Файл: Билет Проблема определения предмета фп. История понятия фп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действительность в виде индивидуального государства, 2. в отношении между государствами как внешнее государственное право во всемирной истории. Субстанция государства, его суверенитет выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единым особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц, их объединений. Разумное государство наиболее полное и адекватное объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия. Недостаток: возвышения государства над индивидом и обществом. Гегель восхваляет государство как идеи права.
2 момента идеи государства: 1. государства – основание гражданского общества, рассудок; 2.разум.
Билет 19. Гегель о предмете и задачах ФП.
В предисловии к своей работе ФП, Гегель отмечает:
1. ФП не д.б. положит юриспруденции (наукой), изучающей позитивное право.
2. ФП не д.б. указания на то, каким д.б. идеальное гос-во и право
3. Фп не является обоснование и выведение самого понятия права
Гегель по вопросу, чем д.б. Фп: ФП – рассмотрение разумности права, постижение того, что есть как разумное внутри себя, т.е. действительное.
Предмет ФП – реализация понятия права в действит-ти; идея права.
Идея права – единство понятия права и наличного бытия права, полчаемого в ходе осущ-я понятия права.
“кажд. Че-к требует, чтоб право соответствовало его собственному критерию. Здесь, следоват-но, возможна коллизия…. Именно этим противоположности между правом в себе и для себя, и тем, чему произвол сообщает силу права вызывают потребность основательно изучить право”.
По Гегелю, сама логика правового мышления явл. особым способом обнаружения чел-кого присутствия.
Билет 20. Проблема философии права в творчестве Соловьева.
Соловьев говорил, что право, правовые убеждения, безусловно, необходимы для нравственного прогресса. Человек-носитель безусловной свободы. Свободу человек должен заслужить внутренним подвигом. Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспеченно из вне государством. Степень осуществления этого права есть нечто такое, что зависит от степени достигнутого нравственного сознания.
Соловьев относится к праву как к ценности, он выделял особенную нравственную ценность права.
Право по Соловьеву – нижний предел или некоторый минимум нравственности равно для всех обязательной (работа право и нравственность).
Естественное право – формальная идея права, рационально выведенная на общих принципах философии. Для Соловьева естественное право и положительное право имеют один предмет. Естественное право воплощает рациональную сущность права, право положительное олицетворяет историческую явленность права. Положительное право – право реализованное в зависимости от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий. Ест. Право дополняет право положительное. Естественное право сводится к двум факторам: свободе и равенству. Цель общества и права – общественное благо. Право стремится осуществить справедливость, это стремление – смысл права, общая тенденция реализуется положительным правом. Право предполагает принудительное требование реализации минимального добра. Понятие права по своей природе заключает в себе элемент объективный (требование реализации). Право должно осуществляться. Право в историческом измерении предстает исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия личной свободы и общего блага.
Билет 21. философия права Чичерина.
Область естественного права – область требования правды, справедливости, это система общих юр. норм, вытекающих из чел. разума.
Справедливость – мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливается требование закона.
Право связано со свободой. Право – внешняя свобода ч-ка, определяемой внешними законами.
Закон определяет права и обязанности, т.е. свобод с ее границами. Границы – начало права как идеи. Право – развитие идеи свободы. Свобода же бывает:
1. внешнее (право)
2. внутреннее (нравственность)
3. общественное
Свобода как субъективная нравственность переходит в объективируемую и сочетается с правом как нормой свободы в общественных союза (семья).
Чичерин примеряет начало свободы с началом власти и закона. Свобода не состоит в одном лишь приобретении и расширении прав.
Либерализм: ч-к – свободное сущ-во, которое в таком качестве вступает в общество. Он остается свободным, даже тогда, когда ограничивает свою волю общественной волей других. Гос-во призвано обеспечивать безопасность и осуществление правопорядка, гос-во определяет права и свободы.
Билет 22. ФП Новгородцева.
Он стремился обосновать самостоятельное знание нравственного начала в правоведении. Необходимо было понять и обосновать нравственную проблему как самост. И независемое от всяких историческ и социологич предпосылок.
От канта – проблема правового идеала.
Новгородцев считает что правоведы, стремящиеся уберечь нравственную основу права могут найти опору в естественном праве.
Общество,кот перестало бы создавать идеальные построения,бало бы мертвым. Естественно-правовые построения показывают что в обществе дух жив,есть движения нравств чувства и сознания.
Новгородцев в своем обосновании конструкции правового государства опирался на естественно правовую традицию
Билет № 23.Психологическая теория права Петражицкого.
Работа теория права и государства, в связи с теорией нравственности. Петражицкий следовал началам позитивной философии – с оригинальностью подходил к изучению права. Право – явление индивидуальной психики. Социальный момент в праве воспринимается с точки зрения психологических правовых переживаний. Петр. Различает право и нравственность. Главное различие – различие между чисто императивным характером нравственных импульсов и императивно - атрибутивным характером права. Императивность – индивидуально – личностное сознание долга, обязанность. Атрибутивность – сознание своего права, притязание, для нравственности важен императив и момент добросовестности в исполнении обязанности, для права важен момент атрибутивности, то есть непременное исполнение обязанности и удовольствиями от этого (неисполнение вызывает гнев, влечет принудительное исполнение). В праве импульс (связан с атрибутивной природой правовых эмоций) имеет характер давления непосредственно в пользу определенного поведения как такового. Роль права в обществе важнее роли нравственности.
Билет 29. Маркс. К критике гегелевской ФП.
Марк анализирует связь политич-кого гос-ва и частной собств-ти. Интересы ч. Собств-ти составляют подлиню основу полит гос-ва.
Гегель: гос власть господствует над частной собственностью, подчиняет ее себе и тем самым заставляет ее служить интересам всеобщего.
Маркс критикует положения Гегеля о том, что гос-во примиряет противоположные интересы. Благодаря сословному представительству частнае интересы получают гос признание и удовлетворение. По нему значение представ. Строя заключ не в том, что он устраняет противоречия гражд об-ва, а в том , что этот строй выявляет и уугубляет данное противоречия. Важное место в работе занимает критика гегелевской диалектики. Маркс критикут положения о том что противоречие исчезает в сущности. Маркс так же отвергает идеалистическую интерпретацию опосредования как спосаба разрешения противоречия.
Билет 30. Маркс о бюрократии.
Бюрокр система пытается объединить противостоящие др др корпорации, но она осуществляет это единственно возможным для нее образом, т.е формально. Поэому бюрокр центр-я не упраздняет противоп-ти интересов различных соц групп, а напротив, она осноывается на этой против-ти.
“тот же дух, кот создает в об-ве корпорацию, создает в гос-ве бюрократию. Угроза корпоратив духу есть, т.о и угроза духу - бюрократия”
Она означает внесение корпоративного духа в гос дела, превращение гос власти в орудие одних против др. Хотя она непосредственно выступает как систкма, кот служит основной целью гос-ва, в действительности она враждебна этой цели.
2 момента идеи государства: 1. государства – основание гражданского общества, рассудок; 2.разум.
Билет 19. Гегель о предмете и задачах ФП.
В предисловии к своей работе ФП, Гегель отмечает:
1. ФП не д.б. положит юриспруденции (наукой), изучающей позитивное право.
2. ФП не д.б. указания на то, каким д.б. идеальное гос-во и право
3. Фп не является обоснование и выведение самого понятия права
Гегель по вопросу, чем д.б. Фп: ФП – рассмотрение разумности права, постижение того, что есть как разумное внутри себя, т.е. действительное.
Предмет ФП – реализация понятия права в действит-ти; идея права.
Идея права – единство понятия права и наличного бытия права, полчаемого в ходе осущ-я понятия права.
“кажд. Че-к требует, чтоб право соответствовало его собственному критерию. Здесь, следоват-но, возможна коллизия…. Именно этим противоположности между правом в себе и для себя, и тем, чему произвол сообщает силу права вызывают потребность основательно изучить право”.
По Гегелю, сама логика правового мышления явл. особым способом обнаружения чел-кого присутствия.
Билет 20. Проблема философии права в творчестве Соловьева.
Соловьев говорил, что право, правовые убеждения, безусловно, необходимы для нравственного прогресса. Человек-носитель безусловной свободы. Свободу человек должен заслужить внутренним подвигом. Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспеченно из вне государством. Степень осуществления этого права есть нечто такое, что зависит от степени достигнутого нравственного сознания.
Соловьев относится к праву как к ценности, он выделял особенную нравственную ценность права.
Право по Соловьеву – нижний предел или некоторый минимум нравственности равно для всех обязательной (работа право и нравственность).
Естественное право – формальная идея права, рационально выведенная на общих принципах философии. Для Соловьева естественное право и положительное право имеют один предмет. Естественное право воплощает рациональную сущность права, право положительное олицетворяет историческую явленность права. Положительное право – право реализованное в зависимости от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий. Ест. Право дополняет право положительное. Естественное право сводится к двум факторам: свободе и равенству. Цель общества и права – общественное благо. Право стремится осуществить справедливость, это стремление – смысл права, общая тенденция реализуется положительным правом. Право предполагает принудительное требование реализации минимального добра. Понятие права по своей природе заключает в себе элемент объективный (требование реализации). Право должно осуществляться. Право в историческом измерении предстает исторически-подвижным определением необходимого принудительного равновесия личной свободы и общего блага.
Билет 21. философия права Чичерина.
Область естественного права – область требования правды, справедливости, это система общих юр. норм, вытекающих из чел. разума.
Справедливость – мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливается требование закона.
Право связано со свободой. Право – внешняя свобода ч-ка, определяемой внешними законами.
Закон определяет права и обязанности, т.е. свобод с ее границами. Границы – начало права как идеи. Право – развитие идеи свободы. Свобода же бывает:
1. внешнее (право)
2. внутреннее (нравственность)
3. общественное
Свобода как субъективная нравственность переходит в объективируемую и сочетается с правом как нормой свободы в общественных союза (семья).
Чичерин примеряет начало свободы с началом власти и закона. Свобода не состоит в одном лишь приобретении и расширении прав.
Либерализм: ч-к – свободное сущ-во, которое в таком качестве вступает в общество. Он остается свободным, даже тогда, когда ограничивает свою волю общественной волей других. Гос-во призвано обеспечивать безопасность и осуществление правопорядка, гос-во определяет права и свободы.
Билет 22. ФП Новгородцева.
Он стремился обосновать самостоятельное знание нравственного начала в правоведении. Необходимо было понять и обосновать нравственную проблему как самост. И независемое от всяких историческ и социологич предпосылок.
От канта – проблема правового идеала.
Новгородцев считает что правоведы, стремящиеся уберечь нравственную основу права могут найти опору в естественном праве.
Общество,кот перестало бы создавать идеальные построения,бало бы мертвым. Естественно-правовые построения показывают что в обществе дух жив,есть движения нравств чувства и сознания.
Новгородцев в своем обосновании конструкции правового государства опирался на естественно правовую традицию
Билет № 23.Психологическая теория права Петражицкого.
Работа теория права и государства, в связи с теорией нравственности. Петражицкий следовал началам позитивной философии – с оригинальностью подходил к изучению права. Право – явление индивидуальной психики. Социальный момент в праве воспринимается с точки зрения психологических правовых переживаний. Петр. Различает право и нравственность. Главное различие – различие между чисто императивным характером нравственных импульсов и императивно - атрибутивным характером права. Императивность – индивидуально – личностное сознание долга, обязанность. Атрибутивность – сознание своего права, притязание, для нравственности важен императив и момент добросовестности в исполнении обязанности, для права важен момент атрибутивности, то есть непременное исполнение обязанности и удовольствиями от этого (неисполнение вызывает гнев, влечет принудительное исполнение). В праве импульс (связан с атрибутивной природой правовых эмоций) имеет характер давления непосредственно в пользу определенного поведения как такового. Роль права в обществе важнее роли нравственности.
Билет 29. Маркс. К критике гегелевской ФП.
Марк анализирует связь политич-кого гос-ва и частной собств-ти. Интересы ч. Собств-ти составляют подлиню основу полит гос-ва.
Гегель: гос власть господствует над частной собственностью, подчиняет ее себе и тем самым заставляет ее служить интересам всеобщего.
Маркс критикует положения Гегеля о том, что гос-во примиряет противоположные интересы. Благодаря сословному представительству частнае интересы получают гос признание и удовлетворение. По нему значение представ. Строя заключ не в том, что он устраняет противоречия гражд об-ва, а в том , что этот строй выявляет и уугубляет данное противоречия. Важное место в работе занимает критика гегелевской диалектики. Маркс критикут положения о том что противоречие исчезает в сущности. Маркс так же отвергает идеалистическую интерпретацию опосредования как спосаба разрешения противоречия.
Билет 30. Маркс о бюрократии.
Бюрокр система пытается объединить противостоящие др др корпорации, но она осуществляет это единственно возможным для нее образом, т.е формально. Поэому бюрокр центр-я не упраздняет противоп-ти интересов различных соц групп, а напротив, она осноывается на этой против-ти.
“тот же дух, кот создает в об-ве корпорацию, создает в гос-ве бюрократию. Угроза корпоратив духу есть, т.о и угроза духу - бюрократия”
Она означает внесение корпоративного духа в гос дела, превращение гос власти в орудие одних против др. Хотя она непосредственно выступает как систкма, кот служит основной целью гос-ва, в действительности она враждебна этой цели.