Файл: Априорные основания гражданского права по А. Райнаху.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права
Реферат

по дисциплине «Философия права»

на тему:

«Априорные основания гражданского права по А. Райнаху»

Работу выполнил

магистрант 1 курса

заочного отделения

Рыжик Екатерина Николаевна
Научный руководитель

___________________________

К.ф.н., доцент Д. Н. Круглов


Пермь 2016

  1. Введение…………………………………………..3-4

  2. Феноменологический метод……………………..5-14

  3. Социальные акты…………………………………15-16

  4. Заключение………………………………………..17

  5. Использованная литература………………………18


Введение

Родился Адольф Райнах 23 декабря 1883 г. в Майнце. Райнахи на протяжении нескольких поколений принадлежали к числу наиболее известных семей этого города. Отец Райнаха -- Вильгельм Райнах -- владел фабрикой. В семье было трое детей: Адольф, Паулина и Генрих. Адольф среди них был старшим. После окончания гимназии Адольф по настоянию родителей в 1901 г. поступает на юридический факультет Мюнхенского университета. Испытывая непреодолимый интерес к философии, Райнах уже на третьем семестре переводится на философский факультет. Он слушает лекции по философии и психологии Теодора Липпса, участвует в заседаниях «Академического психологического общества», знакомится с «Логическими исследованиями» Гуссерля. Под впечатлением от прочитанной книги Райнах в 1902 г. лично посещает Гуссерля.

Но изучение юриспруденции Адольф Райнах не бросает. Весь зимний семестр 1902--1903 гг. он проводит в Берлине, занимаясь юридическими науками, после чего вновь возвращается в Мюнхен, где пишет свою докторскую диссертацию по философии «О понятии причинности в действующем уголовном праве», которую защищает в 1904 г. Летний семестр следующего года Адольф проводит в Геттингене, слушая главным образом лекции Гуссерля. В 1907 г. Райнах с отличием сдает юридический государственный экзамен. Зимой 1908 г. он знакомится с Максом Шелером и слушает его лекции о Канте и неокантианской философии. В этом же году Райнах принимает решение габилитироваться с работой «Сущность и система суждений», защиту которой проводит в 1909 г. в Геттингене, после чего становится приват-доцентом и получает право преподавать философию.


Райнах обладал блестящими качествами преподавателя и очень сильно влиял на студентов. Дитрих фон Гильдебранд, Александр Койре, Эдит Штайн -- указывали на него как на своего подлинного учителя феноменологии. Райнах ведет занятия по феноменологии, семинары и лекции по философии права и истории философии, читает курсы «Введение в теорию познания», «Свобода воли, вменение и ответственность», председательствует на заседаниях «Геттингенского философского общества».

В 1912 г. Райнах координирует и готовит к печати первый том «Ежегодника по философии и феноменологическому исследованию», в котором выходит его работа «Априорные основания гражданского права». Преподавательскую и научную деятельность Райнаха прервала война. В августе 1914 г. он уходит на фронт. Война оказала на Райнаха огромное воздействие, он обращается к Богу, начинает интересоваться вопросами веры и философии религии. Во время фронтового отпуска в 1916 г. он вместе со своей женой Анной принимает евангельское крещение. Райнах намеревается после войны написать большую работу по философии и феноменологии религии, но его планам не суждено было сбыться. 16 ноября 1917 г. Адольф Райнах погибает на фронте. Его похороны прошли в Геттингене.

Феноменологический метод

Априорные начала гражданского права
Феноменология - одно из важнейших направлений в философии XX века, как определенная методология философского исследования оказавшее влияние на другие течения (прежде всего экзистенциализм) и гуманитарные науки. Основатель этого направления - немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он был учеником немецкого философа Франца Брентано (1838-1917), разработавшего метод непосредственного описания психических явлений и вычленения их структур. Брентано также выдвинул идею интенциональности (направленности на другое) как отличительной особенности психических явлений. Эта идея стала ядром феноменологического подхода. Феноменология с самого начала формировалась не как замкнутая философская школа, а как широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля. Тем не менее ведущую роль в ее становлении сыграли именно работы Гуссерля, и прежде всего его двухтомный труд «Логические исследования» (1900-1901), а также сочинение «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). Феноменология получила широкое распространение в Европе и Америке, а также в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Бельгия, основной архив), Кёльне, Фрейбурге, Париже; исследовательские центры и феноменологические общества существуют во многих странах мира.



Основу своих феноменологических воззрений Райнах осветил в докладе, прочитанном в Марбурге в январе 1914 г. Это небольшое произведение содержит в краткой форме обоснование, основные положения и программу развития феноменологии. Райнах определяет феноменологический метод как определенный тип мышления, определенную установку сознания, которая позволяет по-новому взглянуть на вещи. В отличие от обыденно-практической и научной установки, феноменологическая установка обращается непосредственно к сущностному содержанию вещей. Такой взгляд на вещи был призван философскими и научными проблемами, которые только в усмотрении сущностей нашли дорогу к своему решению. Наука занимается изучением только существующих объектов и тем самым сводит область возможного познания к наличному бытию. Вне рамок исследования остается потенциальное и актуальное, но не проявившееся в наличности бытие, все те сущности, наличное проявление которых находится лишь в возможности или не проявлено. Как отмечает Райнах, отсутствие наличной реализации сущности не дает права предполагать отсутствие бытия самой сущности1. В отличие от науки, феноменология расширяет сферу познания до всего бытия, изучает все сущности, не ограничиваясь только явленными.

Неспособность наук к изучению сущностей порождает серьезные заблуждения и проблемы. Райнах приводит в пример психологию, которая, не постигнув сущность психического, выводит ее из произвольных определений.

В результате противоположность психического и непсихического устанавливается не из бытия как такового, а из дефиниций, причем психологи приписывают вещам такие свойства и отношения, наличие которых детерминировано не бытием, а их определениями. В результате происходит подмена, когда знание базируется не на реальности, а на научной установке. Такая подмена присутствует в большинстве наук.


__________________________________________________

1Райнах, А. О феноменологии [Текст] / А. Райнах // Райнах А. Собр. соч. / пер. с нем., составление, послесловие и комментарии В. А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 329.

Например, математическое правило (А + В) + С = А + (В + С) имеет отношение только к математике и набору ее аксиом, но никак не может быть оправданно с точки зрения реальности. Скобка это запятая, которая указывает на отношения между вещами, поэтому между левой и правой частями формулы универсального равенства быть не может. «Казнить нельзя, помиловать» это не то же самое, что «Казнить, нельзя помиловать».


Подмена происходит не только в основаниях, на которых базируется знание, но и в определении самих вещей. В физике красный цвет сводится к колебаниям волн определенной длины. Хотя физики забывают, что красный цвет может восприниматься без всякого присутствия волн, например во сне, а сами виды волн вообще не воспринимаются, а лишь фиксируются приборами, по данным которых и проводится их классификация. Красный цвет и колебания волн есть принципиально разные вещи, обладающие разными сущностями, поэтому сводить сущность одной вещи к иной вещи неправомерно2. Нельзя определять сущности вещей через другие вещи. Сущность может быть определена только через себя саму это простое положение очень часто забывает наука, вводя в заблуждение. Феноменология же призвана очистить науку от таких заблуждений.

Отказавшись от сущностного усмотрения, многие науки отказались и от понимания, потеряв смыслы того, что они познают. Современная физика уже не отвечает на вопрос «почему?», она отвечает лишь на вопрос «как?».
______________________________________________

2Райнах, А. О феноменологии [Текст] / А. Райнах // Райнах А. Собр. соч. / пер. с нем., составление, послесловие и комментарии В. А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 331.

Математика запуталась в дебрях знаковых обозначений и уже не может пробиться к вещам самим по себе. Математик пользуется формулами, не зная, что они обозначают. Какой смысл несет в себе формула a + b = b + а, которая универсально не может выражать ни пространственные, ни временные отношения?3 Науки разучились понимать и способны только доказывать. Биология не постигает, не объясняет жизнь. Она принимает ее наличие в качестве аксиомы, константы, оттолкнувшись от которой выстраивает учение о живых существах, с доказательствами биологических законов и закономерностей.

Как считает Райнах, философия должна прояснить науку, вернуть ей смыслы. Только философия способна на исследования фундаментальных для науки сущностей и предельных законов, которые коренятся в этих сущностях. На этом пути философии призван помочь феноменологический метод познания, с помощью которого человек способен пробиться к самим вещам.

Феноменологический метод, с точки зрения Райнаха, включает в себя сущностный анализ и прямое усмотрение сущностей. Сущностный анализ для познания вещей обращается к словам и их значению.


В результате анализа языка выявляются отличия между вещами и устраняются неправомерные различия между ними. Сущностный анализ показывает, что скрывается за словами, что обозначает то или иное слово. Например, понятие порядкового числа может ввести в заблуждение о самостоятельном существовании такого вида чисел.

_______________________________________

3Райнах, А. О феноменологии [Текст] / А. Райнах // Райнах А. Собр. соч. / пер. с нем., составление, послесловие и комментарии В. А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 333.

На самом деле, как показывает Райнах, понятие порядкового числа есть обозначение, которое с помощью количественных чисел определяет место элемента упорядоченного множества. То есть порядковые числа это обозначения, а не числа как таковые4. Но сущностный анализ, находя опору в языке, проясняет лишь уже имеющееся в опыте. Такую ограниченность преодолевает прямое сущностное усмотрение, которое не только проясняет, но и открывает, усматривает новые сущности, обращаясь к самим вещам непосредственно5.

Обращаясь к самим вещам, мы усматриваем не только сущности вещей, но и законы, которые из них вытекают или которые с ними связаны. Сущностные законы, в противоположность законам, основанным на фактах, обладают необходимостью. Такая необходимость не связана с опытом и не зависит от него, она проистекает из сущности вещей. Поэтому любое универсально необходимое знание, основанное на познании сущностей, Райнах называет априорным. В отличие от Канта, Райнах не отождествляет априори с формами рассудка и чувствования. Априори для него это необходимое положение вещей самих по себе6.

______________________________________________

4Райнах, А. О феноменологии [Текст] / А. Райнах // Райнах А. Собр. соч. / пер. с нем., составление, послесловие и комментарии В. А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 339.

5Райнах, А. О феноменологии [Текст] / А. Райнах // Райнах А. Собр. соч. / пер. с нем., составление, послесловие и комментарии В. А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 340.

6Райнах, А. О феноменологии [Текст] / А. Райнах // Райнах А. Собр. соч. / пер. с нем., составление, послесловие и комментарии В. А. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 3