Файл: Методические рекомендации для подготовки к практическим заданиям, помогающих самостоятельно усвоить учебный материал.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)»
(ФГБОУ ВО «МАИ»)
Институт 5 «Экономика и менеджмент высокотехнологичной индустрии»
Кафедра 501 «Менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности»
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Учебно-методическое пособие
Рабочая тетрадь для практических занятий
Москва
2022
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА
Учебно-методическое пособие
Рабочая тетрадь для практических занятий
Студент группы _______________ _____________________ ________________
(номер группы) (подпись) (фамилия)
Преподаватель ___________________________ ________________
(подпись) (фамилия)
УДК 658
Р69
Романченко Н.А., Байдакова Н.И., Сироткин Р.О. Менеджмент качества. Учебно-методическое пособие. Рабочая тетрадь. — М.: 2022.
ISBN 978–5–89796–308–8
Учебно-методическое пособие (рабочая тетрадь) по дисциплине «Управления качеством» подготовлено в соответствии с ФГОС, целями, задачами дисциплины, заявленными к освоению знаний, умений и навыков, компетенций, формирование которых предполагается в ходе изучения дисциплины.
В рабочую тетрадь включены: программа курса, содержание лекций и практических занятий, список рекомендуемой литературы и источников информации, законодательных и нормативно правовых актов; методические рекомендации для подготовки к практическим заданиям, помогающих самостоятельно усвоить учебный материал.
Представлены вопросы, необходимые студентам для подготовки к экзамену, даны критерии оценки знаний студентов.
Предназначено для студентов, бакалавров, слушателей факультетов повышения квалификации, а также специалистов в области управления качеством, по направлению подготовки стандартизация и метрология и специалистов в области обеспечения жизнедеятельности и инженерной экологии.
© Романченко Н.А. и др., 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Программа курса «Управление качеством продукции» 5
Раздел I. Требования к знаниям и умениям по дисциплине 5
Раздел II. Содержание дисциплины 6
Тема 1. Эволюция менеджмента систем качества 6
Тема 2. Методы оценки качества продукции и услуг. Методы управления систем качества 6
Тема 3. Международные, европейские и российские стандарты качества продукции, услуг и систем качества 6
Тема 4. Управление качеством продукции и услуг
на предприятии 6
Тема 5. Управление затратами в процессе проектного анализа 7
Тема 6. Сертификация продукции и систем качества 7
Тема 7. Особенности менеджмента качества в сфере
услуг 7
Тема 8. Правовое обеспечение качества продукции,
услуг и систем качества 7
Тема 9. Государственная система управления качеством 8
Тема 10. Метрология. Организация метрологической службы на предприятии 8
Раздел III. Учебно-методические материалы по дисциплине 9
Перечень практических занятий 9
Перечень лабораторных работ 9
Перечень тем рефератов и курсовых работ 9
Общие требования, цель и задачи курсовой работы 11
Рекомендуемая литература 15
Нормативно-правовые акты к теме 3 и 8 16
Методические указания к выполнению
практических занятий по дисциплине 18
Практическое занятие 1 18
Практическое занятие 2 20
Лабораторная работа 1 29
Лабораторная работа 2 32
Лабораторная работа 3 42
Словарь терминов 51
Вопросы для тест-контроля 55
Тема реферата к зачету по курсу: «Управление
качеством продукции». (По выбору студента) 63
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность.
Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятия и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.
Дисциплина «Управление качеством» является базовым курсом Государственного образовательного стандарта по управленческим специальностям.
Настоящее издание является пособием для проведения лабораторных работ и практических занятий по курсу «Управление качеством» со студентами.
Представленная Программа по курсу «Управление качеством» дает возможность системного рассмотрения проблем качества.
Цель практических занятий — оказать помощь студентам в усвоении наиболее важных и сложных тем курса, дать комплексные знания в области теории и практики менеджмента качества, научить использовать полученные знания в различных сферах деятельности.
Для успешного выполнения практических заданий студенты должны самостоятельно повторить законодательные и нормативно-правовые акты в области качества.
ПРОГРАММА КУРСА
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
РАЗДЕЛ 1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Цель изучения дисциплины — формирование у студентов знаний, умений и практических навыков в области управления системами качества.
Задачи дисциплины:
-
формирование нового мышления менеджера, адекватного ин формационному веку, постиндустриальному обществу; -
изучение методов управления созданием систем качества; -
овладение навыками международного сотрудничества в области создания и гармонизации систем качества; -
изучение российского и международного законодательства, применяемого в области качества; -
овладение методами диагностики систем качества; -
изучение методов стандартизации и сертификации продукции и услуг; -
изучение методов защиты прав производителя и потребителя от недобросовестной продукции (услуг).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать глобальные проблемы развития систем качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности; основные понятия, термины и определения качества; требования международных стандартов ИСО серии 9000 к организации и функционированию систем качества; характеристики основных показателей оценки качества и систем качества; основные методы квалиметрии и системного анализа;
уметь составлять проекты создания систем качества, с учетом международных стандартов; разрабатывать элементы систем качества; диагностировать системы качества в целом и по элементам; оценивать причинно-следственные связи параметров и результатов деятельности; уметь принимать решения в области сертификации;
иметь навыки практического применения полученных знаний в области качества.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Качество — важнейшая и всеобщая категория информационного постиндустриального общества. Взаимосвязи общего менеджмента и менеджмента систем качества. Основные этапы развития систем качества.
«5 звезд качества». Принципы менеджмента качества. Цикл Э.Деминга. ТQM. Культура качества. От качества продукции к качеству жизни. TЕQM. Потребитель и качество.
ТЕМА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Показатели качества продукции и услуг. Регламентация показателей качества продукции и услуг. Оценка уровня качества. Методы оценки. Экспертные оценки как инструмент оценки качества продукции и услуг. Вероятностные и статистические методы контроля качества и управления качеством. Анализ Парето.
ТЕМА 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ И РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Международные стандарты серии ИСО 9000:2000. Британские стандарты.
Немецкие стандарты. Японские стандарты. Российские стандарты.
Переход от международных стандартов к российским стандартам в системе международного сообщества. Интерпретация стандартов на основе Конвенции о присоединении. Международные и национальные Премии по качеству.
ТЕМА 4. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РФ
Система менеджмента качества на предприятиях РФ. Развитие системы качества от БИПа к IS0 9000–2000 г. Четыре типа задач управления: стабилизация, выполнение программ, слежение, оптимизация.
«Петля качества». Горизонтальные и вертикальные процессы управления качеством. «Кружки качества». Развитие функций менеджера по качеству. Стандарт предприятия. Процесс формирования стандарта предприятия. Основные составляющие стандарта. Обязательные элементы стандарта предприятия (6 основных стандартов).
Матрица распределения функций управления в процессе управления качеством на предприятии. Цикл PDCA.
ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА
Структура затрат на управление качеством.
Затраты на обеспечение качества по элементам «петли качества». Состав проектного анализа, проблемы качества и затрат на этапах проектного анализа.
Затраты на управление качеством в процессе управления проектами. Источники информации о затратах на качество.
ТЕМА 6. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Сертификация. Основные понятия в области сертификации. Законодательная и нормативная база стандартизации и сертификации за рубежом. Состояние и развитие законодательной и нормативной базы сертификации в России.
Основные положения и принципы подтверждения соответствия. Формы подтверждения соответствия. Преимущества сертифицированной продукции. Схемы декларирования и сертификации обязательного подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов. Инспекционный контроль сертифицированной продукцией.
Самооценка и аудит систем менеджмента качества. Порядок проведения сертификации систем менеджмента качества.
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ
Понятие «Услуга» в стандартах ИСО 9000–2000 г. Сущность услуг. Классификация услуг. Оценка качества услуг. Уровень удовлетворенности потребителя качеством услуг как основной показатель качества.
Европейский индекс удовлетворенности потребителя. Модель шведского барометра. Особенности планирования, организации, контроля и мотивации при управлении качеством в сфере услуг.
Качество трудовой жизни как фактор повышения качества услуг.
Уровень удовлетворенности персонала качеством трудовой жизни. Организационная культура как один из факторов обеспечения качества услуг.
ТЕМА 8. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
1. Российское законодательство в области качества.
Конституция РФ. Гражданский кодекс РФ.
Закон РФ «О защите прав потребителя» в редакции от 01.06.2021 г.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.
-
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 22.07.2021 г. -
Указ президента РФ от 4.02.94 г. № 23б «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». -
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 02.07.2021 г. — №184-Ф3.
Федеральный закон «Об образовании». О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Федеральный закон «О государственной системе здравоохранения».
Указ президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов».
2. Международное законодательство в области качества.
Всемирная торговая организация. Генеральное соглашение по тарифам к торговле.
ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Министерство промышленности и торговли РФ. РОССТАНДАРТ. Взаимодействие и подчинение.
Национальная система стандартизации – комплекс общетехнических стандартов по отраслям экономики, стандарты безопасности труда и охраны здоровья , стандарты безопасности и другие подсистемы стандартизации ,а также участников работ по стандартизации оборонной продукции (работ и услуг) и документы по стандартизации продукции.