ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Именно поэтому и появляются вопросы, касающиеся сущности окружающего мира, а также его происхождением. Людям становится интересно, что лежит в основании мира и какой по структуре является такая субстанция – она может быть из духа или же из материи. Поэтому начинаются попытки обозначить главные формы возникновения мира, ищутся ответы на вопросы:
О единстве или множественности того мира, где мы живем;
О направлении его роста;
О том, существует ли какое-нибудь развитие вообще.
Такие вопросы ставятся философией в предельной форме, поскольку здесь изучаются самые основные предпосылки бытия, изучаются общее взаимодействие мира и человеческой единицы, анализируются закономерности бытия. Таким образом, решения проблем в онтологии оказываются самыми разными и, соответственно, философские системы тоже становятся разнообразными.
Философы могут по-разному отвечать на вопросы, касающиеся мировых основ, ведь кто-то полагает, что основанием всего является дух, а кто-то рассматривает в качестве основы материю. Соответственно, получается идеалистическая и материалистическая концепция мирового основания.
Некоторые мыслители закладывают в основы какую-нибудь одну субстанцию. Другие философы настаивают на нескольких. В этом случае учения начинают делиться на монистические и дуалистические. Объединены же они единым проблемным полем, внутри которого уже наблюдается разнообразие.
Человек одновременно представляет собой часть бытия и противостоит этому же бытию, вполне осознавая такое противостояние. Так мы получаем возможность рассматривать мир в качестве познаваемого объекта. Речь идет не только о внешней вселенной, но и внутреннем человеческом мире или внутреннем людском мире, включая общество.
Именно на данном уровне и становится вопрос, касающийся познаваемости и того, насколько обоснованы наши знания о мире. Все это вопросы гносеологии, в пределах которых выстраивается теория познания, являющаяся философским учением, рассказывающим про:
Закономерности человеческой деятельности;
Людские знания.
Первоочередной здесь становится проблема, связанная с взаимным действием между субъектом, который должен познавать и объектом, который познается. Такая гносеологическая позиция предельна потому, что по сравнению с конкретными научными направлениями она касается вопросов основания знаний, а также познаний.
Специалист, разбирающийся в частных научных направлениях, вряд ли станет интересоваться тем, как познаваем окружающий мир, поскольку предмет частной науки построен на ограничении окружающего бытия, позволяющего себя познавать (даже в границах единого предмета).
Человек представляет собой одухотворенное существо. Это обозначает не только стороннее познание мира, но и непосредственное существование внутри него в качестве его частицы, эмоциональное восприятие такой жизни, осознание своего существования и отношения с остальными людьми. Решение представленных проблем происходит на аксиологическом уровне, где выявляются оценки бытия, человеческой деятельности и даже поведения. Собственно, аксиология интересуется не самим бытием, и даже не закономерностями познания, а отношением к окружающему бытию.
Что входит в структуру философии?
Структура философии как науки
Структура философии как науки – это взаимосвязь социальной философии, антропологии, культурной, исторической и правовой философии, изучаемых по отдельности и в качестве единого целого, поскольку они тесно взаимодействуют.
Если рассматривать структуру философии в качестве науки, то можно выделить сразу несколько направлений:
Социальная философия. Она заключается в анализе и изучении того, как устроено наше общество в социальном плане и как человек себя в нем ведет.
Философская антропология. Она представляет собой изучение самого человека.
Философская наука о культуре, которая, как это видно из названия, исследует значимость культуры в целом.
Правовая философия. Она является учением, рассказывающим про общие мировоззренческие проблемы в области государствоведения и права
Историческая философия.
Историческая наука о философии.
Вместе с тем немаловажными направлениями в философии, как науке, оказываются:
Диалектика, представляющая собой учение, которое рассказывает про общие закономерности развития окружающего бытия.
Эстетика. Представленная наука изучает эстетическое отношение людей к окружающему миру и людское творчество (или художественную деятельность).
Этика. Данная наука рассматривает мораль с нравственностью в качестве изучаемого объекта. Мораль воспринимается формой социального сознания и жизненной человеческой стороной.
Логическая структура философии
Сама по себе логика является учением, рассказывающим про последовательное и упорядоченное мышление. Здесь изучаются способы мыслительного выражения и то, как развивается знание, различные пути познания, закономерности мышления.
В определенном смысле данная дисциплина считается вспомогательной, а ее основной предмет слишком отличается от непосредственных вопросов философии. Вместе с тем нельзя не признать философское направление данной дисциплины и то, что структуру философии обуславливает как раз логическая концепция.
Можно вспомнить, как у Аристотеля именно логика предшествовала решению философских проблем и формировала аналитический склад мышления (конечно, не нужно рассматривать только формальные логические понятия). Даже, несмотря на изучение логикой мыслительных форм, она остается свободной от бытийных предпосылок.
Формальная же логика состоит из элементарных учений, рассказывающих про:
Человеческие понятия;
Умозаключения;
Основные суждения.
Кроме прочего здесь рассматриваются методики логических исследований, доказываются и опровергаются те или иные постулаты. Конечно, современная логика больше склонна к формальным и математическим подходам, основана на логических исчислениях, воспринимаемых в качестве систем со знаками. К тому же сформулированы главные правила работы с вышеуказанными знаками.
Здесь же изучаются многозначные системы, когда в высказываниях нужно видеть намного больше значений, чем обычная «правда» или «ложь». Но не менее важной оказывается неклассическая логика, которая изучает оригинальные методики рассуждений, которые связаны с применением разных модальностей, оценок, ответов с вопросами, условий истины.
Антропология философской науки занята исследованием проблем окружающей природы и значимости человека, рассматриваемого здесь в качестве особенной формы бытия. Поскольку на сегодняшний день человек стремится все к большему саморазвитию, как и окружающий его социум, отдельную важность приобретает именно эта часть философии.
Структура философии у разных философов
Как уже говорилось, в философии существуют разные точки зрения на ее структуру и предмет изучения. В сущности, в одном проблемном поле наличествует большое количество мнений, из которых следует выделить наиболее значимые и фундаментальные.
Структура философии у Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон является известным английским мыслителем, политическим деятелем и первооткрывателем эмпиризма. Когда Фрэнсису исполнилось 23 года, его избрали в парламент. В 56 лет он стал лордом, ответственным за сохранение печати, а потом получил должность лорда-канцлера. Кроме того, Бэкон владел титулами барона Веруламского и даже виконта Сент-Олбанского.
В пожилом возрасте его осудили за взяточничество и отстранили от должности, и хотя впоследствии король помиловал Бэкона, на государственную службу он уже не возвращался. Последние жизненные годы были посвящены научной работе.
Как считал Фрэнсис Бэкон, выдающийся английский философ, философская наука обладает тремя основными предметами, которые следует изучать. Речь идет о Боге, природе и, конечно, человеке. Соответственно, философская наука может делиться на:
Теологическое направление;
Естественное философское учение;
Науку о человеке.
Бэкон настаивал на том, что философия не должна вмешивать в религию и наоборот. Естественное же философское учение, по его мнению, состояло из:
Физики, изучающей разнообразие природных объектов;
Метафизики, которая должна выявлять причину всего существующего, находить то общее, что всех объединяет.
Структура философии у Иммануила Канта
Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.
В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.
Когда Иммануил Кант изучал философию, он основывался на систематике, представленной Вольфом, но вносил в эту систематику значительные изменения. Прежде всего, были дополнены догматические части критическими обоснованиями. Кант начал впервые исследовать пределы и возможности возможностей души человека:
Познания (это чистый разум);
Желание (Этот воля или же чистый практический разум).
Такая предварительная критика у него была названа трансцендентальной философией. Основной предмет заключен в разуме, но не в том, который рассматривается формальной логикой (когда исследуются общие формы вне других предметов), а в том, который способен к априорному предметному познанию, которое не опирается на опыт. Здешнее познание охватывает предметы в целом и рассматривает общие понятия метафизики (это Бог, окружающий мир, субстанция души).
Еще одни изменения, сделанные Кантом, заключались в добавлении четвертой части философской науки к основным трем. Речь идет о критике способности суждения», которая, в свою очередь, включает в себя: