Файл: Введение в права человека Кафедра международного права и прав человека тгюу план.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в права человека

Кафедра международного права и прав человека ТГЮУ

План:

Права человека

Классификация прав человека

Свобода человека – это….

….cпособность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения.

Свобода предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Характеристики прав человека

Права человека как направление международного сотрудничества

Узбекистан и права человека

Права человека как критерий оценки государственной политики

Их основными функциями мониторинга являются

Показатели в области прав человека и их применение

Потребность в показателях в области прав человека и их применение – это часть расширенного процесса систематической работы по осуществлению, мониторингу и реализации прав.

Что такое образование в области прав человека?

Содержание данного термина раскрывается в таких международных документах, как:

Образование в области прав человека включает следующие этапы:

1) получение знаний и навыков, т. е. изучение прав человека и механизмов их защиты, а также способность их практического применения в повседневной жизни;

2) формирование ценностей, мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, защищающих права и свободы человека;

3) действия по защите и поощрению прав человека.

Образование в области прав человека способствует реализации следующих целей:

Концепция 3 поколений прав человека

Гражданские и политические права (права первого поколения)

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения) (1)

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения) (2)

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения) (3)

Коллективные права (права третьего поколения)

Литература:

Введение в права человека

Кафедра международного права и прав человека ТГЮУ

План:

  • 1. Понятие прав человека
  • 2. Классификация прав человека
  • 3. Права человека как направление государственной политики
  • 4. Права человека как направление международного сотрудничества
  • 5. Права человека как критерий оценки государственной политики.
  • 6. Важность образования в области прав человека
  • 7. Теория трех поколений прав человека

Права человека

  • - это правила, которыми должны руководствоваться государственные органы при обращении с отдельными людьми и группами лиц.
  • !!! Права человека дают нам преимущества в отношениях с государством.
  • Различают права человека:

    естественные, т. е. связанные с самим существованием и развитием человека;

    приобретенные, которые характеризуют социально-политический статус человека и гражданина.

  • Правa человека определены Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года.
  • С тех пор былo принятo мнoгo деклараций и конвенций (международных соглашений), содержащих более подробнoе oпиcaниe прав человека.

Классификация прав человека

  • Права человека основаны на принципе равноправия и отсутствия дискриминации.
  • Гражданские права защищают жизнь, неприкосновенность, свободу, законность и правопорядок, частную и семейную жизнь, свободу слова и свободу собраний, объединений и движений.
  • • Политические права защищают право людей участвовать в управлении своей страной (право избирать и быть избранным).
  • Экономические права защищают право на труд, создание профсоюзoв и учacте в их paбoтe, право нa участиe в забастовках и право на достойный уровень жизни.
  • • Социальные права защищают права личности на социальную защиту в случае отсутствия или потери работы, болезни, потери трудоспособности и пoявлeниe иных обстоятельств, не зависящих от воли человека.
  • Культурные права защищают право на образование и участие в культурной жизни, право пользоваться благами науки и авторское право.

Свобода человека – это….

….cпособность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения.


Свобода предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Характеристики прав человека

  • Права человека являются универсальными, неотъемлемыми, взаимосвязанными, взаимозависимыми и неделимыми.
  • Вместе эти характеристики, обеспечивают реализацию всех прав человека:
  • гражданских и политических (например, право участвовать в общественной жизни, свобода от пыток и произвольного задержания),
  • экономических, социальных и культурных (например, право на питание, социальную защиту, образование)
  • коллективных прав (например, право на развитие, права коренных народов) для всех людей во все времена, кроме отдельных ситуаций ограничения прав в соответствии с надлежащими правовыми процедурами.

Права человека как направление международного сотрудничества

  • Государства, придерживающиеся международных норм в области прав человека, неоспоримо выделяются, с международной точки зрения, как государства реальной демократии, а законность способствует стабильной и успешной деятельности власти.
  • Создание концепции международных прав человека параллельно их принятию национальными законодательствами по правам человека очень важно в том смысле, что и международные и национальные законы неуклонно повышают значимость свобод личности в политической, социальной и экономической сферах.

Узбекистан и права человека

  • В настоящее время Узбекистан присоединился более чем 80 основным международным документам по правам человека, в том числе 7 основным договорам ООН и 4 Факультативным протоколам, по реализации которых на регулярной основе представляются национальные доклады в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН.

Права человека как критерий оценки государственной политики

  • Существует девять основных международных договоров Организации Объединенных Наций по правам человека, осуществление которых контролируется комитетами независимых экспертов-договорными органами. Договорные органы создаются на основании положений договоров, которые они контролируют. Они получают существенную и административную поддержку от УВКПЧ.

Их основными функциями мониторинга являются


Показатели в области прав человека и их применение

Потребность в показателях в области прав человека и их применение – это часть расширенного процесса систематической работы по осуществлению, мониторингу и реализации прав.

  • Показатели рассматриваются как полезный инструмент для формулирования и предъявления претензий уполномоченным органам, а также для разработки политики и программ, которые обеспечивают реализацию прав человека.
  • Механизмы контроля за соблюдением прав человека, такие как договорные органы, мандатарии специальных процедур и УПО, ссылаются на широкий спектр показателей, включая статистические, и используют их. Потребность в конкретных показателях отражена в нормативной базе по правам человека.
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на образование и что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Что такое образование в области прав человека?

  • В 1993 году на Всемирной конференции по правам человека было заявлено, что образование в области прав человека является «существенным для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаимопониманию, терпимости и мира».
  • В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила период с 1995 по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и призвала все государства-члены ООН содействовать «обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры прав человека».

Содержание данного термина раскрывается в таких международных документах, как:

  • Всеобщая декларация прав человека (ст. 26),
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13),
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 10),
  • Конвенция о правах ребенка (ст. 29),
  • Конвенция о правах инвалидов (ст. 4, 8),
  • Декларация ООН «Об образовании и подготовке в области прав человека» и др.

Образование в области прав человека включает следующие этапы:

1) получение знаний и навыков, т. е. изучение прав человека и механизмов их защиты, а также способность их практического применения в повседневной жизни;

2) формирование ценностей, мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, защищающих права и свободы человека;

3) действия по защите и поощрению прав человека.

Образование в области прав человека охватывает все виды воспитательной, профессионально-образовательной, информационной, просветительской и учебной деятельности. Оно направлено на формирование у индивидуумов соответствующих знаний, умений и представлений, развитие способностей учащихся в целях обеспечения возможности вносить свой вклад в создание и поощрение универсальной культуры прав человека.

Образование в области прав человека способствует реализации следующих целей:

  • овладение гражданами определенной системой знаний по правам и свободам человека;
  • воспитание культуры прав человека, его ответственности и уважения прав других людей;
  • приобретение гражданами практических навыков по защите своих естественных и неотъемлемых прав (знание прав – это важнейшее условие подготовки человека к активной самостоятельной жизни, эффективному осуществлению его прав во всех сферах общественной жизни);
  • формирование гуманистического миропонимания, чувства человеческого достоинства, гражданской ответственности, глубокого понимания людьми своих прав и обязанностей.

Концепция 3 поколений прав человека

  • (права первого поколения)
  • (права второго поколения)
  • (права третьего поколения)

Гражданские и политические права (права первого поколения)

  • Эти права начали теоретически оформляться в XVII и XVIII столетиях, и в их основе лежали, главным образом, политические соображения. Постепенно стали признавать, что есть вещи, которые нельзя оставлять на усмотрение всесильного государства, и что люди должны иметь какое-то влияние на направление политики, касающейся их. Двумя центральными идеями были идея личной свободы и идея защиты личности от государственного произвола.
  • Сегодня гражданские и политические права подробно изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), и они включают в себя такие права, как право на участие в управлении государством и право не подвергаться пыткам.

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения) (1)

  • Социальные права – это те права, которые необходимы для полноценного участия в жизни общества. Они включают, по меньшей мере, право на образование, право на создание и содержание семьи, а также многие из прав, которые часто рассматривают как «гражданские», например, право на отдых, на здравоохранение, на неприкосновенность частной жизни и свободу от дискриминации.

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения) (2)

  • Экономические права включают, как принято считать, право на труд, на достойный уровень жизни, на жилье и на пенсионное обеспечение по старости или инвалидности. Экономические права отражают тот факт, что для человеческого достоинства необходим определенный минимальный уровень материального обеспечения, а также то, что отсутствие, например, значимой работы или жилья психологически может быть унизительным.

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения) (3)

  • Культурные права отнесены к культурному «образу жизни» общества. Им часто уделяют меньше внимания, чем многим другим видам прав. Они включают право свободно участвовать в культурной жизни общества и, возможно, также и право на образование.
  • Однако, многие другие права, официально не отнесенные к «культурным», жизненно необходимы того, чтобы общины различных меньшинств могли сохранить в окружающем их обществе свою особую культуру: например, право на отсутствие дискриминации и равную защиту перед законом.

Коллективные права (права третьего поколения)

  • Идея, лежащая в основе прав третьего поколения – это идея солидарности, и эти права охватывают коллективные права общества или народов, такие как право на устойчивое развитие, на мир, на здоровую окружающую среду.
  • Крайняя бедность, войны, экологические и стихийные бедствия во многих регионах привели к тому, что прогресс в области соблюдения прав человека там оказался очень ограничен. По этой причине многие сочли, что необходимо признать новую категорию прав человека: эти права гарантировали бы обществам, особенно в развивающемся мире, необходимые условия для обеспечения уже признанных прав первого и второго поколения.