Файл: Методические рекомендации для подготовки к практическим заданиям, помогающих самостоятельно усвоить учебный материал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: (РОССТАНДАРТ) функции, структура, основные виды деятельности.

Штрих-кодирование как средство защиты прав потребителей на качество продукции. Символы штрих-кода (EAN-13) и (EAN-8).
ТЕМА 10. МЕТРОЛОГИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Метрология — наука о методах измерения и средствах обеспечения их единства, способах достижения заданного уровня точности. Предмет метрологии. Цели и задачи. История развития метрологии. Основные понятия средств измере- ния. Виды измерений.

Государственная система измерений (ГСИ) и ее подсистемы. Организационные основы обеспечения единства измерений.

Правовые основы обеспечения единства измерений. Технические основы обеспечения измерений.

Организация метрологической службы на предприятиях.
РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Перечень практических занятий (12 ч.)

По дисциплине проводятся 2-часовые практические занятия.

  1. Формирование понятия категории «Качества» для продукта и услуги с позиции потребителя (2 ч. Тема 1).

  2. Закрепление знаний по квалиметрии: анализ Парето, построение диаграммы причины и результатов (2 ч. Тема 2).

  3. Закрепить знания по Метрологии (2часа.Тема 10)


Перечень лабораторных работ (12 ч.), СРС 4 часа.

  1. Формирование системы качества предприятия (4 ч. Тема 3).

  2. Анализ затрат на качество и составление отчета для руководителя (4 ч. Тема 4).

  3. Защита прав потребителя и производителя (4 ч. Тема 6).


Перечень тем рефератов и курсовых работ (ИЗП – 8 ч.)

  1. Современная философия управления качеством.

  2. Услуга: оценка качества, стандартизация и сертификация.

  3. Система качества и обеспечивающая документация.

  4. Современный менеджер по качеству.

  5. Мотивация качества и методы ее обеспечения.

  6. Качество жизни.

  7. Конкурентоспособность и качество.

  8. Формирование затрат на обеспечение качества продукции.

  9. Формирование затрат на обеспечение качества услуг.

  10. Методы воспитания и педагогического воздействия на коллектив для формирования мышления по проблемам качества.

  11. Социальные проблемы качества.

  12. Качество в сфере образования.

  13. Качество медицинских услуг.

  14. Качество в государственных учреждениях.

  15. Сравнительный анализ систем управления качеством за рубежом.

  16. Национальные премии по качеству.

  17. Экономические отношения между предприятиями на основе показателей качества.

  18. Защита прав потребителей от некачественной продукции.

  19. Сквозной механизм управления качеством.

  20. Методы обеспечения качества.

  21. Системный подход в управлении качеством продукции.

  22. TQM и его будущее.

  23. Государственный контроль качества.

  24. Международные организации по стандартизации.

  25. Гармонизация отношений производителя и потребителя по проблеме качества.

  26. Психологические аспекты качества.

  27. Схема сертификации продукции.

  28. Добровольная сертификация.

  29. Влияние общественности и СМИ на решение проблем качества.

  30. Качество и экология.

  31. Обязательная сертификация.

  32. Калькуляция затрат на качество внутри организации.

  33. Международное сотрудничество в области качества.

  34. Проектирование системы качества.

  35. Международный стандарт.

  36. Качество и сертификация в авиации и космосе.

  37. Качество и сертификация космической продукции.

  38. Экологическая сертификация.

  39. Маркетинг и качество.

  40. Проблемы качества утилизации.

  41. Качество: тара и упаковка, отечественный и зарубежный опыт.

  42. Качество специалиста и международная нострификация.

  43. Качество и безопасность.

  44. Метрологическая служба на предприятиях



ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса и направлена преимущественно на подготовку студентов к практической деятельности.

Цель курсовой работы:

а) закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания;

б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации;

в) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически, последовательно и доказательно их излагать;

г) выработать умение участия в дискуссиях;

д) подготовиться к более сложной задаче — выполнению магистерской диссертации.

Требования, предъявляемые к курсовой работе, можно объединить в три группы:

  • требования к структуре;

  • требования к содержанию (основной части);

  • требования к оформлению.

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список используемых источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, ее конкретные задачи и методы исследования.

При определении целей и задач необходимо их правильно формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить и др.

Основная часть курсовой работы включает две-три части, которые разделяются на разделы и подразделы. Каждая часть посвящена решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается констатацией итогов.

Необходимо избегать логических ошибок, например, когда одинаково называют курсовую работу и одну из ее частей.

Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и в то же время должна опираться на новейшие достижения науки в своей сфере. Содержание курсовой работы следует иллюстрировать таблицами, графическими материалами (рисунками, графиками, диаграммами, схемами и т.д.).

Следует правильно понимать суть метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трех источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьезные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причем учебник по данной дисциплине не должен быть таким источником. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, нежели она раскрывается в учебной литературе.



Выполняя курсовую работу, не следует перегружать ее длинными цитатами из авторитетных теоретических публикаций. Например, давая определение, необходимо своими словами пересказать и изложить, кто из ученых и в каких источниках дает определение этого термина, и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях ученых.

В курсовых работах, носящих в основном теоретический характер, анализируя литературу и информационные источники по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых явлений (событий), автор обязательно высказывает свое мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы.

Оформление заключения, списка использованных источников и приложения осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа. Объем курсовой работы — до 35–40 страниц печатного текста,

выполненного через полтора межстрочных интервала. Курсовую работу сшивают в папку-скоросшиватель либо переплетают.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя — руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в виде консультаций.

Студент во время консультаций уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, сроки выполнения работы, определяет необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

Студенты заочного отделения (вечернего) выполняют работу на материалах предприятий (организаций, учреждений), где они работают или проходят практику.

Выполненная студентом курсовая работа проверяется в течение 10 дней руководителем работы, который дает письменное заключение- рецензию.

При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общей и экономической).

Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом: может или не может работа быть допущена к защите. Курсовая работа должна быть защищена до начала экзаменационной сессии.

Оценка за курсовую работу вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.


Некоторые особенности в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов.

При подготовке курсовой работы теоретического характера, не имеющей выхода на практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру.

В начале работы лучше всего поместить часть, в которой освещается состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования и приводится сравнительный анализ имеющихся точек зрения, методологий, методик изучения темы.

Курсовая работа практического характера, как правило, делится на две основные части: первая посвящена изложению теоретико- методологических основ исследования, вторая представляет собой практическую часть последнего и может состоять из графиков, чертежей, таблиц и другого необходимого иллюстративного материала.

Курсовая опытно-экспериментального характера также имеет вводную теоретико-методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Все типологические различия не должны отражаться на структуре курсовой работы. Любая курсовая работа должна иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть (состоящую из 2–3 разделов), заключение, список использованных источников, приложение. Примерный объем курсовой работы 25–30 печатных страниц (100%), из которых 10% занимает введение, 5% — заключение.

Введение обязательно необходимо начать с обоснования актуальности темы. Оно не должно быть многословным, пространным, но должно быть убедительным. Рекомендуется описать степень разработанности темы в научной литературе.

Необходимо привести название основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых. Вместе с тем следует показать, что еще в ней осталось неразработанного, так, чтобы стало понятно, с какой целью студент взялся за такую работу.

Затем необходимо перейти к формулировке цели и задач своей работы. Данная формулировка должна быть по возможности четкой и краткой. Ее назначение — определить тактику написания работы.

Основным требованием к тексту курсовой работы является соответствие выполненных задач поставленной в работе цели. Методы исследования достаточно просто назвать.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной части выделяют 2 (реже 3) раздела, каждый из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения. О структуре основной части говорилось выше.


Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Рекомендуется, чтобы в конце заключения студент остановился на дальнейших перспективах исследования данной темы.

Это может послужить заделом для написания курсовых, дипломных работ, диссертаций.

Список использованных источников должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями (ГОСТ 7.1–2003).

Приложения оформляются на отдельных листах, и их следует пронумеровать.

К курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности, т.е. самостоятельности научной мысли. В курсовой работе должно быть продемонстрировано, насколько студент овладел начальными навыками научного мышления. Для этого достаточно грамотно и квалифицированно поставить проблему. Постановка проблемы — это первый шаг в науку.

Критериями оценки курсовой работы являются: актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, креативность предложений и общая культура изложения текста.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
Лабораторные работы направлены на формирование навыков

использования теоретических знаний, полученных студентами во

время лекционных занятий и самостоятельной работы, с целью получения практических навыков. Организация лабораторных работ предполагает активное вовлечение студентов в образовательный процесс.

Источниками информации для примеров, используемых на занятиях, являются отечественные и зарубежные периодические издания и учебные пособия по проблемам качества ,а также деловое общение с представителями фирм и предприятий, работающих на российском рынке.

На занятиях при выполнении лабораторных работ уделяется внимание формированию умений : сформулировать проблему, определить наличие необходимой информации для принятия решений,

систематизировать и анализировать имеющую информацию, осуществлять необходимые расчеты, аргументировать свою позицию,

слушать , анализировать, отвечать на вопросы, точно выражать свои мысли, использовать общепринятую научную терминологию и понятийный тезаурус в области управления качеством.

Задания представляют собой заранее сформированные условия, расчеты, диаграммы и графики, которые необходимо выполнить, а также вопросы , на которые необходимо найти ответ.