Файл: Литература по выбранной теме Тезисы по исследуемой теме Заключение Приложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По научно–исследовательской работе преподаватели кафедры проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю кафедры или по тематическим планам НИР Министерства образования и науки РФ, рецензируют научные работы, руководят научно–исследовательской работой студентов по профилю кафедры, организуют работу научных семинаров, участвуют в организации и проведении научных конференций, готовят к изданию научную и учебную литературу и др.
По воспитательной работе преподаватели кафедры реализуют воспитательную функцию в процессе обучения, организуют и проводят с обучающимися внеучебные мероприятия, проводят воспитательную работу, осуществляют функции кураторов студенческих групп.
Преподаватели не реже одного раза в 3 года проходят повышение квалификации, участвуют в методологических и учебно–методических семинарах и мастер–классах с обсуждением теоретических и методических вопросов по актуальной тематике, обобщают и распространяют педагогический опыт лучших преподавателей кафедры.
Анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей трудовую деятельность профессорско-преподавательского состава, показывает, что обязанности профессора и доцента, старшего преподавателя и преподавателя разграничиваются. Принятые должностные характеристики позволяют решать такие назревшие на практике вопросы, как разграничение должностных обязанностей старшего преподавателя и преподавателя (ассистента), профессора и доцента, закрепляется связь уровня научной квалификации, предусмотренной для данной должности, с категорией сложности видов поручаемой работы. Закрепление в законодательстве о труде квалификационных характеристик с четким разграничением круга обязанностей по каждой отдельной должности профессорско- преподавательского состава высших учебных заведений (от заведующего кафедрой до ассистента) при заключении трудового договора с преподавателями вузов обеспечивает эффективное применение их труда.
В настоящее время с педагогическими работниками заключается срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). Как известно, если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок.
Как показал анализ научно-педагогической карьеры преподавателя, большинство преподавателей работает в вузе не один десяток лет
, средний стаж их 10 лет, но при этом они вынуждены периодически проходить конкурсный отбор и заключать срочный трудовой договор на срок избрания. Конкурс проводится, как правило, под конкретного претендента, уже работающего на данной должности преподавателя, и, следовательно, результат конкурса заранее предрешен. По сути, трудовые отношения преподавателя с вузом носят постоянный характер, но при этом он (преподаватель) вынужден в соответствии с законом заключать срочные трудовые договоры, что делается, безусловно, не в его интересах. Вуз заинтересован в постоянно работающем высококвалифицированном профессорско- преподавательском коллективе. Подобный коллектив на кафедре (факультете) формируется в течение многих лет. В некоторых вузах уход с кафедры хотя бы одного преподавателя вызывает определённые трудности в поисках ему замены - специалиста соответствующего уровня и квалификации, что возможно только при конкурсном отборе кадров.
Таким образом, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установил, что в высшем учебном заведении не могут работать преподаватели, с которыми не был заключен срочный трудовой договор, за исключением случаев работы педагогических работников по совместительству (не требуют заключения трудового договора - педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год) .
Что касается особенностей прекращения трудового правоотношения преподавателя с вузом, то Увольнение преподавателя по п.З ст. 81 ТК РФ предусматривается в случае обнаружения его несоответствия занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению его работы. Это связано с неудовлетворительным чтением преподавателем лекций, проведением семинарских и практических занятий, выполнением научной, методической, воспитательной работы.
Для ограничения трудового договора преподавателя от договора возмездного оказания услуг можно использовать следующие критерии1:
- в какой мере вуз-пользователь определяет, где, когда и каким образом должна выполняться преподавательская деятельность, включая продолжительность рабочего времени и другие условия труда;
- в какой мере вуз-пользователь осуществляет контроль и надзор за преподавателем-исполнителем в отношении выполняемой им учебной работы
, включая и дисциплину труда;
- выплачивает ли вуз-пользователь преподавателю причитающееся ему вознаграждение за его труд периодически и в соответствии с заранее установленными критериями;
- в какой мере выполняемая преподавателем работа является составной частью учебного процесса - основной деятельностью вуза;
- в какой мере вуз-пользователь осуществляет инвестиции в совершенствование учебно-материальной базы, необходимой для выполнения преподавателем учебной работы;
- может ли преподаватель (исполнитель) получать прибыль или подвергаться риску понести убытки при выполнении учебной работы; выполняется ли учебная работа на регулярной и постоянной основе в соответствии с требованиями программы обучения слушателей, по определенной специальности.
Рассмотрим правовое регулирование режима рабочего времени и времени отдыха преподавателей вуза. Универсальным измерителем количества труда, затраченного на выполнение той или иной работы, является рабочее время. В соответствии со ст. 91 ТК РФ под рабочим временем понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к рабочему времени. На локальном уровне определение рабочего времени конкретизируется применительно к специфике производственного процесса.
Внутренний трудовой распорядок вуза имеет свои особенности. Педагогическая деятельность характеризуется высоким уровнем ответственности, значительным эмоциональным напряжением, что сказывается и на регулировании труда педагогических работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени - не более 36 ч. в неделю. При этом в рабочее время педагогических работников включается преподавательская (учебная), воспитательная, научная методическая работа, предусмотренная их должностными обязанностями. Данная норма обязательна как для государственных, муниципальных образовательных учреждений, так и для негосударственных. Превышение установленной в законе нормы рабочих часов следует считать сверхурочной работой
, подлежащей оплате в повышенном размере, установленном ст. 152 ТК РФ, или предоставлением соответствующего переработке дополнительного времени отдыха. Учебная нагрузка преподавателя оговаривается в трудовом договоре. Она ограничивается верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида (ч. 2 ст. 333 ТК РФ).
Верхний предел учебной нагрузки для педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования не может превышать 900 ч. в учебном году согласно письму Минобразования от 26 июня 2003г. №14-55-784 ин/151. Вузы имеют право определять в рамках установленного предела объем нагрузки преподавателя самостоятельно. Учебная нагрузка распределяется заведующим кафедрой между работающими на ней преподавателями с учетом их квалификации, специализации и утверждается решением кафедры.
Объём учебной нагрузки, установленной преподавателю при заключении трудового договора, может быть по решению кафедры уменьшен на следующий учебный год, в связи с уменьшением числа студентов и количества часов по учебным планам и программам, завершением кандидатской или докторской диссертации. Структура рабочего времени профессорско-преподавательского состава зависит от процесса планирования работы вуза на соответствующий учебный год.
Процесс планирования производительного использования рабочего времени преподавателя является трудоемким и сложным, поскольку планирование предполагает распределение отдельных видов работ не только между кафедрами, но и отдельными преподавателями.
Согласно ст. 106 ТК РФ временем отдыха признаётся время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Трудовой кодекс различает следующие виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня, смены; перерывы между рабочими днями, сменами; еженедельные выходные дни; нерабочие праздничные дни; ежегодные отпуска; социальные отпуска по просьбам работников; периодические материнские и целевые отпуска.
Институт рабочего времени профессорско-преподавательского состава вузов является одним из ключевых в системе регулирования трудовых отношений педагогических работников с вузом. Следует отметить специфику этого института, учитывающего особенности учебного процесса, охраны труда преподавателей и здоровья студентов. Речь идет не только о сокращенном рабочем времени преподавателя, но и о его режиме, при
котором время перерывов между лекциями, семинарами, другими видами аудиторных занятий засчитывается в рабочее время: один академический час, обычно это 45 минут, приравнивается к соответствующему астрономическому времени = 1 часу. Право на отдых преподавателя неразрывно связано с производительным использованием рабочего времени, структурой и особенностями учебного процесса в вузе.
Право на отдых является одним из основных прав человека и гражданина в сфере труда, провозглашённых ст. 37 Конституции РФ. Каждому работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Реализация данного конституционного права обеспечивается законодательством о труде.
6. Анализ структуры лекции
В университете применяется согласно ГОСТ определенная структура лекции: вступление, основная часть, подведение итогов.
Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее. Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. На некоторых лекциях на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.
Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции. В конце преподаватель предоставляет студентам тему следующего занятия, определяет направление для самостоятельной работы.
№ | Основные моменты | Излагаемая информация | Время, мин. |
1. | Вступительная часть | Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач. | 5-8 |
2. | Составление плана | Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса. | 60-65 |
3. | Закрепление полученной информации | Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает, как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок. | 8-10 |
4. | Подведение итогов | Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов. | 5-8 |
5. | Анонс следующего занятия, задание на дом | Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения. | 2 |