Файл: Дисциплина Психология развития и возрастная психология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 800
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840) new
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология.
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.
Выполнил:
Тоторова Елена Юрьевна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Москва – 2023
Задание 1. Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1
Таблица 1.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Более ответственно подходят к общению со взрослыми. Стремятся получить равноправие и уважение. Ожидание разумной опеки (я вырос –меньше контроля). В этом возрасте появляется необходимость (потребность) в любви. Важным становится коммуникация и поиск понимания. |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Появляется личная позиция по отношению к родителям. Формируется система самооценки. Родительское отношение к ребенку имеет такое же большое влияние на формирование самооценки как и в младшем возрасте. |
На основе отдельных поступков | Важным инструментом становится дружба. Связи между людьми, созданные на взаимном доверии, привязанности, общности увлечений. |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Активное формирование самосознания. Появление системы эталонов. Появление понимания своей индивидуальности. Этап 1. Принятие решений. Этап 2. Понимание, что человеческая близость, дружба, любовь стали первостепенными. |
Задание 2. Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».
Таблица 2.
Возрастной период | Хроноло-гические рамки | Ведущая потреб-ность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятель-ности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | 18-25 | Общение с группами сверстников, и в поисках друзей | Начинается самостоятельная жизнь. Осуществление своих жизненных планов. | Учебная, профессиональная | Система ценностей Создание логического мышления | 18-25 |
Ранняя взрослость | 25-35 | Семья | Трудовая деятельность. Появление семьи. Дети. | Труд | Развитие человека на работе. Развитие человека , как члена семьи. | 25-35 |
Зрелость | 35-60 | Достижение другого вида целей, соответственно возрастной категории. | От социального признания взрослости до социального признания старости, до времени выхода на пенсию | Обучение молодых людей, опекают старых людей. Передача жизнен ного опыта | Мудрость | 35-60 |
Период старения | После 65 лет | Выход на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. | Характеризуется тремя циклами старения: 1. 65-70 2. Старость 70 3. Дряхлость | Сохранение личности человека, передача собственного опыта | Нарушается режим жизни, рвутся привычные отношения с людьми. Чувство моральной смерти- я не нужен. Нервная система становится менее адаптивной к новому, сложные реакции на новое. Люди менее сильные физически и духовно. Работа выполняется все более медленно. | после 65 лет |
Задание 3. Заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).
Таблица 3.
Возрастной период | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
Младенчество. До года | Орально-сенсорная | Формирование базового доверия или недоверия к миру. Недоверие к миру формируется, если нет любви родителей. Пример-дети из детского дома. Они не плачут, нет смысла. | Родители уделяли ребенку много времени, часто брали на руки. Ребенок был первенцем, папа очень любил маму и ждал рождения. Кормление грудь. было до 2 месяцев, по желанию малыша. Или полное равнодушие и отсутствие родителей | Доверие к миру у ребенка сформировано. Когда он вырос, стал открытым, экстравертом, имеет много социальных связей в виде родных и друзей. Нет возможности проявить доверие, внутренний страх, который заставляет детей быть осторожными и взрослеть раньше. Они сами берут за себя ответственность, сами для себя родители. |
Ранний возраст С 1 по 3 год жизни | Анальная | Конфликт между нерешительностью и самостоятельностью. Хочу что-то делать сам, но боюсь. | Родители не ограничивают активность ребенка, но контролируют ее и обеспечивают безопасность. Родители много и активно проводят время с ребенком. Мама главный организатор всех развивающих мероприятий. | Появляется самостоятельность Навыки самоконтроля. Свободное самовыражение. |
Возраст игры От 3 до 6 лет | Фаллическая | Инициативность – вина | Ребенок растет гуляет самостоятельно с 5 лет при условии безопасности и исследует мир. Развивается воображение. | Нахождение на природе, во дворе, взаимодействие с другими детьми. Развиваются творческие способности. Склонность к рисованию. |
Школьный возраст От 6до 11 лет | Латентная | Трудолюбие – неполноценность | Ребенку нравится учиться, потому как класс 6 человек. Нет необходимости для стресса в школе. Родители хвалят и гордятся результатами Нет желания в дополнительных занятиях по учебе. Любые кружки- нужно делать, что скажет взрослый. Интерес к любимому хобби. | Развитое трудолюбие. Дружба со сверстниками, сочинение стихов и не только. Создание своих фильмов на телефоне, сюжетные игры куклами , которые были созданы самостоятельно |
Подростковый возраст От 12 до 19 лет | Идентификация личности и спутанность ролей | Длительная дружба с детьми ( в моем случае 5 лет дружбы , начиная с 5 класса) Хорошая учеба в школе, путешествия с классом. Родители отмечают успехи ребенка и чем-то подкрепляют это ( от денег до выполнения больших обещаний). | Успехи в учебе. Уверенность и полноценность. | Идентификация личности и спутанность ролей |
Молодость От 20 до 25 лет | Интимность – изоляция | Конфликт между близостью и одиночеством. Это значит, что не всегда получается установить правильные отношения с партнером. Даже в отношениях можно быть одиноким человеком. | Социальное взаимодействие с людьми разных категорий. Доверие партнеру на основании личного опыта и взаимодействия с ним. Сильное погружение в себя, если есть чувство одиночества, что бы ответить на вопрос ( что со мной не так и как исправить). | Нет душевного вовлечения, конфликт близости. Это значит , что партнеры не смогли установить душевные и близкие отношения, что приводит к конфликтам в отношениях, нет близких отношений в плоть до отсутствия секса. |
Зрелость от 26 до 64 лет | Средняя зрелость | Продуктивность – застой Это означает , что от продуктивного возраста , который полон событий, идей и действий, человек переходит в такой возраст, когда очень сложно себя реализовать где-то, потому как начинаются разного рода заболевания, которые могут мешать активно жить. | В моем случае перебор 6 профессий, не по интересам, а для того, что бы заработать деньги. Смена фокуса на себя, смена ценностей- счастливая мама и жена- счастливая семья. Понимание своих сильных сторон. Расширение кругозора, живу как хочу. Вышла замуж за африканца, прекрасная интернациональна семья. | Полная интеграция, реализация себя, построение семьи, собственные увлечения и друзья. А именно реализация себя через свое заболевание (панические атаки)- желание выучиться на специалиста в области психологии, что бы разобраться в заболевании. Принятие жизни с ее особенностями и яркими моментами |
Старость От 64 и до конца | Поздняя зрелость | Конфликт цельности и безнадежности, это означает что многие теряют уверенность в том, что они ценны для членов своей семьи. Возможно состояние безнадежности и потери себя в силу возраста, обстоятельств, заболеваний. | Если характер человека позволяет ему сфокусироваться на себе , то обычно старички занимаются активностью, которая приносит радость. Но многое зависит от характера! Пример из жизни- мамина студентка приехала в 60 лет из Австралии в Россию учить русский язык. При этом у нее было 6 детей и 18 внуков. | Полное осознание периода старости, что бы не попасть в депрессию ( непринятие того, что ты пожилой человек). Возможное подведение итогов, страх за будущее детей и внуков. |