Файл: Активизация учебнопознавательной деятельности студентов в процессе использования проблемных методов обучения при изучении дисциплины Информационные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


режима за декаду, итоги спортивных достижений). Провести

суммирование и найти среднее арифметическое данных какой-либо

строки. Вывести результат на экран с поясняющим текстом.

V.Итоги урока

Итоги практической работы. Обсуждение представленного. Анализ работы

товарища. Взаимооценка.

Обобщение темы урока.

Рефлексия. Чему научились? Что узнали? Как оцениваете себя?

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Конспект.

Урок 8-9. Разработка урока информатики.

Урок-обобщение по теме "Текстовый редактор Мicrosoft Word"

Цели урока: обобщение знаний и контроль уровня усвоения программного материала по теме «Текстовый редактор», применение их для решения реальной задачи на знания возможностей текстового редактора.

Цель работы: отработка базовых навыков работы с текстовым процессором Word:

- Ввод текста с клавиатуры, редактирование, исправление ошибок, копирование и перенос фрагментов текста;

- Форматирование символов и абзацев;

- Вставка и форматирование таблиц, создание колонок;

- Вставка объектов в текст документа;

- Просмотр документа перед печатью и печать документа.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, формирование профессионального самоопределения, объективной самооценки.

Учебная – отработка навыков работы в текстовом редакторе с использованием современных информационных технологий.

Развивающая – развитие логического мышления, памяти.

Программное обеспечение:

Текстовый процессор Microsoft Word.

Локальная сеть с настройкой сетевого принтера.

Выход в глобальную сеть Интернет.

Оформление кабинета: кабинет информатики оформляется в стиле офиса издательского дома. На дверь вешается табличка «Издательский дом "Ориентир+"». Учащиеся одевают подготовленные на предыдущем уроке бейджики.

Структура урока:

Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя.

Повторение и обобщение изученного материала (variant1.exe и variant2.exe – электронная форма теста).

Верстка печатного издания.

Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент и Вступительное слово преподавателя

Задача каждого преподавателя максимально подготовить учащихся к жизни, поэтому сегодня мы рассмотрим с вами вопрос трудоустройства.


Канули в лету времена, когда при хорошем раскладе можно было устроиться на работу один раз и на всю жизнь. Сейчас почти все мы время от времени становимся, озабочены активным поиском нового места приложения собственных сил. Так складываются обстоятельства: меняется жизнь вокруг нас, и мы должны меняться вместе с ней. Лучше, если такая необходимость не застанет врасплох.

На рынке труда, как и на любом другом рынке, обязательно есть товар, только он особого свойства – это умения и профессиональные знания работников. От того, готовы ли вы рассматривать ваши навыки, мастерство, интеллектуальный потенциал в качестве товара, предлагаемого на рынке труда, и соответственно вести себя в далеко не простых ситуациях, ежедневно возникающих при поиске работы, зависят сегодня и ваша карьера, и социальное положение, и благосостояние...

(Приложение 15 – презентация (слайд 1)

Технология поиска работы состоит из нескольких этапов: создание резюме, которое вы создали на предыдущем уроке, его рассылка в кадровые агентства (отправляете на электронный адрес школы) и если повезет, по Вас пригласят на собеседование в компанию. (Приложение 15 – презентация (слайд 2)

Итак, Вам повезло, вы приглашены на собеседование в Издательский дом "Ориентир+", здесь Вас проверят на профессиональное соответствие заявленным в резюме требованиям, выявят ваши слабые и сильные стороны. И если все пройдет гладко, то Вы получите место главного редактора в нашем издательском доме.

Собеседование пройдет в два этапа:

Тестирование с целью обобщить ваши знания по технологиям обработки текста, повторить назначение текстового редактора, с какими объектами можно работать в текстовом редакторе;

Практическая часть – выпуск мини-газеты, посвященный самому главному событию следующего календарного для вас года, дома вы должны были подготовить свои заметки,

II. Повторение и обобщение изученного материала

Но прежде, чем перейти к выпуску газеты, давайте вспомним, с какими объектами и как можно работать в текстовом редакторе Word. (Приложение 15 – презентация (слайд 3)

Вызывается учащийся, который рассказывает, какие операции и какие объекты будут использованы в его работе.

Переходим к тестированию. Тесты для вас подготовили учащиеся, занимающиеся в Клубе Интернет-технологий.



III. Практическая работа – Верстка печатного издания

Первый вариант практической работы:

Теперь подготовьте, пожалуйста, свои заметки. Нарисуйте на альбомных листах макет нашей будущей газеты. На рабочем столе в папке КОНКУРС имеются необходимые не отформатированные документы (подготовленные заранее статьи) и файлы с фотографиями, которые вы будете использовать в своей работе. Также по необходимости можете выйти в сеть Интернет и найти необходимую Вам графическую и текстовую информацию.

Свои работы ваша задача сохранять на диске D: в папке ГАЗЕТА под именем Конкурс и № компьютера. При работе используйте все возможности текстового и графического редактора.

Заголовок газеты и некоторые заголовки статей оформить с помощью объектов WordArt.

Большой материал можно расположить в несколько колонок.

Вставить фотографии или рисунки из коллекции.

Использовать колонтитулы для нумерации страниц и Названия газеты и указания ее редактора.

Второй вариант практической работы:

Всем учащимся дается одинаковый материал и возможность выхода в Интернет. Например, сделать рекламу образовательного учреждения.

Третий вариант практической работы:

Всем учащимся дается только тема статьи. Учащиеся ищут необходимую информацию в Интернет и оформляют страничку. Например, «Куда пойти учиться».

IV. Рефлексия и подведение итогов (5–7 мин.)

Итак, подведем итоги! Все учащиеся показали хорошие знания текстового редактора, хорошие навыки использования информационных технологий.

Критерии оценки у нас были на доске: (Приложение 15 – презентация (слайд 4)

Чему вы сегодня научились?

Пригодятся ли вам эти знания в будущем?

В чем заключалась сложность работы?

На каком этапе работы вы чувствовали себя более уверенно?

Какие неожиданности вас подстерегали и как вы с этим справлялись?

Какой вопрос по вашему мнению мы сегодня не затронули?

Какие качества необходимо развивать для успешной реализации на современном рынке труда?

Всем большое спасибо.
2.4 Анализ эффективности использования проблемного обучения на уроках информатики.

Мною были разработаны уроки по теме «Использования проблемного обучения при изучении темы «Текстовый редактор Microsoft Word»» с целью теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на уроках информатики. Первым вопросом в деятельности преподавателя является вопрос о целеполагании обучения, т.е. вопрос «Зачем учить?». Исходя из ответа на этот вопрос, выстраиваются ответы на вопросы «Чему учить» (содержание предмета) и «Как учить?» (с помощью каких технологий, методов, приемов…).


Ответ на вопрос «Зачем учить?» нам даёт государство через Государственные стандарты, в которых определены цели преподавания информатики. Но каждый педагог, исходя из своих проблем и противоречий, выбирает для себя наиболее приоритетные цели. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, которое оно для учащегося имеет. Личностно ориентированная дидактика основана на обеспечении индивидуального поиска ученика, заинтересованного в том, чтобы получить ответ на вопрос, который сам поставил.

Но мне могут возразить и сказать, как обычно это бывает, что информатика это самый благодатный предмет, который не требует специально организованного процесса мотивации. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает учащихся тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. В целом на занятиях информатики студенты любых групп идут с удовольствием, и связано это пока с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета.

Но, во-первых, проникновение компьютеров во многие сферы жизнедеятельности человека со временем притупляют этот интерес, с каждым днем для большинства студентов компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. Я заметила, что на уроке звучат постоянные высказывания студентов «А когда мы сядем за компьютеры?» Таким образом, можно утверждать, что учащиеся не мотивированы на информатику как науку, а мотивированы на компьютер как игрушку.

Во-вторых, предмет информатика это не только компьютер, это широкая теоретическая база, понятийный аппарат, математическая логика, теория алгоритмов многое другое, что часто является сухим и неинтересным для учащихся.

Таким образом, я определила для себя приоритетом две задачи: формирование устойчивых мотивов учения и развитие мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.

На вопрос «Чему учить?» государство также предлагает готовый инструментарий – содержание, заданное в Стандартах и требованиях к уровню подготовки учащихся.

Но так как в современное время происходит смена образования: переход от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной, которая предполагает изменение содержания образования в сторону усиления его социальной и личностной значимости, то я как преподаватель информатики имею наибольшую возможность в отличии от других предметов, реализовывать интегративное содержание, интегрируясь со всеми предметами учебного плана ( алгебра, физика, биология, обществознание).


Использование материалов надпредметного характера, позволяет сделать содержание актуальным, полезным и личностно-значимым.

Таким образом, грамотный отбор дидактического содержания способствует развитию психических процессов студента и формированию познавательного интереса.

На вопрос «Как учить?», то есть какие технологии, методы, приёмы использовать, я выбираю для себя развивающие технологии, одной из которых является методика проблемного обучения, наиболее оптимальная по мнению учёных, так ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, ведь для разрешения проблемы поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения

  • Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;

  • Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

  • Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);

  • Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции”).

Данные приёмы я постараюсь продемонстрировать через основные категории проблемного обучения, которыми являются

  • проблемный вопрос

  • проблемная задача

  • проблемная ситуация

Проблемная ситуация создаётся при использовании педагогом проблемного вопроса, проблемной задачи. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность ученика разобраться в данной проблеме. Вот эти возникшие эмоции включают дополнительное внимание к задаче, заставляют вновь и вновь проверить, на каком шаге и почему появляется неразрешимая ситуация. К тому же