ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология родительско-детских отношений
Группа КД19П111
Студент
К.А. Шевченко
МОСКВА 2023
Практическое занятие №1
Задание 4.
Ситуация 1
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Нестабильное поведение ребенка обусловлено отношениями между ребенком и родителем. | На мать | Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) – ориентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ) – направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста или младшего дошкольного возраста. Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе» - представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительства. |
2 | Поведение ребенка обусловлено недостаточной готовностью ребенка к школьному обучению | На ребенка | Для определения психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо провести изучение основных сфер (эмоциональная, интеллектуальная, социальная). Возможные методики исследования интеллектуальной сферы: Тест Керна - Йирасека – позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации. Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина – определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Тест на мышление ребенка «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) – исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению. Возможные методики исследования эмоциональной готовности: Методика «Несуществующее животное». Методика «Лесенка» – предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика «Линеограмма» - выявление уровня различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления. Возможные методики исследования мотивационной сферы: Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) – выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банков Уровень готовности к школе определяется преобладающими уровнями в каждой из диагностируемых сфер. |
3 | Поведение ребенка обусловлено личностными характеристиками ребенка | На мать | Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент). Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания). |
| | На ребенка | Методика «Перенос кубиков» - определяются конституциональные черты личности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов). |
Ситуация 2
№ | Гипотеза обследования | На кого направлено обследование | Психодиагностические методики |
1 | Поведение ребенка обусловлено личностными особенностями ребенка | На мать | Методика определения темперамента детей дошкольного и младшего школьного возраста (Авторы: Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко) – определяются конституциональные черты личности (темперамент). Опросник темперамента (авторы: А. Томас, С. Чесс, адаптирован к русскоязычной популяции В. Г. Колпаковым, В. В. Макаровым и Г. А. Макаровой) – диагностируются составляющие детского темперамента, проявляющиеся в различных характеристиках поведения (активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптабельность, интенсивность реагирования, порог возникновения реакции, качество настроения, переключение, продолжительность и помехоустойчивость внимания). |
2 | Поведение ребенка обусловлено нарушениями в эмоционально-личностной сфере | На ребенка | Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова) – диагностирует особенности эмоционально-личностной сферы. «Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам (модификация А.И. Лутошкиной) – направлено на исследование эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. |
Рекомендации матерям по взаимоотношениям с их детьми в обеих ситуациях выдаются на основании результатов психодиагностических методик и в зависимости от сферы, в которой выявлены затруднения.
Практическое занятие №2
Задание 3
№ | Проблемная область для психодиагностики | Названия психодиагностических методик |
1 | Замкнутость подростка |
|
2 | Межличностные конфликты между матерью и подростком |
|
3 | Агрессивность дошкольника |
|
4 | Страхи у дошкольника |
|
5 | Патологические привычки у юноши (курение, алкоголь) |
|