Большое внимание автор уделяет сплаву художественного повествования и документальности. Овечкин часто указ конкретное место и время происходящих событий. Жанровые особенности: вызывает иронический смешок, обнаруживают свое отношение лишь документальным монтажом. Используется прием художественной типизации. Читатели и герои решают одни и те же задачи, живут в одних и тех же обстоятельствах. Заслуга Овечкина в том, что он старается добиться того, чтобы журналистика была художественной, а литература - действенной. Это во многом определило особенности его очерков. Они связаны с традициями русской деревенской прозы, которая имела направление, связанное с постановкой наболевших проблем. В наше время эта книга доказывает, что журналист и писатель могут сыграть очень важную роль, подняв злободневные проблемы. Овечкин считает, что задача художника - изменить жизнь к лучшему. Он доказал, что за справедливость нужно бороться.