Файл: Контрольная работа. Собственный детский фольклор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Приведу некоторые скороговорки:  «Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски»  «Свинья тупорыла, весь двор перерыла». «Стоит копна с подприкопеночком».

 Иногда скороговорки более развернуты, имеют диалогическую форму построения. Например:

Расскажите про покупки.      — Про покупки, про покупки,

Про какие про покупки?                Про покупочки мои.

В заключение можно сказать, что собственное устно-поэтическое творчество детей отличается большим жанровым разнообразием.

Собирателями фольклора отмечено, что в прошлом на зимних собраниях молодежи, на вечеринках, в праздники нередко устраивались своеобразные состязания в загадывании и отгадывании загадок, что развивало сообразительность, образно-поэтическое мышление. Нередко загадки загадывались детям в семейном кругу для их развития. Взрослые понимали, что «игра загадками — это тот тематико-словесный мир, который ребенку сроден, близок и понятен, поэтому не удивительно, что и в репертуар детского фольклора вошли загадки.

С большим удовольствием дети наблюдали за увеселениями взрослых во время различных календарных праздников, а иногда и сами принимали участие в этих праздниках, исполняли различные календарные песенки. Собирателями фольклора от детей были записаны детские варианты колядок и щедривок.

Приведу детскую колядку.

Я — маленький хлопчик,       Повернулся на бочок,

Улез на диванчик.                       Пожалуйте пятачок.

А вот детская щедривка:

Щедры, бедры,                              Зялена веник,

Новы ведры,                                  Дайтя вареник.

Участвуя в масленичных играх, дети пели масляничную песенку:

«Широкая масленица,     

 На горах катаемся,

 Мы тобою хвалимся.            

 Блинами объедаемся».

Включался в детский фольклорный репертуар и такой молодежный жанр, как частушка. С особым интересом дети распевали плясовые и шуточные частушки. Вот примеры таких частушек:

Акулина с высока Задушила гусака. Гусак пищит, Сто рублей тащит.

Красный рыжего спросил:


Чем ты бороду красил?

Я ни краской, ни замазкой, Только суриком хватил.

Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, -- колыбельные -- идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же -- колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» -- от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.- С.17. Её назначение или цель - усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напе


Спи, младенец мой прекрасный, баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный, в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенку спою,

Ты дремли, закрывши глазки, баюшки, баю.

Старинное значение колыбельных - заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. « В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Частый персонаж в колыбельной песне - кот, фантастические персонажи - Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами - антропоморфизм.

«Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация - повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов»

 Школьное образование, медицинское просвещение, система дошкольного воспитания коренным образом изменили взаимоотношения матери и ребенка, меняются и народно-педагогические воззрения. Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком; укачивание признается ненужным и даже вредным. Колыбельная песня соответственно неподдерживается бытовой необходимостью.

Пестушки, потешки, поскакушк». «Пестушки, (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.Не каждая мать осознает необходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение.

 Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в

ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Ритмически четко построены стишки. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Чук, чу к, чук, чук,                 Баба рыбку пекла,

Наловил дед щук,                   Сковородка утекла.

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

  Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для психологического» Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: М., 1987.

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пеструшки лаконичны, в них не всегда есть рифма, а если и есть то всегда парная, употребляются повторы, они, как правило кратки, близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима - худоба». Пестушки незаметно переходят в потешки

Страшилки являются частью детского фольклора. Чаще их придумывают сами дети в старшем возрасте. Это короткие рассказы с чертами мистики и фантастики. В страшилках сохранены основные черты эпических жанров. Рассказ, как правило, ведётся от третьего лица. Иногда кульминация совпадает с развязкой событий. Самые распространённые темы — загадочная смерть или убийство. Основной частью в характере страшилок является таинственность и описание сверхъестественных явлений. Эффект испуга достигается не только с помощью мистического содержания, но и с помощью повторов, усиления громкости и таинственности голоса. В цветовой гамме преобладают чёрный и красный — цвета смерти и крови. Преобладают определения «тёмная комната», «ядовитая пища», «страшный человек»


 Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

Тимченко Анна

Гафаров Равиль

2 курс

СКД ОКДД