Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 8 Задание 1. Структура и функции современной семьи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа
Студент
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №8
Задание №1. «Структура и функции современной семьи»
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная и сексуальная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше, чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Сексуальную функцию не всегда выделяют в качестве самостоятельной, порою её включают в состав восстановительной. Однако для многих семей отсутствие сексуальной гармонии является серьёзной проблемой и даже способно провоцировать возникновение конфликтов между супругами.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т. д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях.
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Задание №2. «"Дезорганизованная семья" и ее проблемы»
Дезорганизованная семья – это семья с нарушением межпоколенных связей и отсутствием единых взглядов на воспитание детей со стороны отца и матери. Как правило, в таких семьях, несмотря на усилия в воспитании детей, каждый действует в своем направлении, разрывая естественные связи «отцов и детей». Вот почему, казалось бы, в хороших семьях вырастают плохие дети и, наоборот, в проблемных семьях могут вырасти не просто благополучные, но и очень способные и высоко воспитанные дети. Здесь действуют не только внутренние, но и внешние компенсирующие факторы, на что и должна опираться школа.
Если ребенок в семье заласкан, школе рекомендуется быть более требовательной и сдержанной по отношению к ребенку, чтобы он получил опыт взаимодействия и с индифферентной средой. Напротив, к ребенку из среды, где ему плохо, недостает тепла и ласки, следует проявить больше заботы и любви, дабы он не воспринимал весь мир в черных тонах своего детского одиночества.
Дезорганизованной семьей можно считать ту семью, в которой в силу устойчивых конфликтных ситуаций отсутствует сотрудничество мужа и жены в выполнении присущих семье социальных функций (в первую очередь, в воспитании детей), потеряны общие цели в жизни, нарушено в основном внутреннее единство данной общности.
Дезорганизация семьи происходит, по крайней мере, по двум причинам:
-
Первая причина объективного характера – это социально-экономические мотивы, социальные проблемы. -
Вторая – субъективные факторы, влияющие на дезорганизацию семьи (низкий моральный уровень супругов, невысокая семейная культура, участие одного из супругов в воспитании детей или разногласия в методах воспитания, отсутствие детей или нежелание их иметь), и субъективные обстоятельства (слухи, наговоры, распри, ревность).
Семье присущи три формы дезорганизации:
-
Первая или начальная форма дезорганизации - тихая, скрытая. У членов семьи замечается определенный отход от выполнения тех или иных функций. Если, например, замыкается в себе муж, не считает нужным обмениваться впечатлениями с членами семьи, то жена на это соответствующим образом реагирует: не предоставляет ему возможности удовлетворять потребности в домашнем комфорте или начинает критиковать мужа в присутствии детей. Таким образом, начинается взаимное невыполнение функций супругами в семье. (В некоторых случаях первая форма дезорганизации может носить обратимый характер. Семья может вернуться в нормальное русло жизни, если супруг, почувствовав изменение отношения к себе, старается уладить возникшее противоречие. Словом, эта форма дезорганизации характеризуется возможностью решить проблемы на интеллектуальном уровне.) -
Вторая форма дезорганизации - остро конфликтная. Для неё характерны конфликтные отношения между супругами, которые носят затянувшийся характер. Взгляды супругов на совместную жизнь значительно расходятся. В создавшейся ситуации дети не могут занять ясную позицию в отношениях между родителями и могут быть связаны с аморальным поведением одного из супругов или обоих, а также с пьянством, дебошами, изменами. В этих семьях призывы к рассудку, советы, просьбы безрезультатны. -
Третья форма семья дезорганизации семьи носит характер развязки. В этом случае в основном супруги идут на расторжение брака. Если этого не происходит, конфликт загоняется вглубь, что чревато преступлениями на семейно-бытовой почве.
Неблагополучная семья рассматривается нами с точки зрения дезорганизации. Однако отождествлять неблагополучие в семье с ее дезорганизацией нельзя. В основе семейного неблагополучия лежит (и, как правило, предшествует ему) дезорганизация. Следовательно, неблагополучная семья не просто разновидность дезорганизованной, а ее крайнее выражение, так как, говоря о дезорганизации семьи, мы имеем в виду не только конечный результат, но и сам процесс «развала» семьи.
Если процессу дезорганизации семьи свойственна напряженность во взаимоотношениях супругов, то неблагополучным семьям присущи:
-
во-первых, взаимоотношения, характеризующиеся затяжными, глубокими конфликтами, которые длительное время не находят благоприятной и устойчивой разрядки; -
во-вторых, взаимоотношения, характеризующиеся эпизодическими конфликтами, сравнительно легко разрешимыми; -
в-третьих, согласованные взаимоотношения.
Таким образом, если для семейной дезорганизации определяющим является ослабленное внутреннее единство семьи, нарушение структуры социальных ролей, наличие грубых внутрисемейных противоречий, то неблагополучная семья офицера характеризуется конфликтной ситуацией в ней.
Задание №14. Условия стабильности брака и причина разводов.
Условия стабильности брака
-
Какими были добрачные отношения
Психологи утверждают, что на стабильность брака, психологический климат в семье оказывают влияние социально-экономические и демографические характеристики будущих супругов. Среди них чаще всего выделяют жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер, источники, распределение), стаж добрачных отношений, возраст супругов, их образование и род занятий и т. д. Положительно влияют на брак хорошие материальные условия, примерное равенство возраста и образования супругов, оптимальный период ухаживания (от 1 до 1,5 лет). В добрачный период появляются некоторые перспективные проблемы, обнаруживающиеся в браке, которые можно назвать как «родовые травмы». На судьбе брака сказываются место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге - положительное, отрицательное, амбивалентное (и положительное, и отрицательное), индифферентное (безразличное); продолжительность и содержание периода ухаживания; инициатор брачного предложения (мужчина, женщина, другие заинтересованные лица); время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака.
-
Степень удовлетворенности браком
Кроме рассмотренных выше психологических факторов, на стабильность брака также влияет удовлетворенность браком, которая прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности. Также, удовлетворенность браком во многом зависит от совместимости – это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно в начале супружества. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.
-
Социально-демографические факторы
Кроме рассмотренных выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним относятся: жилищные условия, семейный бюджет, возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей.
Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.
К сожалению, сейчас отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают только внутренние факторы взаимоотношений, присущие семье.
Причины разводов
Большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, складывающихся непосредственно в результате совместной жизни.
Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.