Файл: Поэма Блока "Двенадцать".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

  

   Актуальность

   За последние несколько десятилетий литературоведы (В. Н. Орлов, В. И. Смирнов, М. П. Мальков, А. А. Соколов, З. Г. Минц, А. Шейла, Л. К. Долгополов, Е. П. Любарева, К. И. Чуковский, А. П. Авраменко и многие другие) исследовали как лирику А. Блока, так и его поэму "Двенадцать". Несмотря на это, в работах большинства исследователей вопросу взаимосвязи символистской лирики А. Блока с данной реалистической поэмой уделяется недостаточное внимание. Представляется, что сравнение поэмы "Двенадцать" и "трилогии вочеловечения" дает исследователю творчества А. Блока возможность через изучение эволюции одних и тех же мотивов и приемов от "трилогии" к поэме "Двенадцать" глубже понять особенности поэтики этих двух "частей" творчества поэта, чаще рассматриваемых литературоведами отдельно друг от друга. Такой подход к изучению этих произведений позволит увидеть механизмы связи между ними, понять причины трансформирования тех или иных мотивов и приемов на различных этапах творчества Блока.

  

   Цель исследования: проанализировать развитие мотивов и приемов "трилогии вочеловечения" в поэме "Двенадцать".

  

   Реализация поставленной цели возможна через решение следующих задач:

   1) изучить критические и литературоведческие работы, посвященные вопросу взаимосвязи лирики и поэмы "Двенадцать" Блока;

   2) проанализировать поэму "Двенадцать" с точки зрения представленности в ней мотивов и приемов, используемых в лирике Блока.

   Объект исследования: поэма Блока "Двенадцать".

   Предмет: развитие мотивов и приемов "трилогии вочеловечения" в поэме А.А. Блока "Двенадцать".

   Глава 1

  

   Часть 1. Мотив и прием как литературные термины

  

   "Мотив - минимально значимый компонент повествования, простейшая составная часть сюжета художественного произведения; второстепенные, дополнительные темы произведения, призванные оттенить или дополнить основную". "Мотив бывает внутритекстовым, интертекстуальным, лирическим, описательным, свободным, структурным, сюжетным и т. д. Внутритекстовый мотив - мотив, появившийся в конкретном литературном произведении и развивающийся внутри его. Интертекстуальный мотив - мотив, который можно рассмотреть в разных произведениях одного автора или даже у разных авторов. Лирический - мотив, позволяющий отследить комплекс мыслей, переживаний, чувств автора. Свободные (ср. структурные) - мотивы, непосредственно не связанные и органически не входящие в сюжетную систему. Структурные - мотивы, представленные в художественном произведении, раскрывающие сюжетную схему (без структурных мотивов она разрушится).


   В лирическом произведении мотив -  повторяющийся комплекс чувств и идей. Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и в то же время оригинальность поэтов".

   "Прием - то или иное средство (композиционное, стилистическое, звуковое, ритмическое и т.п.), служащее для конкретизации, подчеркивания и т. п. того или иного элемента повествования (состояния персонажа, описания, авторской речи и т. п.). Особенное значение понятию "прием" придавала школа формалистов (ОПОЯЗ) (которая, собственно, и ввела его в употребление), поскольку отказ от анализа содержания, естественно, вел ее к "упрощенному пониманию художественной структуры произведения".

   Анализируя поэму "Двенадцать" и сопоставляя ее с "трилогией вочеловечения", в первую очередь необходимо уделять внимание мотивам и приемам, использованным поэтом, так как именно с их помощью возможно наиболее глубоко проникнуть в "поэтическую кухню" А. Блока. Это связано с тем, что внимание акцентируется на мельчайших деталях, которые в сочетании с проникновением в мир персонажей и событий, позволяют полнее отразить поэтику.

  

   Часть 2. История создания поэмы "Двенадцать"

   После значительного поэтического молчания поэма "Двенадцать" была написана как будто в озарении, за несколько дней, и на ее доработку понадобился лишь месяц. Январь 1918 года - дата создания поэмы, вобравшей в себя все предшествующее творчество поэта и ставшей в его судьбе роковой.

   18 февраля (3 марта по новому стилю) поэма "Двенадцать" была опубликована в газете эсеров "Знамя труда", а в мае (вместе со "Скифами") вышла отдельной книжкой.

   Поэма "Двенадцать" получила свое название от числа глав произведения, от числа главных героев апостолов Христа, персонифицированных в образы красноармейцев. В своей поэме А. Блок хотел изобразить коллективное сознание и коллективную волю, пришедшие на смену индивидуальному началу лирики символизма. В целом же, поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете, на пределе творческих сил, - остается звуком музыки, памятником эпохи (кратчайшей и единственной в своем роде - первых недель революции 1917 года). Из нее вряд ли можно извлечь представление о русской революции, о творческой эволюции, о гражданских взглядах поэта. Идеи и истины "Двенадцати" другого уровня и другой природы.



   "Это произведение можно использовать как "оправдание" революции,

   с таким же успехом ее можно использовать как памфлет (осмеяние в резкой, обличительной форме политический строй в целом, общественное явление, программу и деяния той или иной партии, группы и т. д.) против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи", - писал о поэме "Двенадцать" М. А. Волошин.

   Что касается содержания поэмы, то здесь Блок, на наш взгляд, использует те же образы, что и в предыдущем творчестве: это образы ветра, снега, вьюги, Иисуса Христа, сатирические зарисовки буржуазии, противопоставление черного и белого миров. По форме же это "рвущийся стих" (М. И. Цветаева), в котором слышна музыка революции: здесь и частушечные мотивы, и несущие особую энергию короткие строки, и ритмы марша.

  

  

   Часть 3. Характерные особенности поэмы "Двенадцать" (в сопоставлении с лирикой А. Блока)

   1. Главное место в поэме "Двенадцать" занимает мотив бури в море жизни, то есть вся поэма пропитана революционным пафосом. "Он (Блок) согнулся под тяжестью задачи, был раздавлен за то, что не чувствовал прелести Прекрасной Дамы революции, не разгадал ее заклятий. Как скучно и пошло все наблюденное им о победителе-народе!.."

   И здесь все та же снежная вьюга, та же тревога, бездомность, огни и мрак ночного города (в трилогии это заметно особенно, начиная со второго тома, где появляются стихотворения, например, как "Там, в ночной завывающей стуже...", "Русь", "Снежное вино", "На зов метелей", "Бушует

   снежная весна").

   2. В "Двенадцати" поэт остался в кругу своих излюбленных мотивов вольного ветра, порхающей метели, непроглядной ночи, полыхающего пожара. Эти мотивы определяли и название книг "трилогии вочеловечения": "Земля в снегу", "Снежная ночь" и т. д. А в самих стихах Блока тянется нескончаемая цепь снега, льда, стужи, метели начиная с самого раннего: "Я ношусь во мраке, ледяной пустыне": ночь и вьюга, снежный стон, "вот поднялся вихорь снежный", "вдали запевала метель", "там, в ночной завывающей стуже", белоснежная метель, ветер веет снежный, воет ветер леденящий, бушует снежная весна, вечный снег и вой метели и так далее с необыкновенным постоянством.

   3. Говоря о "Двенадцати", существенно отметить, что переплетающиеся мотивы ветра и пожара (вообще - огня) особенно постоянны у Блока в стихах о России или в тех, где образ родины возникает путем разного рода лирических ассоциаций: "И война, и пожар впереди", "Понеслись, блеснули в очи огневые языки", "За ветром взывают мечи", "Твои мне песни ветровые как слезы первые любви", "Дикий ветер стекла гнет", "Встает мятеж, горят деревни". Иногда эти мотивы разрастаются в целую картину, как, например, в "Руси", где пылают зарева горящих сел, ведьмы и черти тешатся в снеговых столбах, буйная вьюга заметает избы, "и вихрь, свистящий в голых прутьях, // Поет преданья старины". Громадную роль играет снежная метель в драме "Песня Судьбы" (1908), глубоко отразившей раздумья Блока о судьбах родины. Здесь, как и в "Двенадцати", этот образ символизирует восстание народной стихии: "Метель идет!" Так, в "Двенадцати" мы видим:


   ...Опять навстречу несется вскачь,

   Летит, вопит, орет лихач...

  

   Стой, стой! Андрюха, помогай,

   Петруха сзаду забегай!..

  

   Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

   Вскрутился к небу снежный прах!..

   4. Интересно, что в "Двенадцати" появляются не только мотивы, свойственные ранней лирике Блока, но и близкие ей группы образов. Так, в неоконченной поэме "Ее прибытие", посвященной, по словам автора, несбывшимся надеждам, разбуженным первой революцией (писалась в декабре 1904 года, но обработана в 1906-1907 годах), читаем:

   Через бурю, через вьюгу

   Различали красный флаг.

   В "Двенадцати" мы видим:

   ...Впереди- с кровавым флагом,

   И за вьюгой невидим...

  

   В январе 1907 года Блок не отступает от темы снега, ветра, стихии. В этот период он пишет лирическую поэму "Снежная маска", весь пейзаж которой напоминает пейзаж "Двенадцати". И дело не только в том, что в этих двух текстах мы видим мотивы метели и ночи, но в самой природе стиха, в сходстве ритмического рисунка: те же легкие, порхающие разностопные стихи, то же симфоническое разнообразие непрерывно меняющихся ритмов:

   Снежная мгла взвилась,

   Легли сугробы кругом.

   И снежные брызги влача за собой,

   Мы летим в миллионы бездн...

   Ты смотришь все той же пленной душой

   В купол все тот же звездный...

  

   И смотришь в печали,

   И снег синей.

  

   Темные дали,

   И блистательный бег саней.

   5. Отдельные точки соприкосновения с "Двенадцатью" обнаруживаются и в других произведениях Блока. Песенно-частушечные ритмы "Двенадцати" мы встречаем в "Заклятии огнем и мраком":

   Гармоника, гармоника!

   Эй, пой, визжи и жги!

   Эй, желтенькие лютики,

   Весенние цветки!

   В "Двенадцати" эти ритмы представлены в 3 части:

   Как пошли наши ребята

   В красной гвардии служить -

   В красной гвардии служить -

   Буйну голову сложить!

  

   6. Сатирические характеристики персонажей старого мира в первой песне поэмы "Двенадцать" соотносятся с такими гневными антибуржуазными стихотворениями Блока, как "Сытые":

   Ведь опрокинуто корыто,

   Встревожен их прогнивший хлев.

   Грешить бесстыдно, непробудно...

  

   Долгополый товарищ поп из "Двенадцати" сразу приводит на память другого пузатого иерея из "Ямбов":


   И не успеть дочесть отходной

   Тебе, пузатый иерей!

  

   Безвестный бродяга, что сутулится в первой песне поэмы, очень похож на того персонажа "Плясок смерти", которого Блок назвал некоронованным царем глухого ночного Петербурга страшного мира, где богатый зол и рад и унижен бедный.

   Еще в 1908 году Александр Блок в стихотворении Россия пророчествует о том, о чем будет писать через десять лет в "Двенадцати", обращаясь к России:

   Тебя жалеть я не умею

   И крест свой бережно несу,

   Какому хочешь чародею

   Отдай разбойничью красу!

  

   Тебя заманит и обманет, -

   Не пропадешь, не сгинешь ты,

   И лишь забота затуманит

   Твои прекрасные черты.

   И дальше он пишет о том, что чтобы с Россией не случилось, какой бы супостат не пришел на Русь, все равно она не погибнет, поднимется, отряхнется и станет еще краше:

   Ну что ж? Одной заботой боле

   Одной слезой река шумней,

   А ты все та же лес и поле,

   Да плат узорный до бровей.

   Для поэмы "Двенадцать" характерно построение изображения на чередовании мотивов ночной темноты и снежной вьюги. С этим связана цветовая символика - контраст черного и белого. Она знаменует два жизненных исторических начала: черное - низкое, ложь, прошлое, белое - высокое, правду, веру в будущее; это противоборствует как на всем свете, так и в каждой человеческой душе.

   Снежная вьюга в "Двенадцати" - образ исторической погоды, образ самого переворота и хаоса им принесенного. Черный вечер и белый снег воплощают в своей контрастности историческую бурю, потрясшую мир. Белое, светлое, снежное торжествует в финале поэмы (как, впрочем, и в поэтике символизма в лирическом творчестве поэта), где полностью побеждает непроглядную тьму, из которой вышли "двенадцать":

   Черное, черное небо.

  

   Поздний вечер.

   Пустеет улица.

   Один бродяга

   Сутулится...

   "Двенадцать" - полное торжество стихии. Она главный герой поэмы. Как сама поэма, так и стихия в ней, едина и синтетична, хотя внутри нее самой действуют самостоятельные характеры с их собственными индивидуальными чертами.

   Ощущение взлета революции с громадной силой сказалось в "Двенадцати" в мотивах ночной метели,