Файл: Активизация учебнопознавательной деятельности студентов в процессе использования проблемных методов обучения при изучении дисциплины Информационные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
специфика предмета информатика такова, что быстрые темпы НТП создают такое количество проблем для учителя, с какими не сталкиваются учителя других предметов (постоянная смена операционных систем, программ, технических устройств и мн.др). Это не целенаправленно организованные ситуации, но педагогу необходимо находить способы их решения.

Не каждый вопрос является проблемным. Если вопрос окажется слишком лёгким для учащихся, то он будет затрагивать зону актуального развития детей, и не будет являться мотивирующим началом для познания, не будет являться проблемой для ребёнка. Если заданный вопрос окажется чрезмерно сложным, то он также не будет мотивировать, так как учащиеся не имеют базы знаний и умений, достаточных для ответа на данный вопрос.

Если использовать терминологию Л.С. Выготского, то проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.
Результативность применения проблемного обучения
Работа по применению мной методики проблемного обучения на уроках информатики привела к определённым результатам.

Так как основными целями применения проблемного обучения я ставлю интеллектуальное развитие и повышение мотивации, то и результативность я рассматриваю по этим двум параметрам.

У ровень интеллектуального развития, подтверждается достаточно высокими результатами учащихся в период изучения раздета «Текстовый редактор Microsoft Word».


Заключения.

Список используемой литературы.

  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000 г. - 1 - с.19-25.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - С. 165.

3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации.- М.,- 1985- с.356

.4. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы// Педагогика и психология. 1991 г.,- 4- с. 201

6. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.П Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей редакцией М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2005. 624 с.


7. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. - 2003. - 1.

8. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974 г.- с.267

9. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.,1990 г.-с.246.

11 .Оконь, В. Основы проблемного обучения. Варшава, 1967.

12.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М, Народное образование, 1996 г.

13. http://www.allsoch.ru/ Куликова Л. Г. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учителя.

14.http://www.eduworld.ru/ Холодная М.А., Каланов А. Н. Проблемные методы обучения.

15.http://www.monax.ru/ Чанова. М.В. Метод проектов в системе проблемного обучения.

16. http://www.revolution.ru/ Васильева С. В. Формирование мыслительных способностей учащихся через использование методов проблемного обучения.

Приложение 1.



Приложение 2.

Тест:

1 .Microsoft Word это:

- графический редактор;

- текстовый редактор;

- редактор таблиц.

2. Какая пиктографическая панель отвечает за вид текста:

- стандартная;

- рисование;

- форматирование.

3. Команды открытия и сохранения файлов находятся в пункте меню:

- файл;

- вставка;

- сервис.

4. Для обозначения конца абзаца используется клавиша:

- Enter;

- Shift+Enter;

- .

5. Чтобы выделить абзац целиком нужно:

- щелкнуть на нем мышкой 2 раза;

- щелкнуть мышкой на полосе выделения при нажатой клавише Ctrl;

- дважды щелкнуть на полосе выделения.

6. Какая команда помещает выделенный фрагмент текста в буфер без удаления:

- копировать;

- вырезать;

- вставить.

7. Какой из маркеров горизонтальной координатной линейки служит для установки -- - отступа красной строки:

- верхний;

- нижний левый;

- нижний правый.

8. Поместить в документ рисунок можно при помощи пункта меню:

- вид;

- сервис;

- вставка.

Отгадайте ребус


   Приложения 3.

Календарно-тематический план.


урока, тема урока

Количество

часов

Цели урока

Тип урока

ТСО

Дом. задание

Урок 1-2. Общая характеристика текстового процессора Word

2

формирования представления о среде текстового процессора Word и умения настраивать инструменты текстового процессора через усвоение новых понятий «текстовый редактор» и «текстовый процессор»;


Урок изучения нового материала.

1.персональные компьютеры с операционной системой MS Windows;

2.мультимедийный проектор;

3.экран;


выучить весь новый материала, записанный в тетради.

Урок 3. Сохранение и загрузка файлов. Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования текста».





1

-привитие навыков работы с программными средствами;

-освоение основных возможностей текстового редактора;

-освоение навыков работы с фрагментами текста.


Комбинированный урок.


1.персональные компьютеры с операционной системой MS Windows;

2.мультимедийный проектор;

3.экран

Написать любое письмо, рассказ Правильно его отформатировать и принести на следующий урок и сдать мне.

Урок 4.

„ Вставка графических объектов в текстовом процессоре Microsoft Word


1

Создать условия для знакомства учащихся с методами вставки графических изображений в текстовый документ, создать условия для творческого поиска новых знаний, способствовать развитию логического мышления учащихся.


Изучение новых знаний

1.персональные компьютеры с операционной системой MS Windows;

2.мультимедийный проектор;

3.экран

Конспект урока

Урок 5-6.

„Создание графических объектов в текстовом процессоре MS Word“


2

познакомить обучающихся с инструментами панели Рисования, предназначенными для создания графических объектов; алгоритмами создания графических объектов, их заливки, расположения относительно друг друга и группировки; развивать навыки работы в среде текстового процессора, творческие способности; воспитывать самостоятельность, целеустремленность, способность адекватно оценивать свою деятельность, умение работать в группах.


Комбинированный

1.персональные компьютеры с операционной системой MS Windows;

2.мультимедийный проектор;

3.экран

4.Раздаточный материал

Создать схему классификации русских народных сказок в среде текстового процессора MS Word


Урок 7.

„ Вставка формул в MS Word“


1

Научить учащихся вставлять математические формулы в MS Word при помощи объекта MS Equation.


Комбинированный

1.персональные компьютеры с операционной системой MS Windows;

2.мультимедийный проектор;

3.экран

4.Раздаточный материал

Конспект урока

Урок 8-9.

„ Вставка таблиц в MS Word“


2

1. Овладеть основными операциями работы с таблицами

2. Познакомиться с дополнительными возможностями Word

3. Продолжить развитие навыков работы на компьютере


Урок изучения нового материала

сетевой компьютерный класс,; лекционный

материал, , индивидуальные карточки- задания для практической работы


Конспект урока



Приложения 4.

Слайд №1


Слайд №2


Слайд №3



Слайд №4


Слайд №5


Слайд №6



Слайд №7



П риложения 5

Приложения 6


Приложение 7.











Приложения 8.

Тестирование по теме «Текстовый процессор Word»


  1. Как называется программа, предназначенная для создания, редактирования и форматирования текстовых документов?

А) текстовый процессор;

Б) текстовый редактор;

В) издательская система.


  1. Текстовый процессор Word запускается командой:

А) Пуск|Программы|Стандартные|Microsoft Word;

Б) Пуск|Программы|Microsoft Word;

В) Пуск|Microsoft Word.


  1. Не является элементом окна Microsoft Word:

А) строка заголовка;

Б) линейки;

В) программа Paint.



  1. С помощью полос прокрутки можно:

А) просмотреть текст, не помещенный на экран;

Б) прокрутить инструменты;

В) просмотреть программу.


  1. Для настройки инструментов процессора Word нужно выполнить команду:

А) Вид|Панели инструментов|Выбрать нужную панель;

Б) Вид| Панели инструментов;

В) Вид|Линейка


  1. Программа Блокнот является:

А) текстовым процессором;

Б) издательской системой;

В) текстовым редактором.


  1. Как называется программа, предназначенная для создания и редактирования текстовых документов?

А) текстовый процессор;

Б) текстовый редактор;

В) издательская система.

Приложения 9.
ИСТОРИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков че­ловеческой речи. Так зародилась письмен­ность. Для этих целей использовали самые разнообразные инструменты. Сначала это были стило и вощеная дощечка, глиняные

таблички. Им на смену пришли перо и бумага. Работая этими инст­рументами, человек должен быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибки. Одно неосторожное движение пером — и всю страницу придется переписывать заново.

Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказан­ного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовыва­лись, Страницы украшались разнообразными завитушками, орна­ментами и т. п. Придумывались различные шрифты. Появился да­же особый вид искусства — каллиграфия.

К сожалению, для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Как ни старались пе­реписчики, но создать абсолютно точную ко­пию было невозможно. Поэтому каждая кни­га становилась самостоятельным произведе­нием искусства в единственном экземпляре.

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобрете­нием книгопечатания.

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров со своим по­мощником Петром Мстиславцем отпечатал первую книгу в 1564 г.

Любая рукопись теперь могла быть издана в большом количестве экземпляров. Подготавли­вая книгу к изданию, создавали прототип каж­дой страницы из дерева или металла. Метранпаж набирал страницы рукописи букву за буквой. Ху­дожники рисовали иллюстрации, которые затем тоже переводили на твердую основу.
После того как все было готово, делали нужное количество оттисков.

Весь процесс подготовки рукописи к печати занимал длительное время. Требовалось много высококвалифицированных специалистов разных профессий и сложное громоздкое оборудование. В таких условиях осуществить издание рукописи одному человеку было не под силу. Этим занимались целые предприятия — типографии.

Изобретение печатной машинки тоже не ре­шило всех проблем. Несколько упростился про­цесс тиражирования рукописей для обычного че­ловека. Стало возможным выпустить сразу 5—6 копий одного текста. Правда, печатная машинка помогала только в обработке текста. Все иллюст­рации приходилось рисовать от руки и снимать через копировальную бумагу.

Приложения 10.

Задание для самостоятельной работы.

Задание №1 Запуск программы WordPad.

Для запуска WordPad выполните шаги:

1. Используя мышку, проделайте путь: кнопка “Пуск” - “программы” - “стандартные” – WordPad.

2. Выполните щелчок по этому пункту меню.

Результат: запустится WordPad, вы увидите типовое окно программ WINDOWS, имеющее меню, поле инструментов, поле ввода и редактирования текста (лист бумаги).

Задание №2 Набор текста по образцу и сохранение в папке “8 класс”.

Примечание: вводите текст точно в соответствии с оригиналом (включая замеченные ошибки), для >принудительного перехода на новую строку используйте клавишу .

Для выполнения задания проделайте следующие шаги:

1. Введите с клавиатуры текст:

Дилижансы стали курсировать между Петербургом

и Москвой с 1820 года, когда в России образовалась акционерная компания пассажирских рейсов

В 1833 году было окончено строительство шоссе, и рейсы стали регулярными. Они пользовались

популярностью: чтобы купить билет надо было записаться в конторе за несколько дней вперед. предпочтение дилижансов почтовым каретам объяснялось удобствами езды. “катясь по гладкому шоссе, в спокойном экипаже, ни заботясь

ни о его прочности, ни о прогонах, ни о лошадях, - писал А.С.Пушкин, - Я вспоминал о своем последнем своем путешествии в

петербург по старой дороге”.

2. Сохраните документ в своей папке в поле имя файла введите “Пушкин”. Проследите за типом файла (*.doc), для закрытия окна диалога используйте кнопку “Сохранить”.

Результат: имя “Пушкин” появится в заголовке окна, это значит, что информация записана на диск и хранится в файле “Пушкин.DOC”.

3. Завершите работу с документом - меню: файл - создать или щелчок по инструменту “Создать документ” и нажмите “ОК”.

Результат: снова появится “чистый” лист бумаги (как при первоначальной загрузке редактора).

Задание №3 Открытие сохраненного ранее файла (документа), внесение изменений (редактирование с использованием приемов выравнивания).

1. Откройте сохраненный ранее документ, используя инструмент или команду меню: файл - открыть - в поле имя файла выделите имя “Пушкин” и щелкните по кнопке “Открыть”.

Результат: сохраненный ранее текст виден в окне редактирования.

2. Выполните редактирование документа, для этого:

* Установите курсор перед словами “Дилижансы стали.....” и добавьте заголовок “ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ”, дважды нажмите .

* Выровняйте заголовок по Центру используя инструмент

* Исправьте орфографические неточности (отсутствие заглавных букв после точки, пробела после знаков препинания, удалите повторяющиеся слова), а также “соедините” принудительно разбитые строки из одного абзаца, используя клавиши и .

* Выровняйте текст документа по левому краю (кроме заголовка), для красной строки примените отступ 1.5 см.

Результат: при правильном выполнении задания вы получите документ, содержащий три абзаца (включая заголовок).

Задание №4 Использование шрифтов для оформления документа (понятия: имя шрифта - внешний вид, начертание Ж-К-Ч).

1. Сохраните предыдущие изменения используя инструмент “дискета”.

2. Оформите документ, для этого:

* Выделите строку с заголовком “ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ”, примените начертание “полужирный” (инструмент “Ж”), размер 16 пт.

3. Выделите в тексте документа слово “дилижанс” используя начертание полужирный курсив (Ж-К.)

Результат: заголовок и слово “дилижанс” выделены более жирным шрифтом, и при прочтении сразу бросаются в глаза.

Задание №5 Сохранение под другим именем, просмотр и распечатка документа на принтере.

Для выполнения этой части практической работы проделайте шаги:

1. Выполните команду меню: файл - сохранить как - в поле имя файла введите “практика”, закройте диалоговое окно нажатием на кнопку “Сохранить”.

Результат: в заголовке окна появилось новое имя “практика”. Старый вариант документа (без оформления) тоже остался на диске (файл “Пушкин”).

2. Для просмотра документа перед печатью используйте инструмент “предварительный просмотр” (лист бумаги с увеличительным стеклом). После просмотра нажмите на кнопку “Закрыть” в панели инструментов.

3. Распечатайте документ на принтере, используя на выбор значок инструмента с изображением принтера или команду меню: файл - печать.

Результат: после выполнения всех заданий мы получили твердую копию текста документа (на бумаге), которую можно не только прочитать, но и отправить, например, по почте и т.д.
Приложение 11.

Инструкция по управлению самолетом.

ПЕРЕД ПОЛЕТОМ

Перед полетом принять доклад от механика о готовности самолета к вылету.

ОСМОТР И ПОДГОТОВКА САМОЛЕТА

Произвести внешний осмотр самолета и проверить: винт - нет ли внешних повреждений (пробоин, царапин) на лопастях и коке и заметной погнутости лопастей; планер - нет ли повреждений обшивки крыла, фюзеляжа, хвостового оперения, а также элеронов и рулей; отклоняются ли рули свободно и без люфтов; люки и капоты - правильно ли закрыты замки;

шасси - нормально ли давление в пневматиках (обжатие 30-40 мм), нет ли на них повреждений; нормальна и одинакова ли просадка обеих амортизационных стоек (нет ли крена); трубку Пито - снят ли чехол;

количество горючего и масла - уровень горючего в бензиновых баках при полной зарядке их должен быть на 50 мм ниже верхнего обреза горловины баков; количество залитого масла определяется масломером (нырялом) масляного бака и должно быть 30 л; хвостовое колесо - нормальна ли просадка амортизационной стойки и накачка пневматика (обжатие 15-20 мм).

ПЕРЕД ПОСАДКОЙ В КАБИНУ

Осмотреть кабину и проверить: нет ли в ней посторонних предметов; выключено ли магнето; поставлены ли на предохранитель кнопки управления огнем пушки и пулеметов; не загрязнены ли и не повреждены ли козырек и фонарь кабины; заперт ли замок аварийного сбрасывания фонаря.

ПОСЛЕ ПОСАДКИ В КАБИНУ

Поставить ноги на педали под ремни и привязаться ремнями. Проверить при закрытом фонаре правильность установки сиденья по высоте. Проверить, легко ли открывается и закрывается фонарь. Проверить легкость хода ручки и педалей и правильность отклонения рулей. Установить триммер руля высоты в нейтральное положение. Проверить, находится ли в нейтральном положении и зафиксирован ли защелкой рычаг управления шасси. Открыть пожарный бензокран. Открыть кран сети пневматической системы и проверить давление сжатого воздуха в бортовых баллонах: в основном баллоне давление должно быть в пределах 50 кг/см2, в аварийном 32 кг/см2.

При меньших давлениях систему зарядить от аэродромного баллона, для чего: проверить, закрыт ли кран запуска мотора; открыть кран зарядки аварийного баллона: подать команду «Воздух» и следить за давлением; по достижении в аварийном баллоне давления 32 кг/см2 закрыть кран зарядки аварийного баллона; по достижении в основном баллоне давления 50 кг/см2 подать команду «Стоп воздух». Примечание. Перед зарядкой пневматической системы от аэродромного баллона механик должен открыть кран зарядки системы, расположенный около зарядного штуцера.

Приложение 12.

1 группа.








Группа 2.



Группа 3.



Г руппа 4.

Г руппа 5.


Группа 6.



Группа 7.



Приложение 13.

Задание 1.



Задание 2.



Задание 3.



Задание 4.



Задание 5.


Задание 6.


Задание 7.


Задание 8.



Приложение 14.

Рисунок1.
Панель инструментов Таблицы и границы



Рисунок 2.

Диалоговое окно Вставка таблицы



Рисунок 3.

Меню Вставить таблицу





Рисунок 4.



Рисунок 5.



Приложение 15.

Слайд 1



Слайд 2.



Слайд 3.


Слайд 4.