Файл: Выступление Владимира Путина, 25. 08. 2021г., на заседании президиума Госсовета, посвящённому улучшению качества образования 3 федеральный закон.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Государственная
политика в сфере общего
образования
М.В. Упорова, заместитель директора Департамента
государственной политики и управления в сфере
общего образования Минпросвещения России
2
«Без современного качественного доступного
образования, причем во всех регионах страны,
невозможно добиться ничего в сфере развития.
Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип
системы российского образования —это
справедливость, то есть доступность качественного
образования для каждого ребенка в соответствии с его
интересами и способностями, причем независимо от
того, где он живет — в городе или деревне, в Москве
или любом другом регионе страны, независимо от того,
где учится — в государственной школе или частной, и,
конечно, независимо от социального статуса и доходов
родителей»
Выступление Владимира Путина,
25.08.2021г.
,
на заседании президиума Госсовета, посвящённому улучшению качества образования
3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 273-ФЗ
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового
регулирования отношений в сфере образования
12 принципов
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе;
4) единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 273-ФЗ
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в
сфере образования
14 полномочий
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской
Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в
сфере образования;
6)
утверждение
федеральных
государственных
образовательных
стандартов, установление федеральных государственных требований;
13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном
уровне;
5
ЕДИНАЯ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Единые
стандарты
образовательного
пространства
страны
Единые подходы
к формированию
содержания
образования и
воспитания
Единая система
мониторинга
эффективности
деятельности
образовательных
организаций,
органов
управления
образованием
ГАРАНТИЯ РАВЕНСТВА РЕСУРСОВ,
УСЛОВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
2020
2023
Концепция и Регламент формирования кадрового резерва
Методология мотивирующего мониторинга субъектов РФ, МОУО, ОО
Программа повышения квалификации управленческих команд
Создание стажировочных площадок в субъектах РФ
Матрица многоуровневых показателей
(федеральный, региональный, муниципальный уровни)
Модель анализа данных о системе управления качеством образования
Автоматизация процедуры согласования руководителей
Программы развития систем управления качеством образования
Адресная поддержка управленцев
Сопровождение мероприятий по управлению качеством образования
Программы ДПО
Кадровый резерв
Информационный сервис
Сформирована система управления качеством образования
6 6
ЕДИНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральные государственные
образовательные стандарты общего
образования
16 примерных рабочих
программ по предметам
начального общего
образования
ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1-4 КЛАССЫ
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
5-9 КЛАССЫ
ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
10-11 КЛАССЫ
Детализация требований ФГОС
в методических документах
Экспертиза
учебников
Обеспечение всех обучающихся
учебниками из Федерального
перечня
Разработка
контрольно-измерительных материалов
для процедур оценки качества и государственной итоговой
аттестации
Федеральный
перечень
учебников
Разработка
учебников
Критерии
экспертизы
учебников
+ ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ,
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕЗЫ ЗНАНИЙ
ТРЕБОВАНИЯ
-
к структуре образовательной программы
- результатам реализации образовательной программы
- к условиям реализации образовательной программы
Примерная программа
начального общего
образования
Примерная программа
основного общего
образования
Примерная программа
среднего общего
образования
22 примерных рабочих
программ по предметам
основного общего
образования
35 примерных рабочих
программ по предметам
среднего общего
образования
Для школы
Для учителя
7
8
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
*Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в РФ» в части введения федеральных основных общеобразовательных программ
№ ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»
*
Ч. 10 СТ. 2
10 1
Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и
(или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Ч. 6 СТ. 12
6 2
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение
Ч. 6 СТ. 12
6 3
При разработке основной образовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы
НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», а при реализации обязательной части ОО и СОО – «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «ОБЖ»
ФООП
федеральный
учебный план
федеральный
календарный
учебный
график
федеральные
рабочие
программы
учебных
предметов, курсов,
дисциплин
федеральная
рабочая
программа
воспитания
федеральный
календарный
план
воспитательной
работы
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
НОО
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ООО
РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА,
ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,
ГЕОГРАФИЯ, ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9
ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего
образования»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034)
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
Детализированы требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ
Пересмотреть содержание рабочих программ по учебным предметам
(методические рекомендации размещены на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/
)
ИЗМЕНЕНИЯ ФГОС
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Пересмотреть учебный план начального общего и основного общего образования, рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности
(примерные рабочие программы размещены на портале
«Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/)
Разъяснено понятие
«современная информационно-образовательная среда»
Эффективно использовать целевую модель цифровой образовательной среды
Детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы
Обновить рабочие программы воспитания
Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся
Изменилось количество учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне
Введено понятие «учебный модуль»
10
11
Первоочередные меры
МОДЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ
ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Класс
1 2
3 4
5 6
7 8
9 2022/2023 уч. год
2023/2024 уч. год
2024/2025 уч. год
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
Сроки исполнения
•
Информационно-разъяснительная работа с родителями
•
Принятие решения о порядке перехода на обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования
•
Приведение качества условий организации образовательного процесса в соответствие с требованиями обновленных ФГОС
20.03.2022 01.04.2022 31.08.2022
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕХОДЕ ШКОЛ
НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО И ООО
52 субъекта РФ, в которых 2-4 классы переходят на обновленный ФГОС НОО –
61%
85 субъектов РФ со
100%
переходом 1 и 5 классах на обновленные ФГОС
12
24 субъекта РФ, в которых 6-9 классы переходят на обновленный ФГОС ООО –
28%+
Задачи субъектов РФ:
Провести анализ исполнения Чек-листа самодиагностики готовности региона к введению обновленных ФГОС
Обеспечить контроль обучения 100% учителей
, приступающих с 1 сентября
2022 года к реализации обновленных
ФГОС, по программам повышения квалификации
Обеспечить контроль за качеством условий организации образовательного процесса в соответствие с требованиями обновленных ФГОС
• Обеспечить контроль сопряжения содержания внеурочной и урочной деятельности, воспитательной работы
, а также содержания программ дополнительного образования с целью достижения планируемых результатов
• Обеспечить контроль синхронизации/интеграции ООП и ПДО на базе ОО, ДОП,
СПО, сущностей национального проекта «Образование» (центров «Точка Роста»,
«IT-куб», «Кванториум») и реализацию модели использования ресурсов
•Организовать мероприятия по организации наставничества с целью повышения профессионального уровня учителей по вопросам введения обновленных ФГОС
•Обеспечить систему поддержки педагогических работников по реализации календарно-тематического планирования, поурочных планов учителя в части формирования функциональной грамотности
ЧЕК-ЛИСТ САМОДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ регионов Российской Федерации к введению и реализации обновленных ФГОС
Внесение
изменений
в
приказы
Минпросвещения от 31 мая 2021 г.
№286 и №287
Увеличение max. аудиторной нагрузки:
НОО
+155
ООО
+299
Вводится учебный предмет «
ОДНКНР
» - ООО
Возможность
обеспечения
обучающихся электронными учебниками
, по предметам, не входящим в список экзаменов ГИА
13
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ:
РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ФУНКЦИОНАЛ
II.
I.
Федеральный уровень:
ФГАОУ ДПО «Академия
Минпросвещения России»
Региональный уровень:
ИРО/ИПК/ЦНППМ
Региональные
операторы по введению
обновленных ФГОС
Региональные
координаторы по ДПО
• Разработка ДПП ПК и образовательного контента
• Реализация ДПП ПК (по заявкам регионов)
• Методическое сопровождение обучения по ДПП ПК
• Определение регионального координатора по ДПО
• Формирование списков слушателей по программам
Академии
• Организационная поддержка обучения
• Взаимодействие с Академией по проблемным вопросам
• Определение регионального оператора по обновленным ФГОС
• Методическое сопровождение обучения
(консультации, горячая линия и др.)
Информация для педагогических работников о региональных операторах и координаторах размещена на сайтах региональных систем ДПО