Файл: Дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4 Обучающийся Васюхин Ефим Вадимович Преподаватель Ледовская Инна Викторовна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  И сказал ей ласковое слово…».

Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо – море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события.
Главные герои

Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак.

Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина.

Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его властительница учиняют суд над человеческой гордыней. Суд этот жесток, но милостивый. У человека ничего не забирается, ему, наоборот, возвращается то, что было изначально: старуха, захотела быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Все вернулось на круги своя.

Основным конфликтом в данной сказке является расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка. Жадность и сгубила бабку.
Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ.

Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 3

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

Основным характером событий является Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, происходившие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, жизненные принципы. Среда обитания и взрослые воздействуют на личностный рост взрослеющего ребенка, любой инцидент может стать важнейшим мотивом для его поведения в будущем. Автор также отмечает важность семейных отношений, а внутренние переживания героя раскрывают «диалектику его души».



В повести о детстве так мало внешней динамики, приключений потому, что в ней рассказывается, что был наставник, который воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе. Также повлияло на это смерть матери, которая очень любила своего сына. И у мальчика открылись глаза на то, какая неискренность среди взрослых.


Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, восприимчивый к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит моральная ответственность. Он любит всех и сам любим членами семьи, но немного отчужденный и не уверенный. Николенька раним, мягок, не очень увлечен учебой, но очень внимателен к своим поступкам.  Главный герой, из дворянской семьи. Умный не по годам, но сам учебный процесс не привлекает его. Николенька стремится во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за повышенной чувствительности и вспыльчивости. Он добрый, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто берет пример со старших или более сильных ровесников.


Мои представления о мире детства, о душе ребенка обогатило это произведение тем, что с самого детства закладывается фундамент формирования, характера, жизненных позиций. Многие события, произошедшие с нами в детстве, влияют на жизнь в целом. Это начинается еще в самом раннем детстве, будь то, сила воли, характера, отстаивание своей точки зрения и т.д.


Задание 5. Максимальное количество баллов – 3

Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.

2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.

Перечень произведений для анализа по установленному плану:

-        Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;

-        С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;

-        М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);

-        А. Фет «Весенний дождь»;

-        В. Брюсов «Детская»;

-        Д. Кедрин «Бабье лето»;

-        Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;

-        В. Берестов «Хитрые грибы»;

-        А.А. Блок «Ветхая избушка».


Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

В Стихотворении озвучивается ряд многих проблем: Зависимость человека и природы. Начало осени безупречно, но впереди морозная зима. Период развитости в жизни людей тоже безупречен, но ранние годы остались за спиной, а впереди непреклонно приближение старости.



Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно обнаружить по интонациям в строках, по словам и даже по знакам препинания.
Автор закладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это окончание года, то время, когда человек подводит результаты и назначает новые планы, определяет пройденные, безвозвратно ушедшие дни.


Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это старение не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Молодость вместе с летом осталась позади, теперь наступает зрелость, а дальше старость – зима. 


О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говорит о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла прирост и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда трудящиеся могут передохнуть, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся в одиночестве с небом.

Средства выразительности 


Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно обозначить немало сравнений, которые производят ту созвучную гармонию природы, которую хотел передать Ф.И. Тютчев. 
Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».


Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».


Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».


Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».


Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».


Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»


Многоточие в первой и последней строфе говорит о том, что о природе можно излагать бесконечно. Помимо того, в многоточии улавливается, как будто бы автор говорит определенно с читателем об преображении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, смотря на поле, о котором он говорил в последней строке своего стихотворения.

Задание 6.  Максимальное количество баллов – 3

Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:

1.      Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?


2.      Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?

3.      Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?

4.      Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?

Характер Васи и его отношение к действительности после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился быть терпимее. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася выдержано сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика появилось сострадание и навык уменьшить чужую боль. Он понял глубину социальных неравенства и узнал, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася углядел трудность и запутанность жизни, начал задумываться над понятиями правды, верности и человеческой любви. Перестал быть барчуком в отрицательном понимании этого слова научился сочувствовать, не предавать друзей, даже под угрозой наказания, наладились отношения с отцом.


Осенью девочке стало хуже, болезнь поражала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка была рада, ведь она никогда не играла такими красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие посчитали, что она победит болезнь. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные дни, которые подарил Вася, подаривши куклу, щадили страдания ребенка.


История с куклой изменила многое в жизни героев. Маруся наконец-то почувствовала себя счастливой. Вася помирился со своим отцом и открыл в себе лучшие человеческие качества. Тыбурций перестал бояться того, что их раскроют, и пришел в дом судьи, чтобы рассказать правду.


Автор касается вечных тем дружбы, любви, добра; убеждает сопереживать, сочувствовать юным героям, их тяжелой жизни, полной лишений. .
Основная мысль этого рассказа состоит из того, чтобы показать/обратить внимание читателя на то, что у детей тоже имеются проблемы, и что эти проблемы, иногда, бывают более серьёзными и сложными, нежели у взрослых, и они также требуют решения... В повести "Дети подземелья" рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, переплетаются с мудростью, опытом много увидевшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества.



Задание 7. Максимальное количество баллов – 3

Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      Раскройте аллегорические образы басни.

2.      Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.

3.      Сформулируйте идею басни.

Перечень произведений для ответа на вопросы:

-        «Слон и моська»;

-        «Свинья под дубом»;

-        «Осёл и соловей»;

-        «Обоз»;

-        «Мартышка и очки»;

-        «Лягушки, просящие царя»;

-        «Листы и корни»;

-        «Кукушка и петух»;

-        «Лебедь, щука и рак».

Ответ:

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»
Мартышка и очки. Басня Ивана Сергеевича Крылова. В произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая насмешка и, соответственно, аллегория. В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как неграмотный человек, пытаясь выдавать себя за интеллектуала и умника, как бы не хотел, всё равно выглядит необоснованно, а именно глупо и смешно. Мартышка в басне, не умея пользоваться очками по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- клевета. Не умный человек, не умея возможности применять знания, которые ему даются в информационном пространстве, и также винит всех в том, что все врут. Некоторые недостатки людей иронично высмеиваются Крыловым в этой басне. Они учат других, все время говорят и пытаются подняться за счет самомнения, хотя даже не знают и не понимают ничего. В тексте басни заложена эта ирония. Роль безграмотного в произведении играет Мартышка. Ничего не смыслит в науке люди- это Мартышки. В обществе на всех окружающих плохо сказывается такое глубокое невежество. Особенно плохо это для высокопоставленных чиновников. Зачастую всех людей лишь смешат они таким невежеством.


Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую и образную пьесу, в которой присущи закадровые пояснения действий основных персонажей. Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая из-за возраста теряет зрение, а потому является любопытным персонажем, создающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, в отношении людей, огромным помощником для слабовидящих лиц. Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным элементом для глаз, не знающей его практического применения.