ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Восточные славяне в древности. VI-VIII вв
Именно славяне основали Древнерусское государство, ставшее общей родиной трёх народов — русских, украинцев и белорусов. Они появились в Восточной Европе примерно в середине I тысячелетия и жили на землях, расположенных между реками Одером, Вислой и Днепром, а оттуда из-за вторжений гуннов и авар двинулись на юг, запад и восток.
В VII веке некоторые славянские племена подчинили себе кочевники. Нередко славяне нападали на западноевропейские земли. Расселившись по территории Европы, славяне разделились на три ветви — западную, южную и восточную.
Территория, на которой жили восточнославянские племена, была очень большой. На севере она простиралась до реки Невы и Ладожского озера, на юге — до среднего течения Днепра. Западной границей восточнославянских земель стали Карпатские горы, восточной — глухие леса по реке Оке.
Расселяясь, восточные славяне стали соседями финно-угорских племён, которые жили на севере и северо-востоке Европы. Это чудь, меря, мурома и другие — предки современных карелов, финнов, марийцев, мордвы. Проникновение славян на их земли происходило мирным путём. Через какое-то время эти племена вошли в состав Древней Руси.
О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, условно называется «Повестью временных лет». Её написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII века.
Самым большим славянским племенем было племя полян. Они жили на берегах Днепра. Их главным городом был Киев, уже существовавший к IX веку.
-
Древнерусское государство в IX- XI вв
«Повесть временных лет» дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях общинно-родового строя. Южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам. Но северные племена однажды прогнали варягов. И стали искать себе князя среди своих племен. Но это не принесло результата, так как племена не смогли прийти к единому мнению. Поэтому наши предки и призвали к себе варяжских князей.
Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев. В состав его постепенно вошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые из финских.
На первом этапе своего существования Киевская Русь была относительно централизованным государством. Во главе его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. Власть над территорией принадлежала всему правящему роду Рюриковичей.
Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Дружина в период IX—X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен.
Различают два вида отношений между властью и подданными: вассальные и подданнические. Между киевским князем и дружиной установились вассальные отношения. Князь советовался с дружинниками по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. Младшие дружинники носили название «отроки». Бояре часто выступали в качестве воевод, отроки же становились младшими администраторами.
Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным.
До середины Х в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Метод - сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.
Социально-экономические отношения обусловили и социальную структуру древнерусского общества. О характере этой структуры можем судить на основе изучения свода законов того времени - «Русской Правды», первая часть которой была составлена по инициативе Ярослава Мудрого. Много статей «Русской Правды» посвящено рабам, известным под названием «челядь» или «холопы». Кроме холопов, «Русская Правда» называет закупов, рядовичей и изгоев. Важную роль в развитии Древнерусского государства сыграло принятие христианства.
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.
Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.
На период IX-XI веков Древнерусское государство, в силу своего положения, оказывало существенное влияние на жизнь своих соседей.
-
Культура Киевской Руси
В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород) в единое государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве.
Первые киевские князья стремились расширить территорию государства за счет присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен; освободиться от внешней зависимости; установить внешнеэкономические связи.
Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим приближенным в управление крупнейшие центры. Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.
Основную массу населения составляли крестьяне. При чем, на Руси долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя, платили ему установленную дань и, следовательно, были больше заинтересованы в результатах своего труда, чем вотчинные крестьяне, оказавшиеся в более тяжелом положении. В вотчинах были и рабы, лишенные каких-либо прав. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину». Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального гнета приводит к массовым народным выступлениям, которые прокатились по Киевской Руси во второй половине ХI в.
Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием единого государства, усилением внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное производство. Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью.
Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях.
Наибольшего расцвета Киевская Русь достигает в конце Х – первой половине IХ в. при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Владимир проводит две религиозные реформы. Сначала Великий князь попытался объединить страну на основе старых языческих верований. По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна, изображения Даждьбога, Хороса и др.
Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в православном варианте. В 988 г. Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства.
Православие внесло серьезные корректировки в общественное сознание. Окружающий мир, устройство человеческого общества объявлялись как раз и навсегда богоустановленный порядок. Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога.
Основные тенденции в литературе и искусстве. Закономерно, что развитие всей средневековой (до начала ХVI в.) культуры шло под знаком христианской веры. Православие, пришедшее из Византии, принесло с собой высочайшие достижения греческих мастеров. Однако, новое органично соединялось со старыми русскими традициями, лучшие из которых бережно сохранялись.
Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету. Христианство послужило мощным катализатором развития русской культуры, однако, она во всем сохраняет свою самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и до начала татаро-монгольского нашествия была не ниже, чем в других христианских западноевропейских странах.
Славянская письменность и образование. В IX в. был создан первый алфавит. При князе Владимире на Руси появились первые школы. Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения.
Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.
Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строительства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси.
Устное народное творчество. В собственно славянских книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества. Русская земля всегда была богата сказками, пословицами, песнями, в которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти ответы на все житейские вопросы.
В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа. Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.
Таким образом, была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.
-
Древняя Русь в период раздробленности
На месте единого Древнерусского государства образовались самостоятельные, суверенные княжества по своим масштабам равные западноевропейским королевствам. Начался период политической раздробленности, длившийся на Руси с первой трети XII до конца ХV века. Государство с единым центром в Киеве распалось к середине XII века на 15, к началу XIII века — на 50, а к XIV веку — почти на 250 княжеств.
За отделение от Киева выступили местные княжеские династии, которых поддержало боярство. Бояре были недовольны «данями» и «уроками» в пользу великого киевского князя, его вмешательством в их вотчинные дела. Сепаратизм местных князей поддерживали и города, выросшие и окрепшие настолько, что стали соперничать с Киевом. Это Новгород, Владимир-Волынский, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Смоленск. В стольных городах князья основали свои местные династии: в Чернигове — Ольговичи, на Волыни — Изяславичи, в Полоцке — Брянчиславичи, во Владимире-на-Клязьме — Юрьевичи.
Немаловажной причиной политической раздробленности Руси был рост и усиление городов как центров политической и экономической жизни. К концу XIII века в стране насчитывалось около 300 городов. Многие из них возникли на северо-востоке, другие — Галич, Холм — на юго-западе страны. Укреплялись и развивались старые города. Города становились ремесленно-торговыми центрами для окрестных земель. В них производилось все, что было нужно для хозяйства, торговли, войны и украшения быта. В городах быстро росло число ремесленных специальностей. Русские ремесленники нередко изготовляли оружие, доспехи, украшения и другие изделия качественнее, чем западноевропейские мастера того времени.