Файл: Дипломная работа государственные пенсии, порядок финансирования, виды, круг лиц, имеющих право на государственные пенсии.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 10598
Скачиваний: 171
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определение страховой пенсии содержит указание на основные признаки этой социальной выплаты – ежемесячная, денежная, назначаемая в соответствии с нормами закона; ее цели – компенсация застрахованным лицам утраченного заработка и иных выплат (что ставит под вопрос выплату пенсий работающим пенсионерам). Отсутствует единый подход к классификации пенсий. Доктрина традиционно выделяет пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии.
Современный российский законодатель, предпочитает классифицировать пенсии по источнику их финансирования. Исходя из этого критерия, он устанавливает такие их разновидности, как страховые, пенсии по государственному обеспечению и накопительная пенсия (каждая из разновидностей регулируется сегодня отдельным законом).
Внутри страховых и государственных присутствует деление на указанные ранее виды. В числе страховых пенсий следует назвать пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и по старости28.
В конце ноября 2019 г. ВС рассмотрел вопрос о правомерности взыскания сумм социального обеспечения, выплаченных гражданину на основании решения об установлении инвалидности, позднее признанного недействительным из-за ошибок, допущенных бюро медико-социальной экспертизы29.
В декабре 2021 г. Эдуард Курнышов был признан инвалидом II группы до декабря 2022 г. На этом основании он получал социальную пенсию по инвалидности и ежемесячные выплаты в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.
Однако в мае 2021 г. Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве в рамках проверки актов бюро медико-социальных экспертиз отменило решение об установлении Эдуарду Курнышову инвалидности и признало недействительными соответствующую справку и индивидуальную программу реабилитации с 27 мая 2021 г. С 1 июня 2021 г. ПФР прекратил перечислять гражданину пенсию и ежемесячные выплаты.
Позднее, в марте 2022 г., комиссия установила, что Эдуард Курнышов получил чуть более 71 тыс. руб. пенсионного обеспечения, права на которое не имел. Гражданина известили о переплате и попросили вернуть эти деньги.
Поскольку гражданин не исполнил требование управления добровольно, последнее обратилось в Кузьминский районный суд г. Москвы, который удовлетворил иск в полном объеме. Первая инстанция квалифицировала социальные выплаты, полученные гражданином, как неосновательное обогащение. Районный суд пришел к выводу, что пенсия и ежемесячная денежная выплата были назначены в результате представления Эдуардом Курнышовым недействительной справки об установлении ему инвалидности.
Ответчик настаивал на отсутствии его вины в переплате, однако первая инстанция решила, что этот довод не имеет правового значения. В данном споре вопрос о наличии либо об отсутствии виновных действий со стороны ответчика не влияет на его обязанность возвратить необоснованно полученные денежные средства, указал суд. Эту позицию поддержала и апелляция.
Не сумев добиться рассмотрения дела первой кассацией, Эдуард Курнышов обратился в Верховный Суд, который, оценив акты нижестоящих инстанций, определил, что выводы районного суда и апелляции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Прежде всего судебная коллегия отметила, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом, подчеркнул ВС, именно такое учреждение несет ответственность как за принятое решение, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов30.
Кроме того, решение о признании гражданина инвалидом является обязательным для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, а также любыми организациями, добавил Суд со ссылкой на ч. 4 ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов.
ВС согласился с тем, что, как следует из ч. 1 и 2 ст. 28 Закона о страховых пенсиях, граждане несут ответственность за достоверность документов, представляемых для установления и выплаты страховой пенсии. В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное их представление повлекло за собой перерасход средств на выплату страховой пенсии и фиксированную выплату по ней, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб.
В то же время Судебная коллегия по гражданским делам подчеркнула, что по смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, т.е. суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, к ним относятся и пенсии. Возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение, пояснил ВС.
Дополнительно Суд отметил, что закон устанавливает и исключения из этого правила: излишне выплаченные суммы необходимо вернуть, если их выплата была результатом недобросовестных действий получателя или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина презюмируется, а значит, бремя доказывания обратного лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
ВС также обратил внимание на тот факт, что нормы ГК о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.
Как уже было сказано выше, пенсии по государственному обеспечению имеют пять разновидностей: социальные, пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и по старости. Проблема отсутствия единой трактовки понятия «пенсия» и его содержания может быть решена посредством принятия кодекса. В научной литературе, с одной стороны, обосновывается необходимость принятия единого кодифицированного акта, но с другой – высказывается мнение о том, что принятие кодекса социального обеспечения на данном этапе в России невозможно в силу огромного объема нормативного материала, подлежащего переработке, и разнородности отношений, охватываемых правом социального обеспечения (тут и медицинская помощь, и пенсии, и детские пособия) и т.п.
В связи с этим в качестве возможного варианта можно было бы предложить внутриотраслевую кодификацию либо по предмету регулирования (пенсионный кодекс, кодекс медицинской помощи и др.), либо по форме социального обеспечения (кодекс социального страхования и кодекс государственного социального обеспечения).
В то же время наблюдаемая в последние годы тенденция к объединению функций государственных внебюджетных фондов (например, наделение Пенсионного фонда России миссией по выплате детских пособий, материнского капитала), а также к их организационному слиянию (создание в 2023 г. Социального фонда) наводит на мысль о намерении государства унифицировать систему социального обеспечения в нашей стране, что может потребовать создания единого, хоть и громоздкого, Кодекса социального обеспечения РФ. В том или ином виде кодификация неизбежна. В связи с этим для устранения рассмотренных выше недостатков в формулировке и раскрытии содержания понятий «стаж» и «пенсия» можно предложить следующее:
а) необходимо законодательно развести понятия «страховой стаж» и «трудовой стаж». Под страховым стажем следует понимать только период уплаты страховых взносов (как работодателем за работника, так и самим работником – в случае добровольного пенсионного страхования, в отношении самозанятых лиц и т.п.).
Под трудовым стажем следует понимать именно период осуществления трудовой деятельности, и законодателю необходимо определиться, для каких сфер пенсионного обеспечения это должно иметь значение (например, для назначения пенсий за выслугу лет, социальных и т.п.)31.
В связи с этим логично и возможно будет выделять общий трудовой стаж как период работы вообще и специальный трудовой стаж как период определенной службы (военной, гражданской) либо работы во вредных, опасных и иных неблагоприятных условиях. Также следует четко установить способы подтверждения трудового стажа – в условиях введения электронного документооборота - это не должно представлять серьезных затруднений;
б) для обозначения иных социально значимых периодов деятельности (воспитание детей, нетрудоспособность, уход за инвалидом и т.п.) можно выработать особое понятие, например – «стаж социально значимой деятельности», «периоды объективной нетрудоспособности» и т.п. – и не включать их в какой-либо стаж, а добавлять к нему путем сложения.
Иными словами, условием приобретения права на государственную пенсию сможет выступать наличие определенной продолжительности страхового стажа и определенной продолжительности социально значимой деятельности, либо только страхового стажа, либо только социально значимой деятельности и т.п.;
в) в настоящее время условием назначения социальной пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства, помимо достижения установленного законом возраста, выступает наличие определенного периода проживания на территории нашей страны (не менее 15 лет)32.
Таким образом, речь идет о стаже проживания (оседлости) в стране, что тоже должно получить закрепление в новом кодексе;
г) необходимо выработать единый подход к определению понятия «пенсия» с учетом таких ее характеристик, как денежный и пожизненный характер, регулярность выплаты, соотносимость с прожиточным минимумом.
Иные характеристики – обусловленность нетрудоспособностью получателя или наличием у него страхового, трудового стажа или стажа социально значимой деятельности – должны быть отнесены к отдельным разновидностям пенсии, каковыми могут выступать страховая пенсия, бюджетная пенсия (внутри которой могут быть выделены социальная пенсия и пенсия за выслугу лет), частная (добровольная, негосударственная) пенсия.
3.2 Пути решения проблем назначения государственных пенсий на примере Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Проблема принятия эффективных управленческих решений в процессе формирования и реализации государственной политики в сфере пенсионного обеспечения граждан всегда была и остается актуальной. Так как важнейшей составляющей благосостояния граждан России, является придерживаться принципов гуманизма в отношении тех, кто отдал обществу труд, интеллект, здоровье и у кого есть право на пенсионное обеспечение. В 2019 г. произошло очередное крупное событие в реформировании пенсионной системы, о возможности принятия которого говорили многие. Это увеличение пенсионного возраста граждан. В настоящее время возраст, в который люди могут уйти на пенсию в Российской Федерации, составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Данные изменения были с одной стороны ранее очень обсуждаемы, но с другой стороны, все равно были крайне неожиданными, потому что даже среди тех людей, кто предполагал увеличение пенсионного возраста, было убеждение, что государство не пойдет на такие кардинальные меры.
Вместе с увеличением пенсионного возраста в правительстве были приняты меры по поддержке людей предпенсионного возраста. Обеспечение их рабочими местами за счет проведения программ по повышению квалификации, поддержка безработных старших возрастов и наложение штрафов на работодателей за увольнение таких граждан33.
Предполагается, что к 2024 г. средний размер трудовых пенсий по старости увеличится до размера, который будет составлять 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а к 2030 г. получится поднять размер выплачиваемой пенсионеру пенсии до 40 % от размера ранее получаемого заработка, что будет соответствовать международным стандартам минимальным нормам пенсионного обеспечения.
В наше время большие риски несет демографическая ситуация в стране -растет число пенсионеров, увеличивается нагрузка на рабочее население. Несмотря на повышение пенсионного возраста, нагрузка на федеральный бюджет останется на очень высоком уровне.