ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 44
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
_______Практикум по психоконсультированию__________
Группа Кд19П111
Студент
К.А Шевченко
МОСКВА 2023
1.Сравнительный анализ. Проведите сравнительный анализ этапов психологического консультирования с точки зрения различных авторов
В процессе психологического консультирования можно условно выделить несколько стадий, особенности содержания, длительность и психотехническое обеспечение которых в каждой конкретной консультативной ситуации будут определяться характером проблемы и запроса клиента, теоретической направленностью и моделями консультирования, которыми владеет консультант. Однако все консультативные ситуации имеют некую общую логику в своем развитии и подчиняются необходимости использования неких универсальные средств, о которых необходимо знать консультанту.
Ю. Е. Алешина, анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, выделяет 4 общих стадии процесса психологического консультирования:
1) знакомство с клиентом и начало беседы;
2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы
При этом общая длительность приема в 1 час распределятся по стадиям следующим образом: 1) начало беседы —5—10 минут; 2) расспрос клиента —25—35 минут; 3) коррекционное воздействие — 10—15 минут; 4) завершение беседы —5—10 минут. На приблизительно такую же по времени длительность одной сессии (1 час) указывают многие специалисты. Г.С.Абрамова выделяет 5 стадий:
1) установление контакта,
2) сбор информации,
3) осознание желаемого результата,
4) выработка альтернативных решений;
5) обобщение резюме, переход от обучения к действию.
В.Ю. Меновщиков предлагает несколько отличную стадиальную модель:
1 стадия - установление контакта (первичная диагностика),
2 - исследование и осознание задачи (вторичная диагностика),
3 - перебор гипотез,
4 – решение,
5 - выход из контакта.
Р. Кочюнас, ссылаясь на опыт своих зарубежных коллег, приводит эклектическую модель структуры консультативного процесса, отражающую универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. В этой модели выделяются этапы
1) исследование проблемы,
2) «двумерное определение проблемы»,
3) идентификация проблемы,
4) планирование,
5) деятельность,
6) оценка и обратная связь
Р.С. Немов в отличие от других авторов в качестве первого этапа психологического консультирования называет подготовительный этап, на котором психолог-консультант готовится к проведению консультации и знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить, например, от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации
Обобщая различные подходы к рассмотрению процесса психологического консультирования, можно выделить ряд основных его этапов:
- психологическая настройка консультанта,
- знакомство и выяснение запроса клиента (с заключением социального контракта), - исповедь клиента,
- расспрос клиента и получение дополнительной информации,
- совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом,
- формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции,
- оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения. Каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обусловленные содержанием жизненной ситуации клиента, его переживаниями, его личностными особенностями, готовностью изменяться, характером тех отношений, которые складываются с консультантом
, профессиональным опытом, теоретической направленностью самого консультанта и т.д. Поэтому содержание и длительность каждого из перечисленных этапов процесса психологического консультирования в разных случаях могут быть различными. Однако консультанту необходимо знать общую логику развития процесса консультирования и помогающих отношений.
3.Напишите письмо себе, как психологу, изложив суть своей проблемы (реальной или гипотетической (на выбор).
«Уважаемый Психолог!
У меня проблема такого рода - мне бы хотелось понять, как лучше установить границы в отношении с коллегами. В частности, у меня есть коллега, с которым мы задействованы в одном проекте. По идее, всё должно делиться поровну (в отношении нагрузки). Но как-то так выходит, что я делаю больше, чем он. Возможно, это связано с тем, что у меня гиперответственность. Я хочу, чтобы любое дело было сделано качественно, в сроки, чтобы всему, чему нужно, уделялось внимание.
Выходит, что мой интерес в этом выше, чем у него. Мы пытались поговорить, прояснить какие-то моменты, но потом всё возвращается на круги своя. Может я чего – то не учитываю. Спасибо. Буду ждать ответ!
С уважением, А.П»
"Уважаемая АП!
Спасибо за ваше письмо, я ценю вашу готовность связаться со мной. Ваше сообщение важно для меня, и я постараюсь помочь Вам в рамках своих профессиональных возможностей.
Из Вашего письма я поняла, что Вы, обеспокоены своим самоощущением из-за ситуации на работе. Подобные проблемы не редкость сегодня, и я думаю, что это здорово, что Вы обращаетесь за консультацией, проявляя активное желание решить проблему и улучшить качество своей жизни.
Если я правильно Вас поняла, Вас тяготит ситуация несправедливости в распределении рабочей нагрузки и не совсем успешные попытки изменить ситуацию путем приговоров. Также, я увидела из письма, что Вы рассматриваете свою повышенную ответственность как одну из возможных причин сложившейся ситуации.
Полагаю, мы с Вами можем заняться поиском оптимальных решений для этой задачи и, возможно, для других, схожих проблем. Вероятно, направив наши совместные усилия на поиск причин ее возникновения, мы сможем лучше разобраться в Вашей проблеме и найти оптимальные пути решения для настоящего и будущего.
Прежде чем мы начнем, я хотела узнать о Вас больше. Не могли бы Вы рассказать мне, сколько Вам лет, чем Вы занимаетесь, каково Ваше семейное положение и все, что, по вашему мнению, поможет мне лучше понять Вас.
Подскажите, пожалуйста, проявляется ли гиперответственность в других сферах и как она влияет на Вашу жизнь? Некоторые люди с похожими запросами могут быть обеспокоены своим здоровьем, отношениями в семье или финансами. Есть ли у Вас какие-либо подобные сложности?
Также прошу Вас в следующем письме рассказать о конкретном случае на работе, когда коллега проигнорировал свои обязанности, и Вам пришлось взять их на себя.
-
Что вы думали и чувствовали при этом? Постарайтесь по возможности подробно описать собственные переживания. -
Что было наиболее травматичным для Вас? -
Что Вы получаете, беря на себя «лишнюю» работу? Какие положительные стороны и «выигрыши» Вы видите или чувствуете в таком подходе? -
Также прошу Вас представить, что бы произошло, если бы вы отказались выполнять «лишнюю» работу?
Я буду рада продолжить общение и вместе с Вами разобраться в проблеме. Пишите мне в удобное вам время, я смогу ответить в течение суток.
Я хочу, чтобы Вы знали, что наши обсуждения конфиденциальны и не будут переданы кому-либо еще без Вашего разрешения. Некоторые исключения из этого составляют случаи, когда я буду обязана по решению суда поделиться нашими записями или в процессе нашего обсуждения выявятся события или действия, о которых я буду обязана сообщать по закону. Имейте в виду, что электронные письма могут быть прочитаны в пути ко мне другими. В целях конфиденциальности не указывайте в письмах ту информацию, которую бы Вы не хотели разглашать.
С уважением, К.А
Клинический психолог.
Прочитайте отрывок в книге Дж. Бьюдженталя «Наука быть живым» (случай с Дженнифер). Проанализируйте данный случай, отвечая на следующие вопросы:
1). В чем, на Ваш взгляд, проблема Дженнифер? Как трансформируется запрос клиента в этом эпизоде.
2). Как бы Вы охарактеризовали отношения Дженнифер с собой и как это повлияло на ее контакт с терапевтом на начальных этапах терапии?
3). Как повлияло детство Дженнифер на ее личность и способность быть в своей жизни и в отношениях с другими.
4). Почему Бьюдженталь не приветствует Дженнифер с заранее подготовленными списками тем для обсуждения? 5). Как Вы поняли метафору Бьдженталя о Дженифер как о «танцовщице с поврежденными ногами».
6). Какие ключевые моменты и основные приемы Вы можете выделить в работе Бьюдженталя с Дженнифер?
7). В чем именно можно определить результат терапии с Дженнифер? В чем, на Ваш взгляд эффективность данной терапевтической работы.
8). В чем разница между виной и ответственностью и чем, на Ваш взгляд, можно объяснить приверженность Дженнифер к правилам, спискам, нормам поведения.