Файл: Контрольная работа. Собственный детский фольклор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа.

Собственный детский фольклор.

Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

«Детский фольклор - это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Или специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

  Ученый и фольклорист Ю.М. Соколов к детскому фольклору относит не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

Несомненно, что фольклорные произведения выполняют в быту и ряд практических неэстетических функций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желают вернуть больному здоровье. Но в детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать нам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно - хозяйственная деятельность, национально - психологические черты и социальная жизнь народа.


Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В зависимости от условий бытования детский фольклор делится на игровой и не игровой.

Детский игровой фольклор.

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратитьсяпросьбой к христианским святым. Некоторые приговорки несут социальный смысл. Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд - ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы, няни, воспитатели знакомят с повадками и голосами птиц и животных…

Я по лесу пойду

Я бруснику найду

Если нет лукошка

Соберу в ладошку

Прыгну через лужицу

Голова закружится….

-Коза, коза, бя,


Где ты была?

-Коней стерегла


- И где кони?

-Они в лес ушли!


- А лес тот где?

-Сгорел…


Своеобразными словесными упражнениями были молчанки --стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: "волосянки") -- соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки.

  В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд» . Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей — важный способ познания и обучения.



Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр. Е. Д. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские»  подробно описал более 500 детских игр. Названия игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Корова», «Козел»,  «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т. п.

    Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

Жеребьевые приговорки — это коротенькие рифмованные стишки (в две — четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии.

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка —это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре.

Как и в сказках для детей, в детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Игровые песни имеют различное целевое назначение: одни полагают начин игре, другие служат для связи ее частей, третьи несут службу концовок; иные вводятся для замедления действия игры или в целях отвлечения внимания участников от ответственного момента игры и тд.

Приведу пример песенки, которая исполняется в игре «Горелки».

Играющие, становятся в пары одна за другой. А впереди сюит «горящий» и речитативно произносит песенку, которой стремится отвлечь внимание играющих:

«Гори, гори ясно.    Да едят калачи.

Чтобы не погасло.    Погляди на небо—

Стой подоле —            Звезды горят,

Гляди в поле.               Журавли кричат—

Едут там трубачи         Гу, гу, гу, убегу».

   После такой песенки участвующие в игре рассеянно смотрят кто в поле, а - кто на небо. А в это время «горящий» быстро выкрикивает:

«Раз, два, не воронь, Беги, как огонь!»

В голосянках излагаются условия игры.

Давайте, ребята                Кто не вытянет,

Голосянку тянуть;       Того за волосы р в - а - а т ь!

   Прекративший первым «тянуть голосянку» подвергается названному в песенке наказанию.

  Молчанки исполняются после шумных игр, для отдыха. Приведу в некотором сокращении наиболее распространенную молчанку:

Кошка сдохла,            Молчанка началась —


Хвост облез,               Чок, чок!

Кто промолвит,      Двери на крючок!..

Тот и съест...              Двери на крючок...

  Кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.

Приведу песенку сказочного содержания, которая исполнялась в детских играх

Кукурику, петушок!       Ехали бояры,

Золотой гребешок,            Кони под Коврами:

Масляна головка,              Пшеничку-то сыплют,

Шелкова бородка!..       Петушка-то кормят.

К песенкам сказочного содержания близки веселые песенки — небылицы. Вот наиболее характерная песня-небылица:

Таракан дрова рубил,  

Комар по воду ходил,    

Вошка баню топила

Гнида щелок варила

В грязи ноги завязил

Блоха поднимала —      

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала, 

Живот надрывала.

Всему миру надоела.

Слава богу, околела.

Неигровой детский фольклор.

    Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения.

Во внеигровом детском фольклоре мы видим не только отмеченные нами ранее жанры (приговорки, песенки и др.), но и некоторые новые (остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки и др.). Приведу примеры.

Вот приговорка, которая исполняется девочками после купания:

Оля, Оля,                                                      Чашки помыть,

Вылей воду                                                   Лошадей напоить.

На дубовую колоду.

А вот приговорка, исполняемая детьми, когда они найдут улитку:

Улита, улита, Высунь рога! Дам конец пирога.

На дубу, на сосне У матерей-кресне».

   Друг друга дети забавляли прибаутками — небольшими рассказами в стихотворной форме.

Приведу прибаутку о козе, у которой загорелся дом:

Дон, дон, дон! Загорелся козий дом. Коза выскочила, Глаза вытращила, Детей выпустила, Побежала к кабаку, Нанюхалась табаку, Побежала к дубу,

И давай бить палку, Собака амбар-то -поджала, Да в хвост и убежала. Изба пришла в мужика, Там квашня бабу месит.

   Особую разновидность прибауток составляют
перевертыши. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. Говорится, например, что не мужик ехал среди деревни, а деревня ехала среди мужика, не мужик лыком подпоясан, лыко подпоясано мужиком и т. п. Вот пример такой прибаутки-перевертыша:

Лыко мужиком подпоясано, Ехала деревня середь мужика, Глядь из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку.

В перевертышах проявляются способности детей к выдумке, стремление удивить, развеселить и позабавить.

Я пойду в лес. Слушатель: И я. Я срублю дерево. Слушатель: И я. Я вырублю колоду.

Детский внеигровой фольклор пронизан весельем, шутками и остротами. Приведу детскую остроту — л о в у ш к у.

Слушатель: И я. И замешу свиньям. Слушатель: И я. Они будут есть. Слушатель: И я.

Среди детей широко были распространены различные стихотворные прозвища. Но на них никто не обижался, так как почти каждый из ребят имел свое прозвище. Приведу прозвища на мальчика Петю и девочку Прасковью:

Петька-петух,                             Пашка-букашка,

На завалинке протух.                 Свина калабашка.

Особым жанром детского внеигрового фольклора являются так называемые поддевки, которыми дети стремились «поддеть» друг друга. Приведу две поддевки:

Скажи «топор»,                     Скажи «На бане лоза».

Топор.                                      — На бане лоза.

Твой батька вор.                     — Твоя мать коза.

Еще большее распространение во внеигровом детском фольклоре получили так называемые дразнилки. В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Вот пример таких дразнилок:

Егорушка коновал                                   Иван болтан,

Кошке ножку подковал,                          Молоко болтал —

Поехал жениться—                                  Не выболтал,

Привязал корытце.                                   А все выхлебал.

Корытце болтается,                                  Жена пышку пекла,

Жена улыбается.                                       Ему шиш подала.

Любимым жанром неигрового детского фольклора являются скороговорки. Скороговорки — выражения, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и четкое произнесение слов. Ошибка в произношении какого-либо слова вызывала смех окружающих. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы).