ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 652
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 57
-
Посмотрите фрагмент сессии психолога А. Голощапова с применением метода ДПДГ. Напишите, насколько эффективным показалось Вам применение данного метода, планируете ли Вы использовать его в своей практике.
Плюсы:
1. возможность проводить терапию методом ДПДГ, даже если травматический материал клиента амнезирован: в этом случае терапевт фокусирует внимание на телесных ощущениях клиента, начинает проводить билатеральную стимуляцию, в процессе которой забытая информация может быть восстановлена (забытая, непереработанная травма прошлого также оказывает своё воздействие на миндалевидное тело головного мозга, заставляя испытывать тревогу, страх, подавленность и другие невротические реакции);
2. метод ДПДГ позволяет не погружаться глубоко в травматические воспоминания и переживания, но с переживаниями всё равно придётся столкнуться, когда вы неожиданно что-то вспомните, например;
3. если в когнитивно-поведенческой психотерапии клиенту нужно наблюдать за собой, анализировать, чтобы сформулировать адаптивное убеждение взамен прежнего неадаптивного, то в ДПДГ, в процессе переработки, мозг клиента сам автоматически подбирает оптимальные для себя убеждения, прежние негативные представления сменяются новыми нейтральными или тёплыми - таким образом, когнитивное переструктурирование происходит мягче, а с изменением восприятия и когниций меняется и поведение человека, характер его взаимоотношений;
4. краткосрочность метода - может потребоваться от одной до 16 встреч;
5. метод позволяет не только снизить интенсивность переживаний и негативных образов, но и сделать их полностью нейтральными.
Минусы:
1. как и любой другой метод психотерапии, ДПДГ подходит не всем и не всем помогает;
2. метод имеет противопоказания (сердечные патологии; органические поражения мозга; нарушения венозного кровотока; внутриглазное давление - нельзя применять глазную стимуляцию до устранения проблем с глазами; психозы; умственная отсталость... );
3. метод скорее всего вызовет сопротивление у клиентов, которые на первое место ставят общение с психологом.
Оптимальный вариант - сочетать ДПДГ с другим официально признанным подходом психотерапии.
Психолог может применять ДПДГ с клиентами, не имеющими патологий головы или сердца, болезней в фазе обострения. В других случаях ДПДГ может проводить только врач-психотерапевт и при личной встрече.
Нельзя пытаться прорабатывать серьёзные травмы самостоятельно!
-
Напишите основные принципы работы с травмирующим событием. На какие аспекты необходимо обратить внимание, чтобы не вызвать ретравматизацию у клиента?
ПТСР — это реакция на травму. Она возникает, если цикл проживания травмы был нарушен. Задача терапевта — помочь клиенту прожить травмирующую ситуацию с ее последовательным разрешением. Разберем механизм травмы и план работы с ПТСР.
Так выглядит проживание травмы:
На первой стадии человек отрицает произошедшее. На второй — осознает случившееся и испытывает сильные эмоции (страх, ужас, гнев, печаль). На третьей — принимает случившееся и адаптируется. Если после второй стадии человек не переходит на третий этап и застревает в травме, у него развивается ПТСР.
В остром периоде (первый месяц после травмирующего события) с клиентом работает кризисный психолог.
Задача психолога — помочь клиенту прожить второй и третий этапы. Для этого нужно:
-
Проинформировать клиента. Рассказать, что его состояние — нормальная реакция на травмирующую ситуацию. Порекомендовать книги, рассказать о ПТСР. Важно, чтобы клиент понял, что с ним происходит, и что с этим можно бороться. -
Работать с личностью целостно. Важно не только убрать симптомы ПТСР и проработать причину, но и объяснить клиенту значимость здорового образа жизни. Помочь ему максимально раскрыть личный потенциал. -
Обеспечить социальную поддержку. Общение с психологом уже дает мощную базу, но важно, чтобы и другие люди поддерживали клиента. Это могут быть друзья, родственники или терапевтические группы. -
Помочь клиенту в индивидуальной переоценке травматичного опыта. Непосредственная проработка травмы.
План терапии ПТСР
1. Установление контакта. Специалисту необходимо определить мотивацию и настрой клиента, его отношение к терапии, себе и самому психологу. Настроить на работу: рассказать о ПТСР, терапии, проговорить опасения и тревоги клиента.
Цель терапии — помочь клиенту почувствовать контроль над жизнью, принять опыт, взять на себя ответственность. В начале ему кажется, что будущее обречено, а боль никогда не уйдет. Задача психолога — настроить клиента на работу. Для этого на этапе установления контакта вы можете задать вопросы:
-
Что помогло вам справиться в тот момент? -
Что поддерживало вас все это время? -
То, что вы пережили, ужасно, но можно ли сказать, что это сделало вас сильнее? -
Какие ресурсы вы в себе увидели тогда, видите сейчас? -
Что бы вы сказали тому, кто пережил подобное?
В работе можно задавать вопросы из трех групп: установление контакта, сбор информации о травме, поддержание уверенности клиента. Важно двигаться в удобном для клиента темпе, чтобы избежать ретравматизации.
2. Работа с эмоциями. Психологу нужно помочь клиенту выпустить подавленные чувства и эмоции. А также попросить близких клиента поддерживать проживание эмоций, не пытаться отвлечь его.
3. Проработка травмирующих воспоминаний. Задача психолога на этом этапе — проработать травму методами психотерапии.
Кроме этого, психолог должен помнить, что у человека может быть несколько травм, и они могут накладываться друг на друга. А субъективное восприятие травмирующей ситуации разное у каждого клиента.
Адаптивные убеждения | Неадаптивные убеждения |
Я могу справиться со стрессом | Если бы люди узнали меня по-настоящему, они бы отвернулись от меня |
Все в конечном итоге кончается хорошо | Никогда не показывай своих слабостей |
Я – хороший супруг (и/или родитель, ребенок, друг, любовник) | Я ленив |
Мне присуще дружелюбие· | Люди вечно меня используют |
Я могу учиться на своих ошибках, и становиться лучше и лучше | Никогда не показывай своих чувств |
Чем сложнее проблема, тем я упорнее· | Я непривлекателен |
Я умен | Я всегда должен сохранять самообладание |
Я достоин уважения таким, какой я есть· | Я могу понять смысл вещей и явлений· · |
Я забочусь о других людях | Меня нельзя полюбить |
Они могут сбить меня с ног, но не сокрушить | Я никогда ничего не довожу до конца |
Меня уважают люди | Если я совершу хотя бы одну ошибку, я потеряю все |
Немногие вещи могут испугать меня· | Другим нельзя верить |
Люблю принимать вызов | Этот мир слишком страшен для меня |
Если я готовлюсь заранее, у меня обычно получается лучше | За что бы я ни брался, ничего не получится |
Я – целостная личность | ·Я глуп |
Окружающие доверяют мне | Мне всегда неуютно среди других |
Что бы со мной ни происходило, (так или иначе) я могу с этим справиться | Без женщины/мужчины я – никто· |
Если я буду упорно работать над чем-либо, я смогу одолеть и это | Если я решаюсь сделать что-то, я должен добиться успеха |
Я буду жить, что бы ни случилось | Чтобы меня принимали, я все должен делать безупречно |
Я преодолею любые трудности | Я – неадекватный |
2. Описанные ниже страхи разделите на две группы – в одну запишите те, которые надо прорабатывать до конца. В другую – те, которые нельзя убирать до конца.
Страх мутной воды, призраков, заражения, смерти, сна, автомобильных катастроф, нечистой силы, темноты, крыс, будущего, огня, публичных выступлений.
Убирать до конца | Уменьшать, но не до конца |
призраков | зараженияя |
нечистой силы | автомобильных катастроф |
будущего | темноты |
публичных выступлений | огня |
сна | крыс |
| смерти |
| мутной воды |