Файл: Активизация учебнопознавательной деятельности студентов в процессе использования проблемных методов обучения при изучении дисциплины Информационные технологии.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дипломная работа по теме:
Активизация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе использования проблемных методов обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии»
Выполнила:
Специальность ПРО
Оглавление.
Введение_______________________________________________________________3
Глава 1. Развитие познавательной деятельности студентов в процессе использования проблемных методов обучения_________________________________________
-
Понятия познавательной деятельности и познавательной активности________ -
Пути и способы развития познавательной деятельности и познавательной активности___________________________________________________________ -
Проблемные методы обучения_________________________________________
Глава 2.Методология и технология развития познавательной деятельности в процессе изучения темы «Текстовый редактор Microsoft Word»_____________________
2.1 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по информатике и ИКТ.__________________________________________
2.2Технология разработки темы «Текстовый редактор Microsoft Word»с использованием методов проблемного обучения.____________________________________
2.3 Разработка уроков по разделу текстовый редактор Microsoft Word __________
2.4. Анализ эффективности использования проблемного обучения на уроках информатики_______________________________________________________________
Глава 3. Техника безопасности______________________________________________
Заключения______________________________________________________________
Список используемой литературы___________________________________________
Приложения 1___________________________________________________________
Приложения 2
Приложения 3
Приложения 4
Приложения 5
Приложения 6
Приложения 7
Приложения 8
Приложения 9
Приложения 10
Приложения 11
Приложения 12
Приложения 13
Приложения 14
Приложения 15
Введение
В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется «информационной эпохой». Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить. Поэтому образование ставит такую проблему - подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде. В настоящее время информатика один из немногих инновационных и востребованных предметов. Содержание обучения информатики не ограничивается на самом деле только информационными технологиями, а несет в себе большой потенциал, присущий данному предмету.
Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у студентов присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения учащийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего педагога.
При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложится на преподователя, нагрузка учащихся минимальна в плане учебной деятельности. Преподователь при такой методике преподавания играет роль «умельца», то есть он передает предмет, который он знает, не давая возможность учащимся самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Другими словами, учащиеся приходят на уроки, чтобы получить весь готовый материал, не прилагая усилий на его поиск, обработку. Они при такой методике проведения занятий затрудняются в будущем времени искать, добывать какие - то знания самостоятельно, затрудняются самостоятельно делать выводы, доказывать свою точку зрения, другими словами, «не умеют работать» с информацией.
Такой методики преподавания предмета как информатика и других предметов недостаточно для более качественного усвоения материала. Необходимо искать новую методику преподавания, более новые методы, средства, более совершенную, чем традиционная методика преподавания, какую - либо из развивающих, личностно - ориентированных технологий обучения, технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся. Одна из таких технологий обучения - это проблемное обучение.
Проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение возникло в истории педагогики как реакция на схоластические методы обучения, как ответ на систему методов, использующих в качестве основных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебного материала. В истории педагогики проблемное обучение имело различные названия - сократический метод обучения (по имени древнегреческого философа Сократа), эвристический метод обучения, исследовательское обучение и другие.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподователя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Исходя из актуальности темы, автор выдвинул следующий методологический аппарат.
Объектной областью является: методика обучения информатике.
Объект исследования: проблемное обучение.
Предмет исследования: условия эффективности использования проблемных ситуаций на уроках информатики для развития познавательной активности студентов.
Проблема исследования: выявить, влияет ли использование проблемных ситуаций на развитие познавательной активности студентов.
Гипотеза: если использовать проблемную ситуацию на уроках информатики, то это будет способствовать развитию познавательной активности.
Гипотеза: проблемная ситуация способствует развитию познавательной активности студентов, если она создается систематически, учитывает индивидуальные особенности обучающихся, ведет к развитию познавательных интересов студентов.
Цель: выявить влияние проблемной ситуации на развитие познавательной активности школьников.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать учебную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить условия эффективности использования проблемной ситуации на уроках информатики.
3. Разработать серию уроков «Текстовый редактор Microsoft Word» с использованием проблемной ситуации .
4. Апробировать на практике уроки с использованием проблемной ситуации для развития познавательных интересов студентов.
5. Разработать рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках информатики.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели развития познавательной деятельности и активности в процессе обучения, рассмотрели понятия, развитие познавательной активности
Во второй главе нами была рассмотрена методология и технология развития учебно-познавательной деятельности в процессе изучения дисциплины «Информационные технологии» с использованием проблемных методов обучения.
Глава 1. Развитие познавательной деятельности студентов в процессе использования проблемных методов.
-
1.1 Понятие позновательной деятельности и позновательной активности.
«Познавательной активностью психологи называют стремление человека к новым знаниям
, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни. Познавательная активность заставляет искать и находить решение таких проблем, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Зачастую она вызывает у человека новый интерес и к тому, что уже вроде бы хорошо известно и кажется вполне понятным. Человек с более развитой познавательной активностью может увидеть что-то новое, интересное и непонятное там, где вроде бы все уже давно понятно и хорошо изучено». Познавательная активность развивается у человека с раннего детства. Как только человек родился, он получает информацию об окружающем мире. И это поступление идет до самой смерти человека. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявление которой весьма разнообразно.
Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д. Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней». Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе - внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания - человек.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Познавательная активность отражает определенный интерес учащегося к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
- репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
- поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
- творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.
Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у студентов в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности студентов, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если студент проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента утомления, когда у учащегося сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство - регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся.