ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Программа практики разработана в соответствии с ФГОС ВО по специальности Клиническая психология 37.05.01, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1181 от 12 сентября 2016 г.
Составители программы практики:
Ковшова О.С. – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии
СамГМУ
Курбатова Е.Г. – старший преподаватель кафедры медицинской психологии и психотерапии
СамГМУ
Рецензенты:
Акопов Г.В. – д.пс.н., профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ
ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет».
Яньшин П.В. – д.пс.н., доцент, главный научный сотрудник лаборатории психолого- педагогических исследований ГБОУ ВО СО «Самарская государственная областная академия
(Наяновой)»
3
1. Вид практики, способы и формы ее проведения
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности,
–
«Ознакомительная».
Практика проводится стационарно по непрерывной форме в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты г. Самары на основе договоров во 2 семестре в течение 2-х недель и предполагает непосредственное участие обучающихся в решении комплекса практических заданий (наблюдение за деятельностью специалиста-клинического психолога; анализ нормативной и рабочей документации специалиста-клинического психолога; формулирование целей и задач профессиональной деятельности в конкретном учреждении; апробирование студентами себя в проведении элементов психодиагностической работы; оценка и анализ собственной деятельности, профессиональная рефлексия студента).
2. Планируемые результаты обучения при прохождении учебной практики
Цель практики: формирование осознанности личностной и социальной значимости профессии, а также закрепление теоретических знаний и получение первичных профессиональных и научно-исследовательских умений и навыков в ходе ознакомления с особенностями практической деятельности профессионала-клинического психолога.
Задачи учебной практики:
• ознакомить студентов с основными нормативными документами и этическими принципами, регламентирующими деятельность клинического психолога;
• ознакомить студентов с разнообразием учреждений, в которых работает специалист в области клинической психологии;
• ознакомить студентов с разнообразием форм и направлений работы клинического психолога в различных учреждениях и структурных подразделениях, проблематикой психологических исследований, опытом работы отдельных клинических психологов-практиков;
• ознакомить студентов с рабочим местом клинического психолога (методическим обеспечением и психологическим инструментарием);
• дать возможность студенту апробировать себя в проведении элементов психодиагностической работы;
• сформировать на начальном уровне навыки наблюдения и паттерны общения, играющие роль профессионального инструментария, технологии систематизации информации и обращения ее в личные знания, умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;
• способствовать развитию исследовательских способностей студентов: планирования, осуществления поиска, подбора, систематизации материала по заданной тематике;
• сформировать профессиональное самосознание личности практиканта на уровне активного интереса к деятельности клинического психолога, самообразованию и самосовершенствованию.
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
- общекультурных:
ОК-7 – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- профессиональных:
ПК-2 – готовность выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг);
ПК-4 – способность обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.
В результате прохождения практики студент должен:
4
знать:
принципы организации медицинской и психологической помощи населению;
роль и место клинического психолога при оказании помощи населению;
правила профессиональной этики при взаимодействии с коллегами, с больными и их родственниками;
правила организации рабочего места клинического психолога и требования к методическому материалу;
принципы и правила работы клинического психолога с историей болезни;
правила наблюдения за поведением больного (поза, выражение лица, интонация);
перечень документов, отражающих деятельность клинического психолога.
уметь:
выявлять (посредством наблюдения и беседы) и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства в кооперации с коллегами;
систематизировать научную информацию;
владеть:
навыками поведения в специфических условиях стационара и амбулаторных подразделениях лечебно-профилактических учреждений различного профиля;
навыками составления библиографии по заданной тематике;
навыками коммуникации с медицинским персоналом, коллегами психологами и социальными работниками, участвующими в оказании медико-психологической помощи населению.
3. Место практики в структуре ОП ВО
Учебная «Ознакомительная» практика является неотъемлемой составной частью подготовки по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» и относится к базовой части
Блока 2 учебного плана «Практики, в том числе научно-исследовательская работа».
Базовыми для данной практики являются дисциплины: «логика»; «биоэтика».
Параллельно изучаются: «общая психология»; «профессиональная этика»; «этика и эстетика»; «аксиологические основы работы клинического психолога»; «философия».
Прохождение данной практики необходимо как предшествующее для освоения дисциплин:
«общий психологический практикум»; «введение в клиническую психологию»; «основы волонтерской деятельности»; «психология труда, инженерная психология и эргономика»;
«социальная психология»; «организационная психология»; «психодиагностика»; «практикум по психодиагностике»; «методология исследования в клинической психологии»; «супервизия»; производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности «Психодиагностическая»; производственная клиническая психодиагностическая практика «Психодиагностика в медицине».
4. Объем практики и виды работ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Вид учебной работы
Всего часов
Семестр
2
Контактная работа обучающихся с преподавателем. Аудиторные занятия (всего)
72 72
В том числе:
Лекции (Л)
7 7
Практические занятия (ПЗ)
65 65
Семинары (С)
-
-
Лабораторные работы (ЛР)
-
-
Самостоятельная работа (всего)
72 72
В том числе:
5
Подготовка к практической работе
40 40
Подготовка реферата
15 15
Заполнение дневника практики
12 12
Написание отчета по практике
5 5
Вид промежуточной аттестации (зачет с оценкой)
Зачет с оценкой
Зачет с оценкой
Общая трудоемкость (час)
144 144
4.1. Тематический план лекций
№
лекции
Тема лекции
Кол-во
часов
1
Область профессиональной деятельности клинического психолога и его роль в решении задач охраны и восстановления здоровья.
2 2
Профессионально важные качества клинического психолога.
2 3
История факультета медицинской психологии СамГМУ.
2 4
Клинические психологи в медицинских и образовательных учреждениях
Самары и Самарской области.
1
ИТОГО
7
4.2. Тематический план практических занятий
№ ПЗ
Тема практического занятия
Формы контроля
Кол-во
часов
текущего
рубежного
1
Установочная конференция.
Проверка дневника практики
Не предусмотрен
3 2
Знакомство с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность клинического психолога.
Проверка дневника практики
5 3
Организация рабочего места медицинского психолога. Оформление отчетной документации медицинским психологом.
Проверка дневника практики
7 4
Организация работы отделения клинической психологии и психотерапии Клиники СамГМУ.
Проверка дневника практики
7 5
Знакомство со спецификой работы клинического психолога в терапевтических отделениях Клиник
СамГМУ.
Проверка дневника практики
7 6
Знакомство со спецификой работы клинического психолога в хирургических отделениях
Клиник
СамГМУ.
Проверка дневника практики
7 7
Знакомство со спецификой работы клинического психолога в составе мультидисциплинарной бригады специалистов, осуществляющей реабилитацию больных неврологического профиля.
Проверка дневника практики
7
6 8
Знакомство со спецификой работы клинического психолога в наркологии.
Проверка дневника практики
Реферат
7 9
Знакомство со спецификой работы клинического психолога в детской больнице.
Проверка дневника практики
7 10
Конференция по итогам учебной практики. Зачет.
Проверка дневника практики
8
ИТОГО
65
5. Содержание практики
№
Разделы
практики
Содержание раздела
Код
компет
енций
Трудое
мкость
(в
часах)
Формы
текущего
контроля
1.
Подготовительн
ый
Установочная конференция
(сообщение цели, задач, программы практики, инструктаж, предоставление форм отчетной документации по практике и сообщение требований к ее оформлению).
Знакомство с областью профессиональной деятельности клинического психолога, его ролью в решении задач охраны и восстановления здоровья, стимулирования и направления психического развития, повышения адаптационного потенциала личности; профессионально важными качествами клинического психолога; историей факультета медицинской психологии
СамГМУ, кафедр факультета;
Знакомство с нормативными документами, регламентирующими профессиональную деятельность клинического психолога. Знакомство с этическими принципами профессиональной деятельности клинического психолога.
Организация рабочего места клинического психолога.
ОК-7,
ПК-2,
ПК-4 22
Проверка дневника практики
2.
Знакомство с
производственн
ыми
процессами в
профессиональн
ой деятельности
медицинского
психолога
Знакомство с ролью психологической службы в конкретном структурном подразделении
(отделении клинической психологии и психотерапии
Клиник
СамГМУ, терапевтических и хирургических отделениях Клиник СамГМУ, детской больнице, социально-
ОК-7,
ПК-2,
ПК-4 42
Проверка дневника практики
7 реабилитационном центре для пожилых, наркологической службе, центре реабилитации пациентов с
ОНМК СОКБ им. В.Д. Середавина):
- знакомство с нормативно-правовой документаций, регламентирующей деятельность клинического психолога в конкретном учреждении
(положением о психологической службе, должностными обязанностями психолога, приказами и др.);
- знакомство с рабочим местом по следующему плану: наличие кабинета психолог, его описание; оснащение кабинета методическими материалами
(книгами по специальности, методическими пособиями на бумажных и электронных носителях), их тематическая направленность; наличие оргтехники (компьютер, ксерокс, принтер, сканер, средства мультимедийной презентации, музыкальный центр);
- знакомство с рабочей документацией: стационарной картой больного
(историей болезни), протоколами психологических экспериментальных исследований, психологических консультаций, психотерапевтических сессий, заключениями по психологическим исследованиям;
- наблюдение за профессиональной деятельностью клинического психолога по основным направлениям
(психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое просвещение), ее анализ;
- знакомство со стратегиями установления профессиональных контактов;
- участие в подготовке стимульного материала для психологической диагностики, в оформлении рабочей документации;
- апробирование элементов психодиагностической работы
(установление контакта с пациентом/клиентом, проведение исследования с помощью опросника
САН
(«Самочувствие-активность- настроение»)).
8 3.
Итоговый
Подведение итогов учебной практики, отчет студентов по видам работ.
ОК-7,
ПК-2 8
Проверка дневника практики
6. Форма отчетности по учебной «Ознакомительной» практике
В качестве отчетной документации предоставляются:
- реферат по заданной теме;
- заполненный и оформленный дневник учебной практики, содержащий характеристику мест практики и отражающий ежедневную деятельность практиканта;
- письменный отчет по учебной практике.
7. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по практике
Фонд оценочных средств разрабатывается в форме самостоятельного документа (в составе
УМКП).
Процедура проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в виде зачета с оценкой в форме собеседования в ходе защиты отчета по практике. К промежуточной аттестации допускаются студенты, выполнившие программу практики и представившие отчетную документацию.
В интегральной оценке зачета, как средней арифметической, учитываются оценки за дневник практики и за реферат по НИД.
Перечень вопросов к зачету (собеседование во время процедуры защиты отчета по
практике):
Каковы роль и место клинического психолога при оказании помощи населению?
Какие этические принципы должны руководить профессиональной деятельностью клинического психолога?
Каковы правила организации рабочего места клинического психолога и требования к методическому материалу?
Каковы принципы и правила работы клинического психолога с историей болезни?
На что нужно обращать внимание, наблюдая за пациентом?
Как бы Вы охарактеризовали психологическую службу данного учреждения (организация, достоинства, недостатки)?
Как Вы считаете, что нужно включить в перечень задач медицинского психолога в данном учреждении?
Каков перечень документов, отражающих деятельность клинического психолога в данном учреждении?
Что Вы узнали в ходе практики?
Чему Вы научились в ходе практики?
Какие из уже освоенных дисциплин учебного плана пригодились Вам при прохождении практики?
Что Вы считаете личным приобретением по итогам практики?
Что для Вас явилось наиболее важным профессиональным результатом практики?
Критерии оценивания защиты отчета по практике:
- культура изложения материала в устной форме,
- логичность суждений,
- владение материалом по содержанию практики,
- полнота и корректность ответов на вопросы.
9
Оценка «отлично» ставится студенту, который ходе защиты отчета продемонстрировал культуру речи, логичность суждений, рефлексию деятельности, исчерпывающе ответил на заданные вопросы; получил положительный отзыв руководителя.
Оценка «хорошо» ставится студенту, который в ходе защиты отчета продемонстрировал культуру речи, логичность суждений, ответил на заданные вопросы; получил положительный отзыв руководителя.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который в ходе защиты отчета продемонстрировал нелогичность суждений, неполно ответил на заданные вопросы; получил отзыв руководителя с замечаниями.
Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который не предоставил отчет по практике или не смог ответить на заданные вопросы; получил негативный отзыв руководителя.
Критерии оценивания письменного отчета по практике:
- указание цели, задач, сроков, графика, мест практики;
- обобщенное описание деятельности, осуществлявшейся в ходе практики;
- наличие самооценки студента на основе анализа деятельности, осуществленной в ходе практики.
Оценка «отлично»ставится, если отчет представлен в положенный срок, замечаний к содержанию и оформлению нет, не требует доработки.
Оценка «хорошо» – отчет представлен с незначительным нарушением намеченного срока, есть небольшие замечания к оформлению и/или содержанию, не требует доработки.
Оценка «удовлетворительно» – отчет представлен с существенным нарушением намеченного срока, есть серьезные замечания к оформлению и/или содержанию, требуется его доработка.
Оценка «неудовлетворительно» – отчет не представлен.
Критерии оценивания дневника практики (с учетом характеристики):
1) наличие ежедневных отчетов практиканта о своей деятельности в дневнике;
2) краткие характеристики всех мест практики;
3) полнота отражения деятельности практиканта на лекции, практическом занятии;
4) указание источников знаний, умений и навыков;
5) четкость и корректность изложения, использования профессиональной терминологии;
6) ежедневные отметки представителя места практики в дневнике (в виде подписи).
Оценка «отлично»ставится, если дневник представлен в положенный срок, замечаний к содержанию и оформлению нет, не требует доработки.
Оценка «хорошо» – дневник представлен с незначительным нарушением намеченного срока, есть небольшие замечания к оформлению и/или содержанию, не требует доработки.
Оценка «удовлетворительно» – дневник представлен с существенным нарушением намеченного срока, есть серьезные замечания к оформлению и/или содержанию, требуется его доработка.
Оценка