Файл: Билет Проблема определения предмета фп. История понятия фп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
т.к. своб-а имеет своим осн-м прин-ы, зак-ы, правила, создав-е разум-м, тто своб-а свод-а от огранич-й. Своб-а по К. образ-т след-е виды: 1. дух-я своб-а - внутр-я своб-а мышл-я. Душа и совесть всегда своб-ы, поэтому данный вид. 2. практич-я своб-а - осн-о на своб-е воли. Практич-я всоб-а обяз-но выр-ся в поступке, след-но обл-ть практич-й своб-ы - сфера права. 3. Гражд-я своб-а — практ-я своб-а, но зак-но обеспеч-я правом. Произвол, а не своб-а — обстрак-я хар-ка воли, вообще, или своб-а без огран-й. 4. Трансцендентная своб-я - схера объект-го прим-я чист-х пон-й разума, перех-х в гран-ы возм-го опыта. Она имеет 2-ный хар-р: на ней основ-а расшир-е границ дух-й своб-ы; она может лежать в ос-ве проз-ла, когда законод-ль делает необос-но макс-му своего поступка актом всеоб-го законод-ва.
Билет 10. Кант: определение права. Право и мораль.
Сущность права раскрывается с помощью логических доказательств, без учета данных практики и историй.
Задача к\г – попытка найти объективную основу права, свойственную всем правовым системам.
Кант: объективная теория права, и принцип «категорического императива». Категорический императив – это безусловное предписание, которое каждый человек предъявляет к самому себе. Требования:
-
поступай по отношению к другим так, чтобы максима твоего поведения могла бы стать образцом всеобщего знания; -
никогда не относись к человечеству и не позволяй, чтобы оно относилось к тебе как средству. Уважай интересы чужой личности.
По Канту, понятие нравственности живет в душе ч-ка от природы, это результат душевной работы. У каждого существует представление о внутренней самозаконности. Представление о категорическом императиве – результат внутренней духовной д-ти.
Свобода личности заключается в том, что она добровольно выполняет требования категорического императива. В реальной жизни внутренне свободных людей меньшинство; для большинства создано право, чтобы удержать в рамках категорического императива.
Право – сов-ть условий, с помощью которых произвольные действия одного свободного лица уравновешиваются произвольными действиями др. лица посредством общего объективного закона (идея уравновешивания). Право – ограничение свободы каждого условия согласия и ее с такой же свободой каждого другого насколько это возможно по всеобщему закону.
Закон – единственно возможная форма права.
Закон:
- юридический
- моральный
Содержание юр. и морал. закона д. совпадать.
Стоики: главный источник права – нрав. закон. Он вечен, неизменен. Закон – разумное предписание, основанное на нравственности. В нем указываются, что следует делать и от чего воздерживаться.
Билет №11. Фихте. Понятие права. Право и самосознание.
Право по Фихте – первое условие самосознания и возникновения личности вообще обусловлено правом.
Фихте определяет право в рамках той же самой традиции, кот. Кант выводит от Платона.
Фихте: так как все равны, то каждый ограничивает на почве права всякого другого как раз настолько, насколько последний ограничивает его свободу. Это равенство ограничения всех всеми лежит в правовом законе и не зависит от произвола. Фихте выводит принципы естественного права из рефлексивного противополагания я и не я:
Основные моменты противополагания:1. я мое тело, если я самосознание 2. я другие люди (не я) права кот. я признаю равными моим правам 3. я и то, что представлено в моем сознании как внешнее обстоятельство 4. я и результаты моей деятельности
Основные логические моменты:1 совокупность представлений вообще имеет своим условием осознание себя самосознания, т.е. я 2. самосознание есть одновременно полагание себе пределов, т.е. полагание не я. 3.из 1 и 2 вытекает, что я это одновременно и объект, и субъект, условие возможности любого вообще. Я содержит в себе любой возможный объект вообще.4.я не могу выйти за пределы своего сознания, т.е. не могу судить о том, что существует за его пределами. Следовательно, я могу лишь признавать существование вне меня других людей.5. из4 следует, что я признаю их отношение ко мне. Обязывает меня признание , т.к.: - оно совершается в моем собственном мире, - признание других означает признание их в качестве я, то есть по подобию меня самого. Таким образом, признание не я непосредственно порождает сознание своих моральных обязанностей, долго.6.длля обязанного существа мир существует через веление долга. Обладатель самосознания в силу этого является субъектом нравственности. Обязанное существо должно быть признано деятельным, самостоятельным, разумным и свободным ( эти качества Фихте считает главными).7. Если я не сознаю своих обязанностей, то в любом случае я сознаю свои права, то есть если я чего то не требую от себя, то этого я обязательно потребую от других по отношению к себе.
Билет №12.Фихте о государстве.
Понимал свою концепцию замкнутого торгового государства как проект усовершенствования рус. Государства и именно на данной стали его развития. От сюда следует, что Фихте не усматривает в нем идеал государства вообще.
Основные положения учения о гос-ве:
Гос. Базируется на соотношении я и не я.
Гос. – общественный договор, но в особом варианте. Оно стремится к своему собственному уничижению. Из-за того что гос структуры осуществляют бескорыстную самоэксплуатацию. Совершенство достижимо только условно.
Не гос-во, а культура есть последнее средство для конечной цели ч-ка. Цель ч-ка – полное согласие с самим собой. Это присущий ч-ку способ самосовершенствования. Она вечна и самоцельна, т.к. только она воплощает природный замысел назначения ч-ка.
Билет 13.Фихте о правах человека.
Неотъемлемые права человека Фихте выводит из 2-х положений: 1. из коренных условий самосознания 2. из идеи назначения человека, высшей цели и смысла его существования
Права:
1.Права на жизнь в обществе, а значит и на участие в жизни рода, следовательно, Фихте выводит более конкретное право- право на сохранение и поддержание жизни в индивидуальном смысле. Никто не может быть лишен жизни, так как в каждой личности надо признавать и уважать человеческий род. Лишение жизни в искл.случаях. 2. Право на свободу, которое осуществляется в пределах разумного взаимного ограничения на основании закона.3. Право на достойную жизнь, значит, Фихте выводит ответственность государства перед гражданами за условия их жизни. 4. Право суверенности личности. Человек может пользоваться вещами как средствами для своих целей, но не разумными существами он не имеет, смеет пользоваться ими даже как средством для их собственных целей. Позитивный смысл понятия суверенности вытекает из того положения, что каждый человек есть уникальное неповторимое воплощение замысла природы. Из этого права как его конкретизация вытекают права человека на уважение и охрану его достоинства, на личную неприкосновенность и собственность, то есть на защиту всех форм объективации суверенности. 5. Интегративное право на культуру как на универсальный способ самосовершенствование человека сжимающей противоположность я и не я, только в культуре и благодаря ей достигается соответствие внешней меры свободы, внутренней обеспеченности этой свободы, самой личности, по этому право на культуру – это супер право: право на саму правоспособность человека.
Билет 14.Гегель о свободной воли как основе права.
Фп – знающее себя право, т.е. право, знающее свои мыслительные основания.
Характеристика воли: почвой права явл. вообще духовное и его исодной точкой – воля, которая свободна.
То, что ч-к производит на основе своей воли есть форма объективизации. Невозможно обладать волей без интеллекта.
В науке логике воля определяется как высшая способность желания.
Воля имеет своим содержанием постановку целей и стремится к их осуществлению, а условием своего существования – неполную реализацию этих целей.
Идеи права воспроизводит диалектика свободы воли. Она лежит в основе формулы правового идеала: подчинение закону.
Идея права может быть воплощена не путем формально внешнего подсинения предметных форм права некоторым конструкциям теоретического разума, прежде всего в духовной, мыслительно-волевой сфере жизни ч-ка через наполнение субъективной воли всеобщим содержанием
Билет 15.Гегель – саморазвитие идеи права.
Логика развития идеи права раскрывается Гегелем на нескольких уровнях:
Самый высокий уровень отражает наиболее крупные этапы становления права. Первый этап – абстрактное право – ему соответствуют первичные примитивные формы правопритязания, основанного на произволе отдельных воль в условиях отсутствия закона. Свобода в ее наличном бытии не имеет развитой системы ограничений. Поэтому может быть реализована только в узком круге возможностей. Возможности определяются равенством людей по отношению друг к другу и по отношению к собственности. Второй этап – моральность. Индивидуальные притязания каждого человека находят свое ограничение не в непосредственном столкновении с произволом воль других субъектов, а в законе, здесь право проникается духом морали. А наличное бытие свободной воли основывается на самоопределении личности в ее ориентации к добру. На данной стадии конкретное тождество добра и субъективной воли еще не достигнуто, так как сам закон не полон и не совершенен. Только на этой стадии закон и в своем содержании и в формах его осознания субстанционален и потому подчинение ему есть способ реализации субъектом субстанциональной свободы.
Отличие двух этапов: на стадии абстрактного права я имею право, а другие имеют обязанности в отношении этого права, на ступени моральности мое право находится в отношении внешней обусловленности с моими обязанностями. На стадии нравственности обязанность и право совпадают
Логика становления идеи права. Два направления развития – 1. от права собственности к праву особенностей. 2.от договора к поступку.
Билет 16. Гегель: соотношение свободы, права и законов.
Субъективная свобода субстанциональна лишь постольку, поскольку в ней воспроизводится всеобщее. Всеобщая значимость закона имеет 2 стороны: формальную и содержательную. Абстрактная и формальная общезначимость закона д.б. производна от всеобщности его содержания, разумны те законы государства,
которые соответствуют природе человека, понятию человека, свободе. Очень часто природа человека понимается буквально, как некие естественные желания человека, тогда свобода понимается как право на любые формы самовыражения, даже на такие формы, которые предусматривают собой отрицание веками сложившихся традиций, смысла жизненных ценностей, традиции и нравственные ценности меняются, но право не должно опережать эти изменения, значит, законод-во д.б. предпослано четкое представление в мышлении законодателя о сущности регулируемых отношений, об их субстанциональной определенности, законы права не совпадают, так как закон не воспроизводит в своем содержании всеобщее, то есть субстанциональную необходимость, вытекающую из достигнутого народом уровня культуры. По Гегелю, расхождение права и закона заключается в неумении человека, законодателя, отличать то положительное, что есть в праве.
Билет 17. Гегель о правовом значении наказания.
В учении об абстрактном праве гегеь рассуждает о неправде к кот относится прест.
Прест – сознательное наруш права как права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права но правом самого преступника, заложенр уже в его деянии – поступки свободной личности.
Снятие преступления через наказании приводит к морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели потупков субъекта. Требования субъективной свободы в том, чтоб о человеке судили по его самоопределению.
Цели уголов. Наказ:
- восстановл наруш права
- восстановл нравственной личности преступника
У Гегеля объективная основа права – принцып свободы.
Свобода – осознание личностью разумности и справедливости правовых ограничений.
Когда личность разумом остигает необходимость права она достигает свободы.
Право – идея свободы.
Билет 18.Гегель о государстве.
Гегель – «философия права».
Государство содержит разума, свободы, право, поскольку идея – осуществленность понятия в формах внешнего наличного бытия. Основания государства: власть разума, осуществляющего себя как волю, гегелевская идея государства пр.с. правовую действительность, в иерархической структуре которой государство само, будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Идея государства проявляется трояко: 1. как непосредственная