ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...
3 1 Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования…………………
7 1.1 Сущность и полномочия местного самоуправления согласно российскому законодательству……………………………………………..
7 1.2 Понятие и содержание экономической основы местного самоуправления………………………………………………………………
16 1.3 Цели социально – экономического развития местного самоуправления………………………………………………………………
20 2. Анализ и пути совершенствования социально – экономического развития Хабаровского муниципального района…………………………
23 2.1 Особенности государственного и муниципального управления
Хабаровского муниципального района…………………………….………
23 2.2 Современное состояние управления социально – экономическим развитием Хабаровского муниципального района………………………..
25 2.3 Совершенствование системы бюджетирования социально – экономического развития Хабаровского муниципального района………
32
Заключение…………………………………………………………………... 39
Список используемых источников………………………………………… 41
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностью выбранной темы. В настоящее время социально- экономическое развитие региона невозможно рассматривать отдельно от национальных и мировых социально-экономических процессов. Наибольший интерес вызывает необходимость перехода мирового сообщества к устойчивому развитию с целью разрешения усугубившихся социально- экономических проблем мирового масштаба. Международной Комиссией по окружающей среде и развитию на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН еще в 1987 году впервые были сформулированы принципы устойчивого социально-экономического развития, которые должны быть реализованы государствами и регионами на своих территориях.
В идеале устойчивое развитие предполагает стабильное развитие экономики и общества без нанесения невосполнимого ущерба окружающей среде, заботу о судьбе будущих поколений. Общие глобальные цели устойчивого развития реализуются каждым членом – государством мирового сообщества, а на их территориях – региональными или территориальными субъектами.
Устойчивое развитие экономики России, обеспечение ее динамичного и сбалансированного функционирования невозможно без совершенствования региональной политики, оптимизации региональных пропорций всего воспроизводственного процесса. При этом особого внимания требуют проблемы социально-экономического развития регионов с целью увеличения вклада каждого региона в прирост национального богатства, в улучшение условий и повышение качества жизни граждан.
Под влиянием глобализации мировых экономических процессов изменяется роль регионов в национальной экономике. Усиление конкуренции, свободный рынок, доступность ресурсов, в первую очередь информационных, позволяют регионам получить большие возможности для развития, выходить на мировые рынки. Однако, с другой стороны, регионы
4 стали более подвержены влиянию мировых экономических кризисов, экономической экспансии более сильных конкурентов.
Кроме того, не внесена ясность понятий «механизм устойчивого развития» и «механизм управления устойчивым развитием». Чаще в различных источниках идет речь о «механизме управления устойчивым развитием». В своей работе мы также будем делать акцент на «механизме управления устойчивым развитием» в силу изложенных выше доводов о необходимости государственного регулирования для обеспечения устойчивости развития.
В настоящее время административные, экономические, социальные рычаги и инструменты управления регионом слабо увязаны между собой, не учитывают особенностей регионального развития, не имеют под собой системной основы. Формирующийся механизм управления развитием региона должен обеспечить решение задач устойчивого развития, создавать прочную нормативно-правовую и экономическую базу для регионального развития, чем и обусловлена актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Методологические основы устойчивости социально-экономического развития рассматриваются и изучаются многими зарубежными и отечественными исследователями.
Значимый вклад в изучение устойчивого развития внесли следующие зарубежные авторы. Л. Вальрас, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, К. Маркс,
А. Маршалл, Д. Медоуз, Д. Рикардо, Дж. Сакс, П. Самуэльсон, А. Смит,
Ж. Сэй, А. Тойнби, М. Фридман, Ф. Энгельс, и др.
Изучение и систематизация теоретического материала показали, что, несмотря на многочисленные исследования в области устойчивого развития и регионального управления, не нашли полного отражения вопросы разработки и внедрения механизма устойчивого развития региона. В настоящее время механизм регионального развития не рассматривается как система, инструменты и рычаги управления разрознены и зачастую
5 противоречат друг другу. Кроме того, требует доработки также методика оценки устойчивости развития региона.
Цели и задачи исследования. Целью курсовой работ является разработка практических рекомендаций по формированию механизма устойчивого социально-экономического развития региона. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1.
Рассмотреть роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования,
2.
Провести анализ и предложить пути совершенствования социально – экономического развития Хабаровского муниципального района.
Объектом исследования является Хабаровский муниципальный район как социально-экономическая система.
Предметом исследования выступают теоретические и практические основы формирования механизма устойчивого социально-экономического развития региона.
Теоретическую
и
методологическую
основу проведенного исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным вопросам устойчивого развития социально-экономических систем, соответствующие законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации.
Методологической основой исследования послужили принципы диалектического метода познания, позволяющие выявить закономерности и противоречия, логику развития экономических систем. В рамках этого метода были использованы следующие приѐмы: сравнительный анализ, изучение динамических рядов, графический анализ, ранжирование. Также применялись методы мониторинговых оценок деловой активности, изучение и обобщение экономико-статистических показателей, интервьюирования, экспертных оценок.
6
Информационную базу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, монографии и статьи в специализированных изданиях, различные фактологические материалы
(годовые отчеты, аналитические и обзорные разработки, статистические и справочные материалы, опубликованные в зарубежных и отечественных источниках), а также информация исследовательских центров, социологических служб, сети интернет.
Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по формированию и внедрению единого механизма устойчивого социально-экономического развития региона.
Практическая
значимость
диссертационного
исследования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций по формированию и внедрению механизма устойчивого социально-экономического развития региона, а также дополнении методологического аппарата регионального управления.
7
1 Роль и полномочия местного самоуправления в социально –
экономическом развитии муниципального образования
1.1 Сущность и полномочия местного самоуправления согласно
российскому законодательству
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [4, 589]
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган
8 муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно- распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. [8, 139]
Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии
9 соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.
В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее, чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. [10, 220]
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться
10 правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. [18,
431]
Представительный орган муниципального района:
может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего
11 представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее
Расходы чем уровней через устранения два усиление года населенными со органом дня общественного начала прирост работы которой сформированного представительного ведает органа компетенции муниципального объектам района. [13, 328] возлагаться
Численность
Поршнева депутатов реках представительного отличаются органа завершены поселения, в которых том числе муниципального городского ранее округа, фирм определяется отношению уставом решений муниципального способной образования и невозможно не решением может потребительских быть реализованы менее:
7 деятельности человек - классифицируются при двух численности передовых населения сбалансированного менее 1000
Морозова человек;
10 регионов человек - дополнении при качество численности эффективности населения применение от 1000 этим до 10 000
Сохраняется человек;
15
Среди человек - содержащий при члену численности участие населения мзд от 10 000 осуществляют до 30 000 свыше человек;
20 образования человек - финансовой при млн численности отечественных населения находящимися от 30 000 создании до 100 000 ограниченность человек;
25 обороне человек - основных при собой численности референдуме населения свыше от 100 000 ориентир до 500 000 специалистов человек;
35 учитывалось человек - поставленной при посл численности
Вновь населения ограничение свыше 500 000
Морозова человек. ухудшения
Численность экономика депутатов нового представительного различными органа ухудшать муниципального района лекарственного определяется имущества уставом тайном муниципального межрегиональные района и части не целью может получили быть ревизионная менее
15
Отдельные человек. теплоснабжения
Количество определенный депутатов законами представительного субсидирования органа внутригородской млн территории позволяющей города равноправного федерального отчета значения района определяется уставом иностранных муниципального
Временное образования и экономические не отклонений может реализация быть
Альберт менее 10
Федеральном человек.
Представительный млн орган характеризующих муниципального рядов образования иметь обладает порядке правами юридического исторически лица. В решить исключительной исполняет компетенции отношения представительного органа председателя муниципального распорядка образования
Значимый находятся:
1) темы принятие конкурентов устава отчетов муниципального перспективу образования и услуг внесение в распространением него изменений и установленных дополнений;
2) экономическому утверждение внимания местного хозяйствах бюджета и мест отчета о национальной его
РФ исполнении;
3) расходной установление, выделяемых изменение и финансовой отмена мероприятиями местных указанных налогов и создать сборов в соответствии с наполняются законодательством молодѐжи
Российской
Наибольший
Федерации о активного налогах и сборах;
4) модернизация принятие малыми планов и систем программ общие развития реализовано муниципального конфедеративных образования, обороны утверждение муниципальном отчетов нормами об
Международной их обеспечить исполнении;
5) постановлением определение
Деятельность порядка законодательные управления и союзы распоряжения децентрализации имуществом,
находящимся в др муниципальной др собственности и потребительского др.