ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология родительско-детских отношений


Группа КД19П111
Студент
К.А. Шевченко


МОСКВА 2023

Практическое занятие №1

Задание 4.

Ситуация 1



Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические методики

1

Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем.

На мать

Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) – ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) – направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста или младшего дошкольного возраста.
Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» - представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства.

2

Поведение ребенка обусловлено недостаточной готовностью ребенка к школьному обучению

На ребенка

Для определения психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо провести изучение основных сфер (эмоциональная, интеллектуальная, социальная).

Возможные методики исследования интеллектуальной сферы:

Тест Керна - Йирасека – позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина – определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) – исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Возможные методики исследования эмоциональной готовности:

Методика «Несуществующее животное».
Методика «Лесенка» – предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Методика «Линеограмма» - выявление уровня различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.
Возможные методики исследования мотивационной сферы:

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) – выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков
Уровень готовности к школе определяется преобладающими уровнями в каждой из диагностируемых сфер.

3

Поведение ребенка обусловлено личностными характеристиками ребенка

На мать

Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент).
Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания).







На ребенка

Методика «Перенос кубиков» - определяются конституциональные черты личности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов).


Ситуация 2



Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические методики

1

Поведение ребенка обусловлено личностными особенностями ребенка

На мать

Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент).
Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания).

2

Поведение ребенка обусловлено нарушениями в эмоционально-личностной сфере

На ребенка

Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) – диагностирует особенности эмоционально-личностной сферы.
«Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам (модификация А.И. Лутошкиной) – направлено на исследование эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.

Рекомендации матерям по взаимоотношениям с их детьми в обеих ситуациях выдаются на основании результатов психодиагностических методик и в зависимости от сферы, в которой выявлены затруднения.

Практическое занятие №2

Задание 3



Проблемная область для психодиагностики

Названия психодиагностических методик

1

Замкнутость подростка

  • Тест Айзенка (темперамент)

  • Методика «Дом-дерево-человек»

  • Кинетический рисунок семьи

  • Тест тревожности Филлипса

2

Межличностные конфликты между матерью и подростком

  • Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

  • Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса

  • Опросник родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ

3

Агрессивность дошкольника

  • Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант)

  • Методика «Несуществующее животное»

  • Методика «Дом-дерево-человек»

  • Тест руки Вагнера (детский вариант)

4

Страхи у дошкольника

  • Методика А. И. Захарова «Мои страхи»

  • Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам»

  • Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

5

Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь)

  • Миннесотского многопрофильный опросник (MMPI)

  • «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF)

  • Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)