Файл: Отчет по теме самообразования Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 страница – используемое оборудование
4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)
5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента)
6 страница – выводы
7 страница – список источников информации
5) Разминки
Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.
А) «Ключевые слова» - каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.
Б) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).
В) «Да-нетка» - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.
Г) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой0) Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.
6) Применение творческих заданий на уроках биологии
Важнейшую роль в активизации учащихся играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.
Способы и виды заданий достаточно разнообразны:
1) составление кроссвордов ;
2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо биологическом объекте;
3) выполнение рисунков;
4) изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного);
5) составление рассказа с биологическими или химическими ошибками;
6) составление тестов, опорных схем и конспектов;
7) сбор и оформление гербариев, коллекций.
8) выполнение практических заданий, минипроектов;
Для развития познавательного интереса важна и внеучебная деятельность. Это открытые мероприятия, предметные недели. За последние 3 года запоминающимися были такие мероприятия как интеллектуальная игра по химии «Стать миллионером может эрудит», экологическая игра «Счастливый случай», своя игра «Мир воды», конкурс команд «Тропа загадок», конкурс «Весёлая биология», внеклассное мероприятие «Умей сказать нет!».
Активно занимаюсь самообразованием, прошла курсы повышения квалификации: «Управление качеством образования по предмету на основе ФГОС», АКИПКРО, декабрь 2012г в объёме 108 ч. Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Активно участвую в реализации научно-методических планов школы. Систематически участвую в подготовке и проведении мероприятий в рамках школьных предметных и методических декад: провожу открытые уроки, праздники, выставки, викторины и конкурсы. Ежегодно принимаю участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок» и Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Член Всероссийского педагогического клуба «Первое сентября». Активный пользователь ИКТ, участник конкурса «ИКТО – 2012, 2013» в номинации «Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ». Регулярно выступаю с докладами на родительских собраниях и педагогических советах в школе. С 2011 г возглавляю школьное методическое объединение учителей естественно - научного цикла. Имею ряд публикаций в сети Internet.
Название материала | Адрес |
Конспект урока и презентация «Дыхание растений» 6 кл | http://infourok.ru/ |
Внеклассное мероприятие «Умей сказать нет!» | http://nsportal.ru/oksana-i |
Классный час «И НЕТ ПРОФЕССИИ ЛУЧШЕ» | http://nsportal.ru/oksana-i |
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК | http://nsportal.ru/oksana-i |
Зачетно-обобщающий урок "Строение клетки", "Обмен веществ" | http://festival.1september.ru. |
Исследовательская работа « Пауки, обитающие на территории села Камышенки» | http://project.1september.ru. |
Исследовательская работа «НОЧНЫЕ СОВКИ СЕЛА КАМЫШЕНКИ» | http://nsportal.ru/oksana-i |
-
Заключение
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии и химии, позволяет мне достигать определенных результатов.
Наблюдается позитивная динамика уровня обученности учащихся по биологии за 3 года.
Позитивная динамика уровня обученности учащихся по химии.
Применение данной методики совместно с компьютерными технологиями способствует повышению интереса к изучению химии и биологии, помогает добиться лучших результатов в обучении, позволяет развивать устойчивые познавательные интересы и исследовательские способности учащихся. Обеспечивает их активность и творческую самостоятельность; формирует мышление; повышает мотивацию к изучению учебных предметов, к самостоятельному познанию; т.е. способствует самореализации учащихся. Эффективность опыта работы по данной методической системе подтверждается результативным участием школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.
Всероссийская олимпиада школьников по экологии (муниципальный этап) 2010г. Стариков А., 9 класс -2 место; Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г. Иващенко Д., 9 класс и Ладан И., 10 класс -3 место. Каждый год мои ученики ведут исследовательскую работу, представляют ее на районном и региональном уровне: 2010 г - Мельник А. заняла 2 место в окружном этапе краевого конкурса учебно-исследовательских работ «Дети Алтая исследуют окружающую среду» в г. Камень-на-Оби. В 2011г Мельник А. представляла свою исследовательскую работу «Ночные совки села Камышенки» на окружной научно – практической конференции в Тюменцево «Будущее Алтая» и заняла 1 место. Стала лауреатом краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая» в г. Барнауле. В 2013г. Стариков Анатолий, 3 место в окружном этап краевого конкурса для одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая», 2013г с. Тюменцево. Участник краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая» г. Барнаул, 2013г.Региональные победители «Молодежного биологического чемпионата» Центра Развития Одаренности детей г. Перми: Востриков И., Стариков А., Данько Н. Федеральные победители чемпионата: Мельник А., Костюк А. награждены дипломами федерального победителя 3 степени, бронзовая медаль. Победители «Молодежного химического чемпионата» в 2011 – 2012 уч. г.: Кривошеева П. – диплом регионального победителя 2 степени; Востриков И.– диплом федерального победителя 3 степени, бронзовая медаль. Федеральные победители Всероссийского заочного интеллектуального конкурса «Эрудит России-2012»: Хлызова С., Булатбекова В., награждены дипломом 1 степени; Костюк А – дипломом 2 степени; Кривенко А., Чекалина Д. – дипломами 3 степени. Региональные победители Международного природоведческого конкурса «Колосок »: Шевченко С., Ермаленко А., Данько А., Вострикова Ю.
Выводы:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.