Файл: Исследование проблем предпринимательства в Воронежской области на примере предприятия ооо ДоМания 14 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. | 3 | |
ГЛАВА 1. | Теоретические основы развития Предпринимательства в России ……………… | 5 |
1.1. | Понятие и содержание предпринимательства ………….. | 5 |
1.2. | Проблемы предпринимательства в России и его роль в экономике страны………………………………………..... | 9 |
ГЛАВА 2. | Исследование проблем предпринимательства в Воронежской области на примере предприятия ООО «ДоМания» | 14 |
2.1. | Общая характеристика предприятия ООО «ДоМания» … | 14 |
2.2. | Основные проблемы и пути их решения в ООО «ДоМания» | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… | 20 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… | 22 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………… | 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. И хотя партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались как отдельные самостоятельные субъекты производства, но именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из этих структур.
Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе значительный антимонопольный потенциал, является ключевым фактором структурной перестройки экономики и обеспечения развития направлений научно-технического прогресса. Малый бизнес решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства, поэтому его становление и развитие в единстве с крупным бизнесом представляет собой стратегическую задачу современной экономической политики.
Особое значение изучение проблематики малого предпринимательства имеет то, что именно малому бизнесу уделяется особое внимание со стороны государства в отношении его поддержки и помощи в его развитии. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в любом государстве - это стратегический просчет, который несет в себе многочисленные народнохозяйственные негативы, обострение кризиса экономики в целом.
Малый бизнес не всегда может успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы, право на существование вообще, поэтому постоянная и действенная помощь со стороны государства имеет ключевое значение для его развития.
Целью курсовой работы является выявление проблем в развитии малого бизнеса и его роли в экономике России, а также определения путей совершенствования развития предприятий малого бизнеса на примере конкретного предприятия.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-
дать характеристику малого предприятия: сущность и основные черты; -
охарактеризовать проблемы предприятий малого бизнеса; -
охарактеризовать деятельность ООО «ДоМания»; -
рассмотреть основные проблемы в развитии малого бизнеса;
- рассмотреть направления решения проблем малых предприятий.
Актуальность данной темы определена значительной ролью малого предпринимательства в современной рыночной экономике, так как оно представляет собой существенную составляющую рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего его конкурентного механизма.
В качестве источников информации использовалась учебная, научная и нормативная литература, а также материалы периодической печати, в частности, таких авторов как А.П. Блинова, А.А. Виленского, В.В. Казарезова.
Глава 1. Теоретические основы становления и развития малого бизнеса в России
-
Понятие и содержание малого предпринимательства
Малый бизнес, или иначе малое предпринимательство, в современных условиях рыночной экономики представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, которые заняты в сфере предпринимательской деятельностью [5,с. 18.].
Малый бизнес по своему содержанию достаточно разнообразен и различается по целому ряду ключевых факторов, где каждый из них в той или иной мере влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить форму отрасли деятельности, собственности, размер предприятия, численность и состав работающих, объем и ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции или услуг, а также организационную структуру предприятия, его систему управления, менеджмент и прочее.
Управление малым бизнесом, особенно в условиях российской действительности, существенно отличается от управления крупными предприятиями. Согласно данным статистики, срок существования малого предприятия в России составляет около двух лет, в дальнейшем такие формы организации бизнеса прекращают свое функционирование в силу трудностей и особенностей конкуренции на рынке, поэтому малых предприятий с внушительным стажем работы очень небольшое количество. Такие тенденции малочисленности малого бизнеса связаны с тем, что многие предприниматели просто не учитывают особенности управления подобными фирмами и не просчитывают наперед все проблемы в их финансово-хозяйственной деятельности.
Тем не менее, малый бизнес играет очень важную роль в экономике страны, в частности для занятости населения, как в России, так и в зарубежных странах. Малые предприятия обычно составляют около 70% или даже более всех существующих компаний, и именно они предоставляют около 50% рабочих мест для населения, обеспечивают значительную долю оборота розничной торговли и общественного питания.
Сокращение доли малого бизнеса в розничной торговле несет в себе потенциальную угрозу развития крупных розничных сетей и консолидации рынка, хотя международный опыт свидетельствует, что развитие крупных торговых сетей не ведет к полному исчезновению малого бизнеса, так как малые предприятия могут конкурировать с крупным и средним бизнесом за счет более высокой индивидуализации и компактности услуг и товаров, уникальности предложения и организации маркетинга, быстрой переориентации деятельности в другие сектора экономики, маневренности, жизнеспособности и стойкости этого вида бизнеса [17,c.155].
Малые предприятия также имеют свои преимущества по сравнению с крупными компаниями в части их деятельности в специализированных рыночных нишах; способности организации производства специализированных товаров небольшими партиями; более свободного доступа к локальным географическим рынкам и изучения потребностей и специфики рынков местного значения. Их географический круг и сфера деятельности не широки, и как правило, ограничены местом расположения малого предприятия, но компактность и специализация имеют свои плюсы и преимущества, особенно в сельской местности, куда крупный бизнес крайне неохотно распространяет свою сферу влияния, стараясь захватить крупные урбанизированные города и агломерации.
Дополнительные возможности и преимущества малого бизнеса лежат в быстрой переориентации на другие сектора экономики, например, в любые сферы услуг и направлений розничной торговли и общественного питания [15,c.142].
Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы для усиления групповой кооперации и конкуренции. Подобными действиями они увеличивают масштаб своего функционала и минимизируют негативные эффекты, свойственной малому бизнесу в ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов [15,c.121].
Основными целями создания кооперативов являются следующие: это доступ к новым рынкам, расширение ассортимента товаров и услуг, доступ к новым технологиям и технике, наращивание потенциала и мощностей, а также снижение издержек и прочих расходов.
Компании малого бизнеса, состоящие в подобной кооперации, являются более мобильными в условиях внешней среды, конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми и самостоятельными фирмами. Результаты исследований свидетельствуют, что в 82% случаев кооперация предприятий малого бизнеса ведет к росту конкурентоспособности и экономической эффективности подобных субъектов хозяйствования [8,c.79].
Таким образом, главной особенностью малого бизнеса является его гибкость и мобильность, которые позволяют ему своевременно, быстро и оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, так как успех современного предприятия всегда будет зависеть от способности фирмы максимально быстро перестраиваться, реагировать на все изменения, принимать во внимание влияние мировых трендов, быть гибким в конкурентной среде и уметь своевременно оценить угрозы внешней среды.
Имеются следующие преимущества ведения малого бизнеса:
-большая гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
-мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
-более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
-снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
-большая скорость оборота капитала.
Опыт практической длительной деятельности свидетельствует, что малый бизнес стимулирует каждого работника в конечных результатах труда.
Все эти преимущества позволяют обеспечить малому бизнесу следующие достоинства:
-быстрое заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
-быстрое внедрение несложных научно-технических достижений;
-полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
-наладить выпуск продукции малыми сериями.
1.2. Проблемы малого бизнеса в России и его роль в экономике страны
К числу серьезных проблем развития малого бизнеса, относятся: необходимость утверждения большого количества разрешительных документов, наличия чрезмерной налоговой и статистической отчетности, отчего сохраняется актуальность решения задачи по упрощению пакета документов для открытия предприятия малого бизнеса, автоматизации их документационного обеспечения с целью упрощения и ликвидации рутинного ручного труда.
Среди основных проблем развития малого предпринимательства в российской действительности следует выделить следующие:
-
-наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий; -
-дефицит финансовых ресурсов; -
-сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений; -
-проблемы подключения к инженерным коммуникациям; -
-другие причины.
В настоящее время почти треть населения России связана с малым бизнесом, где занято несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые работники в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности, форм государственного предпринимательства.
Рисунок 1 Количество малых предприятий на 1000 жителей в 2019 году
Источник: [10, c.105]
Подобный анализ дает основания констатировать тот факт, что при росте числа малых предприятий увеличивается и количество числа занятости населения, тем самым малый бизнес в настоящее время является единственной сферой деятельности, где создаются рабочие места и наблюдается рост производства, а также вовлекаются в общественное