Файл: Практическое задание 57.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 652

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 57

  1. Посмотрите фрагмент сессии психолога А. Голощапова с применением метода ДПДГ. Напишите, насколько эффективным показалось Вам применение данного метода, планируете ли Вы использовать его в своей практике.

Плюсы:

1. возможность проводить терапию методом ДПДГ, даже если травматический материал клиента амнезирован: в этом случае терапевт фокусирует внимание на телесных ощущениях клиента, начинает проводить билатеральную стимуляцию, в процессе которой забытая информация может быть восстановлена (забытая, непереработанная травма прошлого также оказывает своё воздействие на миндалевидное тело головного мозга, заставляя испытывать тревогу, страх, подавленность и другие невротические реакции);

2. метод ДПДГ позволяет не погружаться глубоко в травматические воспоминания и переживания, но с переживаниями всё равно придётся столкнуться, когда вы неожиданно что-то вспомните, например;

3. если в когнитивно-поведенческой психотерапии клиенту нужно наблюдать за собой, анализировать, чтобы сформулировать адаптивное убеждение взамен прежнего неадаптивного, то в ДПДГ, в процессе переработки, мозг клиента сам автоматически подбирает оптимальные для себя убеждения, прежние негативные представления сменяются новыми нейтральными или тёплыми - таким образом, когнитивное переструктурирование происходит мягче, а с изменением восприятия и когниций меняется и поведение человека, характер его взаимоотношений;

4. краткосрочность метода - может потребоваться от одной до 16 встреч;

5. метод позволяет не только снизить интенсивность переживаний и негативных образов, но и сделать их полностью нейтральными. 

Минусы:

1. как и любой другой метод психотерапии, ДПДГ подходит не всем и не всем помогает;

2. метод имеет противопоказания (сердечные патологии; органические поражения мозга; нарушения венозного кровотока; внутриглазное давление - нельзя применять глазную стимуляцию до устранения проблем с глазами; психозы; умственная отсталость... );

3. метод скорее всего вызовет сопротивление у клиентов, которые на первое место ставят общение с психологом.

Оптимальный вариант - сочетать ДПДГ с другим официально признанным подходом психотерапии. 


Психолог может применять ДПДГ с клиентами, не имеющими патологий головы или сердца, болезней в фазе обострения. В других случаях ДПДГ может проводить только врач-психотерапевт и при личной встрече. 

Нельзя пытаться прорабатывать серьёзные травмы самостоятельно! 

  1. Напишите основные принципы работы с травмирующим событием. На какие аспекты необходимо обратить внимание, чтобы не вызвать ретравматизацию у клиента?

 

ПТСР — это реакция на травму. Она возникает, если цикл проживания травмы был нарушен. Задача терапевта — помочь клиенту прожить травмирующую ситуацию с ее последовательным разрешением. Разберем механизм травмы и план работы с ПТСР.

Так выглядит проживание травмы:



На первой стадии человек отрицает произошедшее. На второй — осознает случившееся и испытывает сильные эмоции (страх, ужас, гнев, печаль). На третьей — принимает случившееся и адаптируется. Если после второй стадии человек не переходит на третий этап и застревает в травме, у него развивается ПТСР. 

В остром периоде (первый месяц после травмирующего события) с клиентом работает кризисный психолог.

Задача психолога — помочь клиенту прожить второй и третий этапы. Для этого нужно:

  1. Проинформировать клиента. Рассказать, что его состояние — нормальная реакция на травмирующую ситуацию. Порекомендовать книги, рассказать о ПТСР. Важно, чтобы клиент понял, что с ним происходит, и что с этим можно бороться.

  2. Работать с личностью целостно. Важно не только убрать симптомы ПТСР и проработать причину, но и объяснить клиенту значимость здорового образа жизни. Помочь ему максимально раскрыть личный потенциал.

  3. Обеспечить социальную поддержку. Общение с психологом уже дает мощную базу, но важно, чтобы и другие люди поддерживали клиента. Это могут быть друзья, родственники или терапевтические группы.

  4. Помочь клиенту в индивидуальной переоценке травматичного опыта. Непосредственная проработка травмы.

План терапии ПТСР


1. Установление контакта. Специалисту необходимо определить мотивацию и настрой клиента, его отношение к терапии, себе и самому психологу. Настроить на работу: рассказать о ПТСР, терапии, проговорить опасения и тревоги клиента.



Цель терапии — помочь клиенту почувствовать контроль над жизнью, принять опыт, взять на себя ответственность. В начале ему кажется, что будущее обречено, а боль никогда не уйдет. Задача психолога — настроить клиента на работу. Для этого на этапе установления контакта вы можете задать вопросы:

  • Что помогло вам справиться в тот момент?

  • Что поддерживало вас все это время?

  • То, что вы пережили, ужасно, но можно ли сказать, что это сделало вас сильнее?

  • Какие ресурсы вы в себе увидели тогда, видите сейчас?

  • Что бы вы сказали тому, кто пережил подобное?

В работе можно задавать вопросы из трех групп: установление контакта, сбор информации о травме, поддержание уверенности клиента. Важно двигаться в удобном для клиента темпе, чтобы избежать ретравматизации.

2. Работа с эмоциями. Психологу нужно помочь клиенту выпустить подавленные чувства и эмоции. А также попросить близких клиента поддерживать проживание эмоций, не пытаться отвлечь его. 

3. Проработка травмирующих воспоминаний. Задача психолога на этом этапе — проработать травму методами психотерапии.

Кроме этого, психолог должен помнить, что у человека может быть несколько травм, и они могут накладываться друг на друга. А субъективное восприятие травмирующей ситуации разное у каждого клиента.

     

Адаптивные убеждения

Неадаптивные убеждения

 Я могу справиться со стрессом

  Если бы люди узнали меня по-настоящему, они бы отвернулись от меня

 Все в конечном итоге кончается хорошо

Никогда не показывай своих слабостей

Я – хороший супруг (и/или родитель, ребенок, друг, любовник) 

 Я ленив

Мне присуще дружелюбие·

 Люди вечно меня используют 

Я могу учиться на своих ошибках, и становиться лучше и лучше

Никогда не показывай своих чувств

Чем сложнее проблема, тем я упорнее·         

Я непривлекателен

Я умен

  Я всегда должен сохранять самообладание

Я достоин уважения таким, какой я есть·         

Я могу понять смысл вещей и явлений·          ·         

Я забочусь о других людях

Меня нельзя полюбить

Они могут сбить меня с ног, но не сокрушить

Я никогда ничего не довожу до конца

Меня уважают люди

Если я совершу хотя бы одну ошибку, я потеряю все         

Немногие вещи могут испугать меня·         

Другим нельзя верить

Люблю принимать вызов

 Этот мир слишком страшен для меня   

Если я готовлюсь заранее, у меня обычно получается лучше

За что бы я ни брался, ничего не получится

Я – целостная личность

·Я глуп

Окружающие доверяют мне

Мне всегда неуютно среди других

Что бы со мной ни происходило, (так или иначе) я могу с этим справиться

Без женщины/мужчины я – никто·         

Если я буду упорно работать над чем-либо, я смогу одолеть и это

Если я решаюсь сделать что-то, я должен добиться успеха

Я буду жить, что бы ни случилось

 Чтобы меня принимали, я все должен делать безупречно

Я преодолею любые трудности

  Я – неадекватный


 

2. Описанные ниже страхи разделите на две группы – в одну запишите те, которые надо прорабатывать до конца. В другую – те, которые нельзя убирать до конца.

Страх мутной воды, призраков, заражения, смерти, сна, автомобильных катастроф, нечистой силы, темноты, крыс, будущего, огня, публичных выступлений.

Убирать до конца

Уменьшать, но не до конца

призраков

 зараженияя

нечистой силы

автомобильных катастроф

будущего

темноты

публичных выступлений

огня

сна

крыс




смерти




мутной воды